Конспект «Семинар «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие»
МОУ «Крутоярская средняя общеобразовательная школа»
Практический семинар
«Эмоциональное сгорание-плата за сочувствие»
Разработал: педагог-психолог
Байкова Наталья Михайловна
-2012 год-
I. Теоретическая часть
Ростовский валеолог Г. Палеев говорил о том, что центром образования является Ребенок, но главна фигура в нем – Учитель! Транслировать можно детям только то, чем обладаешь сам. Транслируешь наиболее успешно то, в чем убежден.
1.1.Упражнение «Забота о близком».
Сейчас вам раздадут листочки. Вспомните, пожалуйста, о тех, о ком в последнее время (около шести месяцев) вам приходилось заботиться. Отметьте в листочках этих людей А теперь посмотрите, есть ли среди первых трех перечисленных вами лиц вы? Если вы будете заботиться в первую очередь о себе и о своем здоровье, то сможете еще долгое время заботиться и о других, близких вам людях.
Академик Российской академии медицинских наук Ю.П. Лисицын среди факторов, обуславливающих состояние здоровья человека, выделяет:
25% - влияния экологии;
20% - наследственности;
10% - медицины и организации здравоохранения;
50% - образа жизни человека.
1.2. Психологическое исследование.
Что же такое здоровый образ жизни?
Психологами школ Касимовского района было проведено исследование по выявлению представлений у учащихся подросткового и старшего школьного возраста о ЗОЖ, которое показало, что ЗОЖ в представлении наших детей связан с неупотреблением наркотиков, алкоголя, никотина, занятием спортом, полноценным питанием и неведением беспорядочной половой жизни.
ЗОЖ в представлении педагогов – это отсутствие вредных привычек, полноценный активный отдых, занятия спортом, хорошее настроение, здоровое питание.
Посмотрите, как похожи наши представления о ЗОЖ: дети транслируют нам то, что их окружает, преподносится им взрослыми.
1.3. Составляющие ЗОЖ.
ЗОЖ включает в себя три составляющие:
Уровень жизни – экономическая категория, то есть удовлетворение человеком своих материальных, духовных, культурных потребностей. Этот уровень напрямую связан с нашим достатком.
Качество жизни – степень комфорта в удовлетворении своих потребностей. Зависит от нашего социума, окружения.
Стиль жизни – поведенческие особенности человека, социально – психологическая категория, которая воспитывается.
Валеологи выделяют шесть показателей ЗОЖ:
отказ от вредных пристрастий;
оптимальный двигательный режим;
рациональное питание;
закаливание;
личная гигиена;
положительные эмоции.
К сожалению, ценность собственного здоровья пока нами не осознается в полной мере. В последнее время все чаще отмечается тревожная тенденция пренебрежения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей в обществе, все чаще у людей включается «программа саморазрушения» - на биологическом уровне это происходит под влиянием негативных факторов. В результате система органов работает на полную мощность, что ведет к истощению организма, появлению серьезных заболеваний
1.4. Опрос педагогов.
По результатам опроса педагогов:
Здоровье классного руководителя – это нормальный психологический климат в классе, доброжелательные отношения с учащимися, уважение и взаимопонимание со стороны коллег и родителей, терпение, выносливость, толерантность, внимание со стороны администрации, благополучная обстановка в семье, в том числе и материальная.
Что является для вас причиной невыхода на работу? По данным исследований с использованием психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья, педагоги склонны выходить на работу в школу, ДОУ даже несмотря на заметные нарушения состояния здоровья, сокращать время пребывания на больничном после перенесенного заболевания. Увы, но таким образом наше отношение к собственному здоровью не является примером здорового образа жизни и примером для подражания.
1.5. Стресс.
Один из главнейших врагов педагога-стресс (точнее, дистресс). Стрессовое состояние – напряжение центральной нервной системы, оно отражается на телесных и эмоциональных ощущениях, остается в долговременной памяти. Состояние стресса так же заразительно, как и любые выраженные эмоции. Люди с меланхолическим темпераментом, чувствительной нервной системой легче «заражаются» стрессом, флегматики, люди с сильной волей и твердым характером, менее зависимы от состояния окружающих. Умение предупреждать возникновение дистресса говорит о профессиональной компетентности педагога.
Отечественный психолог В.С. Мерлин выделял психологическое самочувствие педагога как ведущий показатель здоровья. Психологическое здоровье – это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную окружающей действительности регуляцию поведения и профессиональной деятельности.
Критерии психологического здоровья вы можете увидеть в своем раздаточном материале.
