Технологическая карта урока по русскому языку на тему Буквы з, с на конце приставок (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе.
Тема урока: « Главные и второстепенные члены предложения»
Цель урока: систематизировать знания учащихся по данной теме, закрепить умения различать члены предложения
Задачи урока:
В ходе индивидуальной и групповой работы с дидактическими материалами закрепить знания учащихся по теме.
Развивать и тренировать внимание, память, мышление.
Повышение мотивации учащихся к изучению русского языка.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами урок - обобщение по теме « Главные и второстепенные члены предложения» Мы вспомним, все, что нам известно об этих членах предложения. Проведем фронтальный опрос в форме ответов «да»-«нет». Если утверждение неверно, то дать правильный ответ.
1.Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и члены предложения, называется фонетика.
2.По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
3.Обстоятельство - это главный член предложения.
4.По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные.
5.Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.
6.Предложение, состоящее только из грамматической основы, называется распространенным.
7.Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными.
8.Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета, называется дополнение
9.Второстепенный член предложения,отвечающий на вопросы косвенных падежей,называется обстоятельством.
На доске записаны предложения. Распространите предложения так, чтобы получился текст. В каждом предложении подчеркните главные и второстепенные члены.
Гроза.
Небо нахмурилось. Набежала туча. Затих лес. Ударил дождь. Сверкает молния. Гремит гром.
Учащиеся зачитывают получившиеся предложения и комментируют, какими второстепенными членами было распространено предложение.
Выполнение итогового теста по теме «Главные и второстепенные члены предложения».
Вариант 1
Прочитай текст и выполни задания.
(1) Белка ловка и быстра. (2) Она построила гнездо на старой елке ещё весной. (3) Беличье гнездо сделано из тонких веток. (4) Любимый корм белочки – сосновые и еловые семена, орехи, грибы. (5) Сорвет белка на сосне шишку и быстро выгрызет из нее семена.
1. Дополнение отвечает на вопросы:
а) косвенных падежей б) какой? чей? в) где? куда? когда?
2. Какое предложение является нераспространенным?
а) 1 б) 2 в) 4
3. Каким членом предложения является слово БЫСТРО (предложение №5):
а) сказуемое б) дополнение в) определение г) обстоятельство.
4. В каком предложении сказуемое выражено существительным в Именительном падеже:
а) 2 б)3 в) 4
5. Выпишите основу из предложения № 5.
6. Какой знак препинания нужно поставить в предложении: В стужу белка кормится осенними припасами (?) орехами, желудями, грибами, шишками.
а) запятая б) тире в) двоеточие
7. В каком предложении НЕ нужно ставить тире?
а) Пирамиды Египта одно из чудес света.
б) Храбрость сестра победы.
в) Помощь пострадавшим необходима.
8. Какое предложение нераспространённое?
а) В лес въезжает витязь мой.
б) Пляшут, блещут мотыльки.
в) Едет гладким он путем.
г) С ним встречается старик. 9. Какая пара слов является словосочетанием?
а) вьется винтом
б) царевна спит
в) перед дворцом
г) прыгают, шумят
10. Укажите грамматическую основу в предложении.
Одноногий пират искал с золотом клад, а нашёл лишь пустой сундук.
а) пират искал
б) искал клад
в) нашёл сундук
г) пират искал, нашёл
11. Какое предложение вопросительное?
а) Дочка царская пропала
б) Ах ты, мерзкое стекло
в) Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее
г) Ты прекрасна, спору нет
12. В каком предложении нет дополнения?
а) Воротись, поклонися рыбке.
б) Входят семь богатырей.
в) Давно, давно ты ждешь меня.
г) Через леса, через моря колдун несёт богатыря.
13. Какое предложение является нераспространённым?
а) На остановке было два человека.
б) Птицы заволновались, закричали.
в) Беги быстрее.
г) Подъехал переполненный автобус.
14. В каком предложении определение является эпитетом?
а) Зал освещали хрустальные люстры.
б) Зелёные вершины деревьев о чём-то тихо шептались.
в) В её карих глазах пряталась усмешка.
г) Сквозь асфальт пробивался нежный росток.
15. В каком предложении обстоятельство выражено наречием?
а) Через час мы встретились.
б) Рыбацкие снасти лежали в рюкзаке.
в) Днём выучу уроки и погуляю.
г) Я положил телефонную трубку на место.
16. Из данного предложения выпишите дополнение
Небольшой зал освещал единственный светильник.
Вариант 2
Прочитай текст и выполни задания.
(1) Волки живут и в лесах, и в пустынях, и в тундре. (2) Зимой волки собираются в стаи. (3) Вожак в стае – самый сильный и опытный волк. (4) Зимой голодный волк подходит к деревне, подкрадывается к хлеву и хватает любую живность. (5) Волк силен и умен.
1. Обстоятельство отвечает на вопросы:
а) где? куда? когда? б) косвенных падежей в) какой? чей?
2. Какое предложение является нераспространенным?
а) 1 б) 2 в) 5
3. Каким членом предложения является слово ЖИВНОСТЬ (предложение №4):
а) сказуемое б) дополнение в) определение
г) обстоятельство.
4. В каком предложении сказуемое выражено существительным в Именительном падеже:
а) 3 б)2 в) 4
5. Выпишите основу из предложения № 1.
6. Какой знак препинания нужно поставить в предложении: Мы лечили разных птиц (?) цаплю, синицу, скворца.
а) тире б) двоеточие в) запятая
7. В каком предложении НЕ нужно ставить тире?
а) Лягушки хладнокровные животные.
б) Сорока самая болтливая птица на свете.
в) Утренний ветерок свеж и нежен.
8. Какое словосочетание является глагольным?
а) последний урок
б) просьба помочь
в) мост через реку
г) идти по мосту9. В каком предложении только один главный член?
а) Прошло несколько лет.
б) Свет слишком яркий.
в) Когда закончишь работу?
г) Хотел бы я оказаться на твоём месте!
10. В каком предложении сказуемое выражено именем существительным?
а) Антоний Погорельский — псевдоним Алексея Алексеевича Перовского.
б) Вдруг сердце у Алёши ещё сильнее забилось.
в) Ночь была лунная.
г) Все замолкли, стали к стенам в два ряда и сняли шляпы.
11. Какое предложение является нераспространённым?
а) На остановке было два человека.
б) Птицы заволновались, закричали.
в) Беги быстрее!
г) Подъехал переполненный автобус.
12. Из данного предложения выпишите подлежащее.
Два дня мы были в перестрелке.
13. В каком предложении нет дополнения?
а) Вот из моря вылез старый Бес.
б) Женихи ей поклонились, потихоньку удалились.
в) Не губи меня, девица!
г) К красну солнцу наконец обратился молодец.
14. В каком предложении определение является эпитетом?
а) У окна поставили большой деревянный стол.
б) Беспомощный птенчик выпал из гнезда.
в) Мы ловили рыбу на речной отмели.
г) Сентябрь — первый осенний месяц.
15. В каком предложении обстоятельство выражено наречием?
а) От вокзала мы доехали на троллейбусе.
б) Ночью все кошки серы.
в) В лесу раздавался топор дровосека.
г) В ноябре погода переменчива.
16. Из данного предложения выпишите дополнение
Кукольные домики украшали затейливые узоры.