Русский язык Как пишутся приставки 
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет__русский язык__класс 3Б
Учитель Колмакова Г. Н.
Тема урока
Место урока по теме
Правописание приставок раз- и рас-
3 урок в разделе "Как пишутся приставки"
Тип урока
Формы, приемы, методы
Комбинированный
Коллективная, парная, индивидуальная; составление алгоритма, продуктивные методы
Цель урока
Задачи урока
Научиться правильно писать слова с приставками раз- и рас-; выделять приставки в словах, самостоятельно подбирать слова с приставками раз- и рас- и правильно использовать их в тексте.
1.Предметные результаты:
Закрепить умение правильно определять приставки, выделять приставки в словах
Развивать орфографическую зоркость по слитному написанию приставок;
Учить применять орфографические знания в повседневной жизни
2. Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
закреплять информацию в виде алгоритма; формировать умение различать приставки и предлоги, обобщать полученную информацию, проводить аналогии и делать выводы.
Регулятивные УУД:
понимать и применять задачи урока; оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;
Коммуникативные УУД:
формировать умение работать в паре; учить представлять результат своей работы; формировать умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные результаты:
Формировать положительную мотивацию к изучению  правильного  написания приставок и  верному  их употреблению в устной речи, как показателю личной образованности и культуры речи.
Создавать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к уроку и предмету
Формировать чувство товарищества и взаимовыручки
Предполагаемый результат
Знать
Уметь
- как пишутся приставки раз-, рас-;
- понятия "приставки ", "предлоги"
- находить в тексте слова с приставками раз- и рас-;
-правильно выделять приставки в словах;
-различать приставки и предлоги;
- обобщать полученные знания о приставках;
- произвести (само-, взаимо-) оценку;
- делать вывод о правильном употреблении приставок в письменной и устной речи;
- оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Компетенции/УУД
Педагогические технологии
Оборудование
Учебно-познавательная:
Информационная;
Коммуникативная
Интеграционная технология развивающего обучения
Учебник "Русский язык" 3 кл. ч. 2, ч.3,рабочая тетрадь и "Тетрадь для самостоятельной работы" №2, "Толковый словарь " В. И. Даля, "Толковый словарь для начальных классов" Т.В. Василенко.
ХОД УРОКА
Цель/задачи этапа
Деятельность          учителя
Деятельность ученика
Компетенции/
аспекты компетенции/УУД
Оценивание/формы контроля
Результат
I этап: Организационный этап( 2 минуты).
Организация направленного внимания на начало урока
Приветствие, доброе пожелание, настрой на урок. 
Уточнить, как готовы дети к уроку.
- Оцените свою готовность к уроку.
Подтвердить свою  готовность к уроку, проанализировать, как готовы к уроку.
    Личностные результаты:
самоопределение  к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.    
Оценка/ самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности.
Включение в учебный процесс.
II этап: Актуализация знаний
Мотивировать учащихся на изучение темы.
Учитель сообщает: 
- Сегодняшний урок я начну с отрывка из стихотворения 
великого русского поэта 
А.С. Пушкина:   
«О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух. И опыт – сын ошибок трудных  и  гений – парадоксов  друг»
- Как вы думаете, почему именно с этих строчек начала  Волшебница урок?  Что она хотела тем самым сказать?
- Вам сегодня предстоит сделать открытия,  вы,  как учёные,  которые исследуют и объясняют настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое.
- Мише показались незнакомыми такие слова, как гений, парадокс и просвещение.  А Маша знает значение этих слов  и объяснила Мише, что они обозначают.
-Ребята, а вы знаете значение  этих слов? Давайте Мише объясним, что обозначают эти слова с помощью Толковых  словарей  В.И. Даля и Т.В. Василенко. 
- Значит, на уроке сегодня мы будем  что-то разъяснять,  рассказывать,  распространять, рассма-тривать, расследовать.
- Какая  часть слов  объединяет все эти названные слова?
Учащиеся  высказывают свои ответы:
- Волшебницу зовут Анишит   
  Йокоповна, так как она любит тишину и покой.
  Слушая  внимательно друг  
  друга,  мы  узнаем и изучим   
  что-то новое на уроке.
Учащиеся  высказывают свои ответы:
- На уроке мы сделаем какие-то открытия, узнаем  что-то новое.
Учащиеся  находят   значения слов  из Толковых словарей  В.И. Даля  и Т.В. Василенко.
Дают объяснение словам:
Гений - человек, обладающий высшей степенью одарённости, таланта.
Парадокс – мнение, суждение,  противоречащее здравому смыслу.
Просвещение – распространение знаний, образование.
Учащиеся  дают свои высказывания:
- Все слова имеют приставку раз- или рас-.
Предметные результаты:  понимают задание, как его надо выполнить, уметь работать с Толковым словарём.
Метапредметные результаты: Коммуникативные: 
сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают  друг друга;  умеют  выражать свои мысли  в соответствии с задачами  и  условиями  коммуникации.
Работа со словарями.
Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать своё мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу. Формирование навыков поисковой деятельности.