Целостной интегрированной характеристикой психологического здоровья выступает мышление педагога. Негативно (патогенно) мыслящий педагог позволяет своему негативу господствовать в сознании; имеет тенденцию излишне себя жалеть и лелеять в себя негативные состояния (обида, гнев, неспособность восстановить душевное равновесие); живет ожиданием негативных ситуаций, неудач в будущем; не умеет быть искренним, открытым в общении с детьми, часто не способен объективно оценить действительность.
Позитивно мыслящий педагог представляет перспективу своего будущего светлой и успешно реализуемой, способен к объективному самоанализу и соотнесению себя с другими людьми, объективному оцениванию ситуации, умеет видеть в окружающих положительные черты, стремится к сотрудничеству и сотворчеству с ребенком.
1.6. Профессиональное выгорание.
В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников.
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
СПВ – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных педагогов, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, - всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие».
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса, профессиональное выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения.
1.7. Результаты исследования по Касимовскому району
В школах нашего района проводилось диагностирование педагогов по определению психического «выгорания». Результаты данного исследования перед вами на экране.
Психоэмоциональное истощение – процесс эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.
Крайне низкий –
Низкий – 9%
Средний – 47%
Высокое – 37%
Крайне высокое – 7%
Личностное отдаление – спецефическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.
Крайне низкий -
Низкий – 7%
Средний – 66%
Высокое – 17%
Крайне высокое – 10%
Профессиональная мотивация – уровень рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.
Крайне низкий -
Низкий -
Средний – 3%
Высокое – 10%
Крайне высокое – 87%
Профессиональное выгорание
Крайне низкий -
Низкий -
Средний – 33%
Высокое – 40%
Крайне высокое – 27%
II Практическая часть
2.1. Стресс-тест на профессиональное выгорание. Инструкция: Вам предложены утверждения, с которыми Вы согласны (да), не согласны (нет), они верны в некоторых случаях (иногда).
1.Меня тяготит педагогическая деятельность. 2.У меня нет желания общаться после работы. 3.У меня в классе есть "плохие" дети. 4.Если есть настроение - проявлю соучастие и сочувствие к ребенку, если нет настроения - не считаю это необходимым. 5.Желая упростить решение профессиональных задач, я могу упростить обязанности, требующие эмоциональных затрат.
Результаты теста конфиденциальны и каждый сам решает, стоит ли полученной информацией делиться с другими. Каждый ответ "да"- 3 очка, "иногда"-2 очка, "нет"- 1 очко. Ключ: 5-8 очков - Вы не подвержены синдрому эмоционального выгорания; 9-12 очков - идет формирование профессиональных деформаций в виде эмоционального выгорания;
13-15 очков - идет развитие синдрома эмоционального выгорания.
2.2.Профилактика и психологическая помощь.
Современный педагог обязательно должен владеть навыками снятия стрессового напряжения, которое может возникать в процессе работы. Это необходимо для сохранения здоровья не только самого педагога, но и учащихся. Все мы знаем, что существуют разные способы снятия стресса.
Упражнение «Обещание самому себе»
Запишите три пункта, которые вы могли бы сделать в каждой из трех областей – профессиональной, организационной и личной – для работы со вторичной травмой.
Пометьте звездочкой те пункты в каждом разделе, которые вы можете выполнить в течение следующего месяца.
В каждом разделе подчеркните тот пункт, который вы можете попробовать выполнить уже на следующей неделе.
Ваш лист может выглядеть примерно так: (презентация)
Личная сфера
Взять отпуск
Делать зарядку
Встретиться с близкой подругой
Профессиональная сфера
Саморазвитие, целеполагание
Прогуливаться в конце рабочего дня
Целеполагание
Организационная сфера
Провести дискуссию с коллегами по теме профессионального сгорания
Устроить вечеринку сотрудников
Собраться для обсуждения
(педагоги работают и обсуждают) Оказывается, каждый из нас прекрасно знает, каким образом снимать стрессовое состояние, как жить полной жизнью и “не сгореть” на работе. Поэтому давайте обобщим все вышесказанное: ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА Главный секрет – улыбка, смех, юмор!! Начните свой день со смеха и улыбки. Проснувшись, покривляйтесь и похихикайте перед зеркалом. Улыбнитесь своему отражению, близким и новому дню. Действуйте! Наведите порядок дома или на рабочем месте (Создайте из хаоса порядок. Организуйте Ваш дом и рабочее место так, чтобы Вы всегда могли найти вещи, которые ищите. Поместите их туда, где они должны быть, и не надо будет разыскивать в панике нужную Вам вещь и подвергаться стрессу.); Устройте прогулку по городу пешком Пройдите по магазинам Побейте мяч или подушку. Отвлекайтесь! Много пользы приносит прогулка на природе, на свежем воздухе. Чаще общайтесь с природой, с животными. Сделайте что-нибудь лучшее для вашего внешнего вида. Если Вы будете выглядеть лучше, это заставит Вас и чувствовать лучше. Модная прическа, новый костюм могут придать Вам жизненного тонуса, в котором Вы нуждаетесь. Уходя с работы, оставьте и мысли о ней на завтра. Не забывайте, что массаж, баня, сауна – прекрасные средства для расслабления и отдыха Творите! Любая творческая деятельность может исцелять от переживаний: Рисуйте, Пойте, Шейте, Лепите, Конструируйте, Готовьте новые блюда и т.д. Движение, танцы, музыка – это ЖИЗНЬ! К естественным способам регуляции организма относится также вкусная и полезная еда, фрукты и фруктовые соки.
