Конспект урока русского языка по теме: «Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з//c»
Дата: 19 октября 2012 года
Тема урока: «Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з//c»
Тип урока: открытие новых знаний
Цели:
предметные: - познакомить учащихся с правилом написания приставок без- / бес-, из- / ис-, раз- / рас-;
- начать работу по отработке написания слов с этими приставками;
метапредметные: - способствовать овладению способностью определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формировать умение наблюдать, анализировать и обобщать , высказывать своё предположение (версию) на основе
наблюдения за языковым материалом;
- формировать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- учить преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Универсальные учебные действия: познавательные (П)
регулятивные (Р)
коммуникативные (К)
личностные (Л)
Оборудование урока: - презентация на интерактивной доске с использованием устройства «MIMIO»,
- карточки для парной и групповой работы,
- интерактивный тест в образовательном пространстве - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Этапы урока
Деятельность учителя и учащихся
Универсальные учебные действия, формируемые на разных этапах урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи на уроке.
- А начать его я предлагаю словами великой русской актрисы Фаины Раневской: «Орфографические ошибки в письме как клоп на белой блузке».
- Как вы их понимаете?
- Как вы думаете, почему именно этими словами мы начинаем наш урок?
- К какому блоку относится урок?
- Какая главную цель мы ставим на уроках блока «Правописание»? (Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком)
самоопределение (Л);
смыслообразование (Л);
целеполагание (П);
2.Актуализация знаний и выявление проблемы.
- Предлагаю провести орфографическую разминку. Я прочитаю слова, а вы должны определить орфограмму, которая есть в каждом слове.
подумать, закрыть, прописать, прошить, доплыть, надстроить
- В какой части слова находится орфограмма? Как она называется? (в приставке, безударная гласная в приставке)
- Какое задание мы можем выполнить с этими словами? (провести классификацию и записать слова в два столбика)
- Какие умения вам понадобятся для его выполнения?
Учитель диктует, дети записывают слова.
- Проверьте свою работу по эталону. Оцените на шкалах.
- Что вы можете сказать о правописании этих приставок? Могут ли они менять своё написание? (нет, они пишутся традиционно)
- Как вы думаете, есть ли приставки, которые могут менять написание в зависимости от каких-либо условий?
- Давайте попробуем разобраться.
- Возьмите карточку 1. (см. приложение)
- Какое задание вам надо будет выполнить? (угадать слово по его лексическому значению)
Учащиеся работают в парах.
- Посмотрим, какие слова вы записали.
рассвет бесполезный испуг
разведка бездельник известный
- Выделите в словах приставки.
- Что вы заметили? (одни приставки пишутся с буквой з, а другие- с буквой с)
- Как вы думаете, есть ли какая-то закономерность в написании этих приставок? Можем ли мы их проверить?
анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
обобщение, аналогия (П)
волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
постановка и формулирование проблемы (П);
4.Определение темы и постановка учебной задачи.
5. Открытие новых знаний.
- Какова тема урока? (Правописание приставок с буквами з и с)
- Какую учебную задачу мы должны будем выполнить? (Выяснить, можно ли проверить, как пишутся эти приставки; научиться писать слова с приставками)
- Где мы можем узнать эту информацию? (в учебнике, справочнике, в Интернете).
- Но интереснее догадаться самим.
физминутка
- Я предлагаю вам провести исследование и понаблюдать за словами с интересующими нас приставками.
- Возьмите конверт. В нём лежат карточки и таблица (см. приложение).
Вы должны распределить работу и заполнить предложенную таблицу. Не забывайте о правилах работы, для того, чтобы ваша группа успешно справилась с заданием.
Таблица для групповой работы.
Прочитай слово, выдели приставку и запиши её в нужный столбик.
перед глухим согласным
перед звонким согласным
рассвет
разведка
бесполезный
бездельник
испуг
известный
- Какое время необходимо для выполнения работы?
- Давайте обобщим ваши наблюдения и сделаем выводы.
- Когда же в приставках пишется буква з? А когда буква с?
- Как мы можем себя проверить? (сравнить свой вывод с выводом в учебнике, найти нужную информацию в интернете)
Учащиеся читают вывод в учебнике на стр.65.
- Что ещё мы можем сделать, чтобы лучше запомнить это правило? (составить алгоритм)
- Возьмите карточку с алгоритмом и дополните его.
- Проверьте свой алгоритм.
целеполагание, как постановка учебной деятельности (Р);
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли (К);
поиск и выделение необходимой информации (П);
анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
использование знаково-символических средств (П);
6.Первичное закрепление во внешней речи.
- А теперь наш помощник будет помогать нам в выборе нужной приставки.
- Предлагаю вам поработать в парах, для того, чтобы лучше запомнить алгоритм и потренироваться в написании слов с приставками, оканчивающимися на с и з.
Учащиеся выполняют упражнение 1 на странице 66.
умение выражать свои мысли (К);
умение действовать по алгоритму (Р);
использование знаково-символических средств (П);
7.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
- Какую учебную задачу мы поставили? (научиться писать слова с приставками, которые оканчиваются на з и с)
- Проверить, достигли ли мы её, нам поможет самостоятельная работа, которую мы выполним с помощью компьютера в образовательном пространстве.
Учащиеся выполняют тест «Правописание приставок» в образовательном пространстве. После выполнения проходит обсуждение результатов.
самоконтроль в форме результата с заданным эталоном (Р);
волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
оценивание качества и уровня усвоения, коррекция (Р);
9.Рефлексия учебной деятельности.
- Какую учебную задачу мы поставили? Смогли ли мы её достичь?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Чем бы вы хотели заняться на следующе уроке?
- Что я нового узнал для себя?
- Смогу я в дальнейшем применять это в жизни?
- Что во мне изменилось в результате моей деятельности?
умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П);
умение выражать свои мысли (К);
оценка-выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование (Р).
Приложения.
Приложение 1. Карточка для работы в парах.
Время перед восходом солнца –
Сбор сведений о противнике во время войны –
Труд без пользы –
Тот, кто ничем не занимается –
Внезапное чувство страха –
Такой, о котором знают все –
Приложение 2. Карточки для групповой работы.
Выдели корень и приставку в словах.
Дай характеристику первому звуку корня.
рассвет [ ] – звонкий, глухой
разведка [ ] – звонкий, глухой
Выдели корень и приставку в словах.
Дай характеристику первому звуку корня.
бесполезный [ ] – звонкий, глухой
бездельник [ ] – звонкий, глухой
Выдели корень и приставку в словах.
Дай характеристику первому звуку корня.
испуг [ ] – звонкий, глухой
известный [ ] – звонкий, глухой
Карточка 3. Таблица для групповой работы.
Прочитай слово, выдели приставку и запиши её в нужный столбик.
перед глухим согласным
перед звонким согласным
рассвет
разведка
бесполезный
бездельник
испуг
известный
Вывод.
Приставки с буквой с (рас, бес, ис) пишутся перед согласными.
Приставки с буквой з (раз, без, из) пишутся перед согласными.
Приложение 4. Алгоритм.
з или с
Определяю, с какого звука
начинается корень
[ ]
Если звук
[ ] [ ]
Основной шрифт