III этап : Постановка учебной задачи
Познакомить  учащихся  с учебной задачей.
Учитель спрашивает:
- Кто-то догадался,  о чём   сегодня  мы будем говорить?   
- Кто сможет назвать  тему 
  урока?  
- Правильно, тема урока: Правописание приставок раз- и рас-. Объяснить задание:
- Запишите дату занятия в  рабочую тетрадь. Сейчас проведём словарную работу. 
(Слова с пропусками букв даны на доске).  
- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.
Праз..ник, аея,  лес..нца, месц, дкабр.., нвар.,.  ркета, расстояние, ф..врал., срен  .  
- Что вы заметили при списывании? (Слово расстояние  не имеет пропусков букв)
- Как вы думаете, почему? (Так как это словарное слово мы ещё не учили)
- Какая часть слова отличает это слово от всех остальных?
(Приставка рас-)
- А что такое приставка?
- Чем отличается пристав-
  ка от предлога?
Выделите в этом слове  приставку  рас-.
- Проведём взаимопроверку написания словарной работы, проверьте работу друг у друга.           
После проверки словарной работы сообщить:
- Вы будете исследовать и
открывать  что-то новое.
Тема урока записана на
Высказывают свои ответы:
 - Мы будем говорить о правописании приставок  раз-  или рас-. Значит, тема заседания:  «Правописание приставок раз- и рас-.
Проговорить, как поняли задание  и что будут делать для того, чтобы записать слова правильно. 
Утвердиться в понимании задания (для того, чтобы назвать часть слова, надо вспомнить, какие части слова бывают).
Высказывают свои предположения:
- Приставка – часть слова.
- Приставка отличается  от предлога тем, что пишется со словом всегда слитно.
Взаимопроверка  задания в парах.
Метапредметные результаты:
Анализируют учебную задачу и принимают её,
сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга;  умеют выражать свои мысли.
Познавательные:  различать приставки и предлоги.
Коммуникативные:
уметь работать в парах;  внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами  и  условиями  коммуникации.
Оценка/ самооценка умения применять ранее полученные знания при решении практических задач.
Появление цели урока. Развитие учебно- познавательной мотивации. 
доске: Правописание приставок  раз- и рас-. 
Какую цель мы поставим? (узнать, в каких случаях надо писать приставку раз-, а  в каких словах пишется рас-  и почему?)
Уже в словарной работе вы повстречались со словом, в котором есть  приставка  рас- (расстояние).
Откройте учебники на с.17.  Чтение  учителем текста интриги  между героями о правописании приставок.
Чтобы убедиться в высказывании Анишит  Йокоповны, выполним  упражнение 10.
Открывают учебники (с.17)
и  слушают текст интриги.
Чтение учащимися упр.10.
Коллективное составление плана работы с заданием.
Работают по заданию, выписывают слова из Обратного словаря и распределяют их в два столбика. 
( В I столбик учащиеся записывают слова с приставкой раз-: разломать, разбросать, разболтать, размешать. Во II столбик слова с приставкой рас-: растолкать, распускать, расписать, расхватать, раскатать, распечатать, расшатать, рассчитать, растоптать, расслышать). 
IV этап : Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Учить  детей  самостоятельно формулировать правило и создавать 
алгоритм по написанию слов с приставками  раз-, рас-.
- Продолжаем наше исследование. Выполним упр. 11. 
После написания упражнения  учитель  спрашивает:
- Какая буква пишется на конце приставки? (Буква З) 
- Подчеркните букву З и ту, с которой начинается корень. Какой звук она обозначает? (Гласный звук).
- Сформулируйте самостоятельно правило о правописании приставок раз- и рас-, не обращаясь к плакату Летучей Мыши. (Приставка раз-  пишется в словах, корни которых начинаются  с  гласных или звонких согласных.
Приставка  рас-  пишется в словах, корни которых начинаются  с глухих согласных).
- А теперь познакомьтесь с текстом на плакате  Летучей Мыши и сделайте вывод о том, как надо правильно писать приставки  раз- и рас-(с. 18  в учебнике).
Учащиеся самостоятельно читают и выполняют упр. 11.
Записывают слова, выделяют приставки, подчёркивают буквы и делают  вывод о написании приставок, не опираясь на плакат Летучей Мыши.
Проговаривают алгоритм:
- читаю слово;
- определяю, с  какого звука 
  начинается корень; 
- делаю выбор приставки.
Затем  учащиеся  самостоятельно составляют правило о правописании приставок  раз- и рас-, не опираясь  на  плакат Летучей Мыши.
После составления алгоритма  и  правила о правописании приставок  раз- и рас-, учащиеся обращаются к плакату  Летучей Мыши и делают соответствующие выводы.  
Метапредметные результаты:
Регулятивные:    
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в  устной форме; самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании приставок  раз-, рас-; 
уметь формулировать правило  по написанию приставок  раз-, рас-.
Предметные результаты: 
знать, как пишутся приставки раз-, рас-
Работа с учебником. Взаимопроверка.
V этап : Динамическая пауза
Дать возможность детям отдохнуть и проверить себя, как усвоили  новый материал на уроке.
