Разработка открытого урока по русскому языку в соответствии с ФГОС Учимся писать приставки оканчивающиеся на з и с 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Седельниковская средняя школа №2»
Седельниковского муниципального района Омской области.  
Тема урока:
 «Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з//c».
Учитель начальных классов: Криворотова С.Н.
2014 – 2015 уч. год
Тип урока:   открытие новых знаний
Формы организации  деятельности учащихся:
-индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая работа. 
Цели:
предметные:        
  - познакомить учащихся с правилом написания приставок без- / бес-, из- / ис-, раз- / рас-;    
 - начать работу по отработке написания слов с этими приставками;
Метапредметные:
Познавательные :- постановка и формулирование проблемы;
- поиск и выделение необходимой информации;
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
- умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.Регулятивные :
- целеполагание, как постановка учебной деятельности;
-оценка-выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование;
 Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли.
Личностные:
- принимают образ «хорошего ученика»;
- осознают значение учебной деятельности.
Технологическая карта
Этап   урока Деятельность учителя и учащихся  УУД
Мотивация к учебной   деятельности
Урок русского языка. (слайд 1)
Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи на уроке.
- Прочитайте девиз нашего урока.
Успех не придет к Вам. Вы сами должны дойти до него. 
(слайд 2)
Как вы понимаете эти слова?
- Как вы думаете, почему именно этими словами мы начинаем наш урок?
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Личностные: самоопределение.
Актуализация знаний и выявление проблемы.
- К какому блоку относится наш урок?
- Какую  главную цель мы ставим на уроках блока  «Правописание»?
 (Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты)
Открываем рабочую тетрадь. Записываем число и классная работа.
Посмотрите на экран  (слайд 3)
- В группе слов найдите лишнее, объясните, почему вы его выбрали.
Красивый, осенний, бесполезный, 
Работа, безделье, дом, 
 Работать, развеять, прыгать,.Расписание ,щедрый. клеить
Обратите внимание на слова, что их объединяет?
- Бесполезный, безделье, развеять ,расписание . (слайд 4)
 А что общего в приставках? (з//с) И как вы думаете над, чем мы с вами будем сегодня работать?
Коммуникативные:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью .
Познавательныеанализ 
сравнение, обобщение, классификация с целью выделения признаков
Регулятивные:
выдвижение гипотез и их обоснование.
Определение темы и постановка учебной задачи.
Какова тема урока? (Правописание приставок с буквами з и с) (слайд 5)
- Какую учебную задачу мы должны будем выполнить? (Выяснить, можно ли проверить, как пишутся эти приставки; научиться писать слова с приставками)
- Где мы можем узнать эту информацию? (в учебнике)
- Но интереснее  догадаться самим.
- Я предлагаю вам провести исследование и понаблюдать за словами с интересующими нас приставками.
Регулятивные: целеполагание, постановка учебной деятельности контроль, оценка, коррекция.
Открытие новых знаний. Работа по карточкам. (работа в парах)Прочитайте задание, которое вы должны выполнить.
Выдели корень , приставку в словах. 
Выберите и подчеркни правильную характеристику первого звука корня.
Безопасный -[     ] – согласный ,звонкий,  глухой
бесполезный- [     ] – согласный , звонкий,  глухой
разыграть   - [     ] – гласный, согласный
распилить   - [     ] – согласный , звонкий,  глухой
развеять -[     ] – согласный, звонкий,  глухой
исправить-[     ] – согласный, звонкий,  глухой
избежать -[     ] – согласный, звонкий,  глухой
искусать- [     ] – согласный, звонкий,  глухой
Вывод:
Приставки с буквой с (рас, бес, ис) пишутся перед --------- согласными корня.
Приставки с буквой з (раз, без, из) пишутся перед---------согласными корня.
