Статья «Формирование основ здорового образа жизни младшего школьника средствами здоровьесберегающих технологий в образовательной системе «Школа 2100»
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
Пикалова В.В., учитель начальных классов,
МОБУ СОШ №24, г. Таганрог
В современном обществе проблема здоровья детей стоит настолько остро, что сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является приоритетной задачей государства. К сожалению, здоровый образ жизни не является ценностным ориентиром для человека в нашей стране. В связи с этим актуальность темы здорового образа жизни не вызывает сомнений. В пункте 51 Федерального закона «Об образовании» сказано, что каждое учебное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но и содействовать развитию учащихся и охране их здоровья. Поэтому одной их целей деятельности педагога является формирование основ здорового образа жизни младших школьников средствами здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания.
Не для кого ни секрет, что здоровье детей ухудшается с каждым годом. Причиной тому являются неблагоприятные экологические, социальные и экономические условия жизни людей. По данным Минздрава РФ, уже в дошкольном возрасте у значительной части детей (68%) возникают множественные нарушения функционального состояния, 17% детей имеют хронические заболевания и только один ребёнок из трёх остаётся здоровым.
Эту статистику подтверждает мониторинг здоровья моих первоклассников, который я провела в 2011 году. Анкетирование родителей и изучение медицинских карт детей подтвердило мнение о неудовлетворительном состоянии их здоровья. Только 2 ученика (7%) относится к I группе здоровья, ко II группе здоровья – 68% детей, а к III - 25%. 20% детей имеют хронические заболевания, нарушения зрения, осанки и речи, 25% детей часто болеют, быстро устают.
Жизнь ребенка, начиная с младшего школьного возраста, тесно связана со школой. Так кто же, как не учитель должен заниматься сохранением и укреплением здоровья детей, просвещением учеников и родителей в вопросах здорового образа жизни. Успех этой работы будет зависеть и от умения педагога создать здоровьесберегающую среду, и от профессиональной компетентности учителя в выборе педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека, и от активности детей и родителей.
Задача педагога – научить детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, т. е. сформировать ценностное отношение к собственному здоровью, повысить уровень валеологической грамотности учащихся. Учитель должен своим личным примером демонстрировать здоровый образ жизни. В этом случае, можно ожидать, что подрастающее поколение вырастит более развитым личностно, интеллектуально, духовно и более здоровым физически.
Для достижения поставленной цели и решения задач в своей педагогической деятельности я взяла за основу программу духовно – нравственного развития и воспитания образовательной системы «Школа 2100» (авторы Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, З.И.Курцева). Эта программа создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно – нравственного развития и воспитания ОС «Школа 2100».
Одним из приоритетных направлений этой программы является воспитание здорового образа жизни, которое осуществляется в трех основных видах деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной.
По мнению авторов, задачами в этом направлении воспитания являются ценности, которые ребенок должен присвоить, с точки зрения общества:
- здоровье физическое и душевное;
- здоровье личное, близких и всех людей;
- здоровье человека, общества и природы;
- здоровый образ жизни. [4]
В основе реализации этой программы лежит системно – деятельностный подход и опора на технологии деятельностного типа:
- технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения);
- проблемно – диалогическая технология;
-технология оценивания образовательных достижений (учебные успехи).
Перечисленные технологии построены на личностно ориентированных подходах, сотрудничестве ученика и учителя и позволяют педагогу создать на уроке позитивный настрой, комфортную атмосферу, в которой ребенок не боится высказывать собственное мнение, не боится сделать ошибку. Ученик имеет право отказаться от текущей оценки, право пересдачи контрольной работы, право самооценивания.
Кроме того, созданию здоровьесберегающей среды на уроке способствуют:
- соблюдение санитарно – гигиенических норм (режима проветривания, освещенности, чистоты);
- выбор темпа урока, который зависит от работоспособности класса, чередование напряжения и отдыха;
- регламентация продолжительности видов деятельности учащихся на уроке (соблюдение норм непрерывного чтения и письма, работы с компьютером и др.) и их смена;
- учет особенностей типа нервной системы учащихся (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик), особенностей восприятия информации через органы чувств (визуальный тип, аудиальный, кинестетический) и других личностных и возрастных особенностей;
- включение сферы чувств и эмоций в познавательный процесс;
- формирование положительных мотивов учения и развитие познавательного интереса;
- профилактика нарушений осанки и зрения, снятие статического напряжения (физкультминутки, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, пантомима, музыкальные и двигательно – речевые минутки, игры «Зеркало», «Повтори – отличись», «Карлики – великаны», релаксация, массаж и др.). [3]
Но педагог должен осуществлять свою деятельность, учитывая не только возрастные, индивидуальные особенности учащихся, но и просвещая детей в вопросах сохранения и укрепления собственного здоровья.