А сейчас рассмотрим другие способы саморегуляции эмоционального состояния.
Способы, связанные с управлением дыханием
Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.
Глубоко и медленно дышите. Когда люди испытывают стресс, они дышат поверхностно. Это может привести к мышечному напряжению вследствие недостаточного снабжения тканей кислородом. Расслабьте мышцы и сделайте несколько глубоких вдохов. Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна). На следующие четыре счета проводится задержка дыхания. Затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6. Снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.
Визуализация
Представьте себе все, что вас беспокоит, после этого, мысленно помещайте всё это в шар, и отправляйте вдаль, в пустоту.
Представьте как вещь, которая вас беспокоит, изменяет свой цвет, будучи чёрной, окрашиваясь в белый цвет. После этого, уменьшите эту проблему насколько возможно и удалите от себя на большое расстояние.
«Настройка на определенное эмоциональное состояние». Предлагается мысленно связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким-либо характерным жестом; спокойное, расслабленное - с другим, а уверенное, «побеждающее» - с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.
Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движениемПод воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.
Встаньте прямо, руки свободно висят вдоль туловища. Представьте, что к вашему темени прикреплена ниточка, за которую вас не сильно, но уверенно тянут вверх. Позвольте голове последовать за направлением силы натяжения. Понемногу вытягивайте шею. Затем начинайте вытягивать позвоночник. Когда почувствуете, что позвоночник выпрямился, встаньте на цыпочки.
Упражнение «Гора с плеч» Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины. Важно контролировать осанку и чувство уверенности в себе. Упражнение выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.
Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмичных движений:
- движения Тест «Вы умеете быть счастливыми?» У каждого есть в жизни моменты, когда чувствуешь себя счастливым. Бывают и другие, когда ненавидишь себя и весь свет. Наверное, иначе и быть не может... И все же тайно завидуешь людям, которые по крайней мере внешне всегда выглядят довольными собой, к происходящему вокруг относятся философски. А к какой категории людей принадлежите Вы? Умеете ли быть счастливым? Может быть, ответить на этот вопрос вам поможет наш тест.
Инструкция: На каждый вопрос выберите один из трех ответов. 1. Когда порой задумываетесь над прожитой жизнью, приходите ли Вы к выводу, что а) все было скорее плохо, чем хорошо, б) было скорее хорошо, чем плохо, в) все было отлично. 2. В конце дня обыкновенно а) недовольны собой, б) считаете, что день мог бы пройти лучше, в) отходите ко сну с чувством удовлетворения. 3. Когда смотрите в зеркало, думаете а) "О, боже, время беспощадно!" б) "А что, совсем еще неплохо!", в) "Все прекрасно!". 4. Если узнаете о крупном выигрыше кого-то из знакомых, думаете а) "Ну мне-то никогда не повезет!", б) "А, черт! Почему же не я?", в) "Однажды так повезет и мне!". 5. Если услышите по радио, узнаете из газет о каком-либо происшествии, говорите себе: а) "Вот так однажды будет и со мной!", б) "К счастью, меня эта беда миновала!", в) "Эти репортеры умышленно нагнетают страсти!". 6. Когда пробуждаетесь утром, чаще всего а) ни о чем не хочется думать, б) взвешиваете, что день грядущий нам готовит, в) довольны, что начался новый день, и могут быть новые сюрпризы. 7. Думаете о ваших приятелях: а) они не столь интересны и отзывчивы, как хотелось бы, б) конечно, и у них есть недостатки, но в целом они вполне терпимы, в) замечательные люди! 8. Сравнивая себя с другими, находите, что а) "Меня недооценивают", б) "Я не хуже остальных", в) "Гожусь в лидеры, и это, пожалуй, признают все!" 9. Если ваш вес увеличился на четыре-пять килограммов а) впадаете в панику, б) считаете, что в этом нет ничего особенного, в) тут же переходите на диету и усиленно занимаетесь физическими упражнениями, 10. Если вы угнетены а) клянете судьбу, б) знаете, что плохое настроение пройдет, в) стараетесь развлечься. Каждый ответ а 0 очков, 61 очко, а в 2 очка. 1720 очков, Вы до того счастливый человек, что прямо не верится, что это возможно! Радуетесь жизни, не обращаете внимания на неприятности и житейские невзгоды. Человек Вы жизнерадостный, нравитесь окружающим своим оптимизмом, но... Не слишком ли поверхностно и легковесно относитесь ко всему происходящему? Может быть, немного трезвости и скепсиса вам не повредит? 