Учитель делит всех детей на две команды. Дети одной команды слева от учителя, другой – справа.
Далее учитель объясняет задание: та команда, которая находится слева от учителя, делает хлопок над головой, когда слышит слово с приставкой рас-, а другая команда, когда слышит слово с приставкой раз-.
Учащиеся  встают около своих парт. 
После распределения на две команды внимательно  слушают   задание учителя и выполняют его.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания; Познавательные:  знать, как правильно писать слова с приставками раз- и рас-.
Критерии: 
выигрывает та команда, которая меньше допустит ошибок.
VI этап: Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач.
Обобщить
полученные знания учащихся при выполнении учебного задания
Дать задание в «Тетради для самостоятельной работы»,ч.2
№ 12, с. 11. 
Оказание индивидуальной помощи тем учащимся, которые испытывают затруднения в работе.
- Проверьте, как вы выполнили  это задание.
Самостоятельное выполнение задания № 12 в «Тетради для самостоятельной работы», ч. 2, с. 11.
Учащиеся читают отрывки из стихотворений, объясняют выбор буквы в приставке.
Самоконтроль и самооценка.
Метапредметные результаты:
Самоопределяются в УД.
Работа в паре.
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
VII этап : Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков.
Учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания
Дать задание: выпишите в рабочую тетрадь слова с приставками раз-, рас- из «Тетради  для самостоятельной работы», упр. № 12. Выделите приставки.
Учащиеся записывают слова в рабочую  тетрадь.
Самоконтроль и самооценка.
( Рассердился, развяжите, расфуфырили, разболелись, расскажет, разъярённых, 
разумный, распорядок).
 ________________________
(Расписание, рассада, разговор, рассказ, размен)
Ученик составил новое расписание. Этот рассказ мне очень понравился.
Метапредметные результаты:
Самоопределяются  в УД.
Личностные результаты:
осознают смысл изучения правописания приставок и успешного их использования в словах, понимают значимость правильного написания  приставок в словах.
КОЗ. 
Критерии: 
все слова записаны правильно и выполнено дополнительное задание -  2+  б.,
все слова записаны правильно-
2 б., 2-3 ошибки, допущенные в словах – 1 б., более 3 ошибок – 0 б.
Самостоятельно работает по алгоритму. Ориентирован на получение конкретного результата, излагает, объясняет учебный материал. Умение давать оценку своей деятельности.
VIII этап: Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков.
Закрепить ранее изученный материал, продолжить формирование умений и навыков.
Дать задание: выполнить упр. № 13, на с.13. в «Тетради  для самостоятель-
ной работы», ч. 2. 
Проверить выборочно  выполнение задания:
(Рассердился - сердится, развяжите - вяжет, детей- дети, коты - кот, хвосты- хвост, разболелись – больно, свои - свой, разъярённых - ярость). 
Учащиеся самостоятельно читают и выполняют упр. 13 на с. 13. в «Тетради  для самостоятельной работы», ч. 2.
Самоконтроль и самооценка.
Метапредметные результаты:
Сформированный способ деятельности.
Личностные результаты:
самоопределение  к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Самоконтроль и самооценка.
Умение применять  алгоритма в самостоятельной деятельности.
IX этап : Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.
Проконтролировать умения учащихся использовать полученные знания и умения.
Учитель задаёт вопросы по  упр. 13  из  «Тетради  для самостоятельной работы», ч. 2.
- Назовите из всех слов,  которые вы выписали, только те слова, в которых есть приставка раз- или рас-. 
Устные высказывания учащихся:
( Рассердился - рас-,   
  развяжите - раз-, 
  разболелись - раз-,
  разъярённых – раз-).
Метапредметные результаты:
Сформированный способ деятельности. Самоопределяются  в УД.
Само-взаимопроверка
X этап : Рефлексия деятельности.
Сформировать личную ответственность за результаты своего труда.
Учитель сообщает:
- Давайте подведём итог всей работе. 
Учитель задаёт вопросы по уроку. 
- А сейчас дайте оценку за работу  на  уроке  себе.  На полях тетради нарисуйте линеечку самооценки и отметьте свой уровень понимания темы.
Краткое повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок.
Личностные результаты:
Самооценка личного вклада в общий результат деятельности. Метапредметные  результаты:
Регулятивные: оценивать результат выполнения  работы своих одноклассников.
Критерии: 
самореализация,
самоопределение,
рефлексия.
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.
XI этап: Домашнее задание.
Дать 
инструктаж выполнения домашнего задания.
Записать домашнее задание на доске.      
  Упр.12, с. 19  в учебнике.
- Прочитайте домашнее зада-
  ние  про себя.
- На что особо надо обратить    
  внимание  при выполнении    
  этого упражнения? 
 ( Показать образование слов  
 и выделить в словах  при- 
 ставки).
Учащиеся читают задание про себя.
Задают вопросы по выполнению задания.
Понимают, как надо  выполнить домашнее задание.
Метапредметные  результаты:
Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Личностные результаты:   осознавать смысл изучения правописания приставок, понимать  значимость правильного  написания  приставок.
15