Помощь в этой деятельности окажет содержание учебных предметов в ОС «Школа 2100». Наиболее богатый материал содержит учебник по окружающему миру (авторы А.В. Вахрушев, Д.Д. Данилов). Так, изучая в 1 классе тему «Как ты узнаешь мир», говорим с детьми о правилах гигиены и профилактике снижения зрения, о способах сохранения остроты слуха. Знакомясь с темой «Твоя семья и твои друзья», обсуждаем правила безопасного поведения в доме, использования электроприборов, об опасности ядовитых веществ. А в разделе «Живые обитатели планеты» дети узнают правила обращения с домашними животными, чем опасны ядовитые растения.
На уроках технологии дети изучают правила техники безопасности.
На уроках физической культуры ученики разучивают комплексы упражнений для утренней гимнастики, знакомятся с подвижными играми разных народов («Белые медведи», «Салки», «Охотники и утки», «Бой петухов» и др.), овладевают навыками двигательной активности.
Большие возможности в воспитании здорового образа жизни, открывает внеурочная деятельность. В ходе различных мероприятий, к которым привлекаются не только дети, но и родители, ведется информационно – профилактическая работа: осуществляется знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, возникает понимание взаимосвязи физического и психического здоровья и здоровья общества, семьи. Мы с детьми проводим такие мероприятия:
- классные часы: «Спорт в моей семье», «Великие спортсмены моего города», «Лесная аптека», «Вредные привычки и как с ними бороться»; [2]
- уроки здоровья: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Каждый знает, что режим в жизни всем необходим», «Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься», «Советы доктора Здоровые Зубы»; [1]
- занятия по темам: «Главное чудо света», «Великие волшебники», «Главная одежда человека»; [5]
- беседы и дискуссии: «Древние виды спорта», «История олимпийских игр», «Экстремальные виды спорта»; [2]
- спортивные праздники, игры: «Веселые старты», «Богатырские забавы», «Турнир силачей»;
- дни здоровья, пешие прогулки и игры на свежем воздухе;
- встречи с интересными людьми, часто родителями – бывшими спортсменами или людьми, ведущими активный образ жизни, с представителями профессий, требующих хорошего физического развития, выносливости (пожарный, спасатель);
- проекты «Азбука правильного питания», «Кто я? Какой я?»; «Здоровье моей семьи», «Хочу быть здоровым!».
Мои ученики являются активными участниками школьных и городских конкурсов и программ по формированию здорового образа жизни (городской конкурс «Социальная реклама», программа по обучению плаванию второклассников и др.)
Работа по сохранению и укреплению здоровья, пропаганде здорового образа жизни не может носить эпизодический характер. Педагогом должна быть продумана целостная система работы, тщательно отобраны педагогические технологии и методические приемы. Мероприятия, которые планирует учитель, должны быть разнообразными, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, состояние их здоровья, потребности и желания. Но работа по формированию здорового образа жизни не должна ограничиваться стенами школы. Важно, чтобы в повседневной жизни дети и сами родители соблюдали правила личной гигиены, чистоты тела и одежды, соблюдали режим дня, вели активный образ жизни, посещали спортивные секции, проводили совместные мероприятия, выходили на природу, отдавали предпочтение здоровой пище. Только при этих условиях работа учителя по формированию здорового образа жизни принесет свои плоды.
Литература
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. М., 2004.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2003.
Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. М., 2005.
Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Бласс, 2011.
Посошенко Е.В. Растим здоровых, умных, добрых: Методическое пособие для учителей начальных классов, классных руководителей и воспитателей группы продленного дня. Ростов н/Д.: Изд-во РОИПК и ПРО, 2007.
15