1316 очков, наверное, Вы «оптимально» счастливый человек, и радости в вашей жизни явно больше, чем печали. Вы храбры, хладнокровны, у вас трезвый склад ума и легкий характер. Не паникуете, сталкиваясь с трудностями, трезво их оцениваете "Окружающим с вами удобно. 812 очков, счастье и несчастье для вас выражаются известной формулой «50 х 50». Если хотите склонить чашу весов в свою пользу, старайтесь не пасовать перед трудностями, встречайте их стоически, опирайтесь на друзей, не оставляйте их в беде. 07 очков Вы привыкли на все смотреть сквозь черные очки, считаете, что судьба уготовила вам участь человека невезучего, и даже иногда бравируете этим. А стоит ли? Старайтесь больше времени проводить в обществе веселых, оптимистически настроенных людей. Хорошо бы чем-то увлечься, найти «хобби». Стать более счастливыми помогает всем нам ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ! МЫСЛЬ – это то, чем человек может свободно управлять!!! Позитивное мышление – это ваше психическое отношение к жизни, самому себе, происходящим событиям и событиям, которые только должны произойти. Это ваши хорошие мысли, слова и образы, являющиеся источником успеха в жизни. Позитивное мышление - это ожидание счастья, радости, здоровья, успешного завершения любой ситуации и принимаемых решений. В позитивном мышлении существуют три основных направления Позитивный настрой Аффирмации Собственно позитивное мышление Позитивный настрой. Представьте себе плохо настроенный музыкальный инструмент. Вам нравится его звучание? А теперь представьте, что этот инструмент настроили. Какие прекрасные звуки он станет издавать! Какое удовольствие получат окружающие! Так и человек. Настроился с утра позитивно, и день прошел ЗДОРОВО! Все получилось! Окружающие тоже довольны, и получают позитив от общения с ним! А теперь вспомните себя Настроение с утра частенько неважное, можно сказать, паршивенькое, спать хочется, на работу идти не хочется, к зеркалу подходим – . И другая ситуация: еще не вставая с постели, настроили себя на позитивный лад, сказали себе: «День замечательный! Я – красавица! У меня все получится!», и у вас действительно все получится!!! Ключевые фразы позитивного настроя: «Я смогу», «Я достоин», «У меня получится» «Я сделаю»
Аффирмации Аффирмации – это осознанные, четко сформулированные позитивные мысли, которые человек думает намеренно для того, чтобы заменить негативные убеждения: Это позитивные утверждения. Это фразы, полные уверенности и силы. Произносите их вслух, и ваша обычная речь также будет полна уверенности и силы. В моей жизни нет ничего хорошего - Моя жизнь с каждым днем становится лучше Примеры аффирмаций: Сегодня я обретаю эмоциональную свободу. Я отпускаю прошлое. Я прощаю себя и других людей. Я желаю успеха себе и всем, кто меня окружает. Мне легко верить в себя. Мои мысли созидают мою жизнь. Я люблю красоту и окружаю себя красотой. Использовать аффирмации надо каждый день: А. всегда должны говорить о том, что Вы хотите, а не о том, чего Вы не хотите. А. должны быть сформулированы в настоящем времени А. должны касаться только Вас и положения Ваших дел.
ПРАКТИКУМ Сейчас я предлагаю Вам несколько негативных убеждений из нашей с вами повседневной жизни, которые Вам в процессе групповой работы предстоит превратить в АФФИРМАЦИИ. Время для работы – 3 минуты. «Негативные убеждения» 1. На работе меня никто не ценит 2. Мои коллеги меня раздражают 3. Я боюсь, что у меня не получится 4. Я не могу смотреть на себя в зеркало 5. Я разочарован в жизни Ответы групп. На работе меня никто не ценит На работе меня любят Многие из моих коллег меня раздражают Меня окружают только позитивные и веселые люди Я боюсь, что у меня не получится У меня всё получается просто великолепно. Не могу смотреть на себя в зеркало Мне нравится, как я выгляжу Я разочарован (а) в жизни Я люблю жизнь!