Давайте вспомним,  каждый этап вашей работы и выводим алгоритм. (слайд 6)
ВЫДЕЛЯЕМ КОРЕНЬ
ВЫДЕЛЯЕМ ПРИСТАВКУ
ОПРЕДЕЛЯЕМ ПЕРВЫЙ ЗВУК КОРНЯ
ГЛАСНЫЙ СОГЛАСНЫЙ
Пишем з- ЗВОНКИЙ ГЛУХОЙ
Пишем з- Пишем с-
- Давайте обобщим ваши наблюдения и сделаем выводы.
- Когда же в приставках пишется буква з? А когда буква с?
Оцените себя кружочком 
                            я внес большой вклад в работу;
я внес вклад в работу;
у меня не получилось. 
- Как мы можем себя проверить? (сравнить свой вывод с выводом в учебнике)
Учащиеся читают вывод в учебнике и сравнивают со своим.
Открытие мы совершили? И сейчас полученные знания мы отработаем на практике. 
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли.
Регулятивные:
контроль, оценка, коррекция;
решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации .
Первичное закрепление. Работа по учебнику. 
1. Выполним упражнение 1. (по цепочке, с объяснением)
- Какую учебную задачу ставим перед собой?
(научиться правильно, писать приставки)
(дети пользуются алгоритмом)
Что необходимо сделать, чтобы правильно вставить пропущенную букву?
2. Спишите, вставляя нужную букву в приставки. (слайд 7) 
- Какую учебную задачу ставим перед собой?
1вариант  – выписывают слова, где необходимо вставить с2 вариант  - выписывают слова, где необходимо вставить з
БЕ…ШУМНЫЙ, РА…ДАТЬ, И…СПРАВИТЬ, БЕ…ЖАЛОСТНЫЙ, БЕ…ЗДЕЛЬНИК, РА…СКАЗАТЬ, БЕ…ОПАСНЫЙ, РА…ПИСАНИЕ, БЕ…ОБЛАЧНЫЙ.
Проверка.  Самооценка. (слайд 8)
Оцените себя кружочком 
                                    
             я внес большой вклад в работу;
 я внес вклад в работу;
 у меня не получилось. 
Физминутка.
- Если слышите  слово с приставкой, то приседаете; слово без приставки – хлопаете в ладоши.
- Солнце, бесцветный, круглые, разыгрались, исправить, яркий, избежать.
3.Работа в группах
- Замените словосочетание одним словом с приставкой, оканчивающейся на «з-» или «с-». 
Вход без платы … (бесплатный)
Пустыня без воды … (безводная)
Движение без шума … (бесшумное)
Сбор сведений о противнике … (разведка)
Время перед восходом солнца … (рассвет)
Предательство интересов родин, переход на сторону врага. Нарушение верности кому-нибудь, чему-нибудь… (измена)
Внезапное чувство страха …(испуг)
Оцените себя, выберите кружочек.  
                                 я внес большой вклад в работу;
я внес вклад в работу;
у меня не получилось. 
Регулятивные: 
умение действовать по алгоритму.
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли,
управлять поведением партнёра- контроль, коррекция.
Самостоятельная работа с самопроверкой. Работаем в рабочей тетради «Пишем грамотно» 
- Прочитайте задание, если вы считаете, что справитесь с заданием самостоятельно, то поставьте на полях карандашом «+» .Если же вам потребуется помощь, то «-«.
Кто поставил «+»?» -« ? 
- Какую учебную задачу мы поставим? 
(научиться писать слова с приставками, которые оканчиваются на з и с)
- Проверить, достигли ли мы её, нам поможет самостоятельная работа.
На «5» выполняем упражнение 2 и 3,
На «4» выполняем упражнение 3,
На «3» выполняем упражнение 2.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Личностные: самоопределение.
Рефлексия учебной деятельности (итог урока) - Какую учебную задачу мы ставили? Смогли ли мы её достичь? 
- Что я нового узнал для себя?
- Смогу я в дальнейшем применять это в жизни?
- Что во мне изменилось в результате моей деятельности?
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные : рефлексия.
Личностные :смыслообразование.
Домашнее  задание:.Страница 67, упражнение 2