Позитивное мышление – умение правильно смотреть на мир. Умение перестроиться с «-» на «+». Для того, чтобы понять принцип действия позитивного мышления, давайте вспомним всем известные анекдоты про «пессимиста» и «оптимиста». (Участники рассказывают, затем обсуждают) Я не смогу встретиться с вами завтра Я не знаю, что вам посоветовать Если я не выйду замуж до 30-40 лет, значит, я неудачница Я больше ничего здесь не добьюсь.
Я смогу встретиться с вами через день Я подумаю, и постараюсь вам помочь У меня все же будет еще достаточно времени, чтобы найти свою вторую половину Я постараюсь ещё раз. ПОМНИТЕ: Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).
И еще несколько советов для тех, кто хочет научиться мыслить позитивно: 1. Никогда не позволяйте себе зацикливаться на мыслях: Жизнь тяжела. Я никогда не буду счастлив. В моей жизни нет ничего хорошего Меня никто не понимает. 2. Снижайте значимость событий! 3. Не стоит себя накручивать и драматизировать!!! Кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено! 4. Избавляйтесь от тревоги, научитесь контролировать эмоции. На любой работе есть факторы, на которые вы повлиять не можете. Воспринимайте все внешние раздражители, как погоду. Ведь на дождь и ветер обижаться глупо. 5. Выражайте эмоции без вреда для окружающих. Не забывайте, что можно инфицировать коллег своим внутренним состоянием. 6. Ограничьте свои контакты с негативными, вечно ноющими и жалующимися на жизнь людьми. Общаясь с такими людьми необходимо научиться создавать
отстраненную позицию. Слушать, но эмоционально не включаться, не принимать все близко к сердцу. 7. Будьте открыты для общения!!!! Старайтесь чаще общаться с веселыми, жизнерадостными людьми. Они всегда поддержат вас и просто повысят настроение. 8. Прощайте и забывайте обиды. Примите тот факт, что люди вокруг Вас и мир, в котором мы живем не совершенны. Верьте тому, что большинство людей стараются делать все настолько хорошо, насколько могут. 9. ХВАЛИТЕ СЕБЯ! Известно, что «слово может убить, слово может и спасти». В случае даже незначительных успехов хвалите себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» Устраните из Вашей жизни самоуничтожающие фразы типа: я слишком стар для этого», «я слишком полный для этого». Советы на каждый день тем, кто хочет стать позитивным 1. Каждый раз перед сном прокручивайте в своей памяти все приятные события дня. Радуйтесь каждому прожитому мгновению, благодарите за него судьбу. Так вы постепенно будете учиться мыслить позитивно. 2. Когда у вас хорошее настроение, не забудьте поделиться им с окружающими. 3. Смейтесь, когда вам смешно. Даже если вы смеетесь над собой. Это полезно. 4. Старайтесь чаще улыбаться. Это поможет вам наладить общение с окружающими. Кроме того, улыбчивый человек выглядит более привлекательным. 5. Старайтесь видеть позитивное даже в негативном. Извлекайте уроки из неприятных ситуаций. И напоследок Будьте внимательны к себе: это поможет вам заметить первые симптомы усталости. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться. Любите жизнь, и она обязательно ответит вам тем же!
III Заключительная часть
3.1.Упражнение «Дружественная ладошка». Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется. Участникам раздаются листки бумаги. Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам. Выполнение задания участниками. 3.2. Рефлексия «Роза ветров»
Занимая определенное место внутри размеченной «розы ветров» вы можете выразить свое отношение к сегодняшней беседе.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 14153.3. Заключительное словоЧеловек должен иметь смысл и цель жизни, а важнейшим условием осуществления этого смысла и достижения цели является здоровье.
Поддержание в собственном сознании установки на длительную жизнь и бережное отношение к возможностям своего организма помогают человеку самореализовываться.
Попробуйте дополнить свой обыденный рацион жизни ежедневными вкладами в копилку здоровья, делайте хотя бы по одному положительному поступку для себя, любимого. Это могут быть: физические упражнения, дыхательная гимнастика, релаксация, массаж или водные процедуры.
Современный человек обязан учиться здоровью, овладевая для этого различными, привычками, как он овладевает знаниями по использованию бытовой техники, ведь своим здоровьем он на 50% обязан своему образу жизни. Это позволяет предполагать, что наше здоровье в наших руках. Успехов вам в укреплении своего здоровья!
Очень хорошо
Не приго-дится в жизни
Очень плохо
Пригодится в жизни
15