Урок русского языка для 8 класса по теме«Знаки препинания в предложениях с однородными членами «
Тема: Знаки препинания в предложениях с однородными членами.Цели:- научить правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными союзной сочинительной и бессоюзной связью;- научить отличать простое предложение с однородными членами, связанными сочинительными союзами, от сложносочинённого предложения;- развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;- воспитывать коммуникативность, самостоятельность.
по технологии РКМЧПНеобходимый материал: учебный текст на отдельном листе каждому, тесты.
Ход урока
1. Актуализация имеющихся знаний.Стадия вызоваПриём «Верные и неверные утверждения»Прочитайте вслух только верные утверждения.Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернёмся к этим высказываниям чуть позже.
1. Однородные члены – это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же опрос и являются одинаковыми членами предложения. (+)2. Однородными могут быть только второстепенные члены предложения . (-)3. Однородные члены предложения подчиняются одному слову. (+)4. Однородные члены характеризуются интонацией перечисления, логическим ударением. (+)5. В предложении может быть только один ряд однородных членов. (-)6. Однородные члены могут быть связаны как союзами, так и интонацией. (+)7. Между однородными членами всегда ставится запятая, независимо от способа связи. (-)8. Существуют особые правила постановки знаков препинания между однородными членами, связанными союзной и бессоюзной (интонация) связью. (+)
2. Совместное определение темы и целей урока.- Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока: о чём мы будем говорить?- Какие цели мы можем перед собой поставить?
3. Изучение нового материала.Стадия осмысленияПриём «Инсерт»А. Самостоятельно читая учебный текст (см. «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»), делайте в нём пометки:«V» - эту информацию знаю;«+» - это новая для меня информация;«?» - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.
Учебный текст. Знаки препинания в предложениях с однородными членами1. Между однородными членами при отсутствии союза ставится запятая.
( (), (), () ) Звуки росли, крепли, ширились.
2. Запятая не ставится между однородными членами, связанными одиночным, неповторяющимся союзом.
( () и () ) Красные и синие цветы.
( () или () ) Привезите мне марки или значки.
( (), () и () ) Я покупаю молоко, хлеб и масло.
3. Запятая ставится между однородными членами перед союзами а, но.
( (), а () ) Он коллекционировал не марки, а значки.
( (), но () ) Он проворчал, но согласился.
4. Запятая ставится перед повторяющимися союзами.
( и (), и () ) И берег, и море молчали.
5. Союз и перед последним однородным членом придаёт перечислению законченный характер.
6. Запятая не ставится в цельных выражениях: и то и сёни то ни сёни свет ни заряи так и сяк и туда и сюда ни рыба ни мясо ни жив ни мертвСтадия рефлексии
Б. Работа с учебным текстом.- Какая информация из текста вам была известна?- Выпишите те предложения со схемами, расстановка знаков препинания в которых вам была знакома.- Что нового вы узнали из текста?- Выпишите те предложения со схемами, расстановка знаков препинания в которых вам не была знакома.- Составьте и запишите предложения к пункту 6.
В. Отработка навыков расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.Пишем диктантСильно страдают от голода и холода певчие птицы.Сердобольные горожане устраивают для них бесплатные столовые и в садах, и прямо у себя на окнах. Одни вывешивают из окна кусочки хлеба и сала на ниточке. Другие выставляют в саду лукошко с семечками, зерном и хлебом. Лазоревки, чижи, чечётки целыми стайками посещают эти бесплатные столовые. (В. Бианки)
Работа с тестами1 вариант. Укажите предложения, в которых между однородными членами запятая не ставится.1) Дни стояли тёплые и ласковые.2) Она шьёт хорошо но медленно.3) Цветы лучше всего собирать утром или под вечер.4) Карета подъехала и остановилась.5) Мы проснулись ни свет ни заря.
2 вариант.
Укажите предложения, в которых между однородными членами запятая ставится.1) В воскресенье мы поедем за город или пойдём в музей.2) В походе нам потребовались и палатка и спальный мешок.3) Метели снега и туманы покорны морозу всегда.4) Ученье без уменья не польза а беда.5) Стоит Иван ни жив ни мёртв.
Взаимопроверка.
4. Итог урока.- Ещё раз назовите верные утверждения.- Когда между однородными членами запятая ставится?- Когда нет? Приведите примеры.5. Разноуровневое домашнее задание.
1-й уровень – обязательный минимум – упражнение 3002-й уровень – составить схему или кластер по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».3-й уровень – подобрать или составить текст диктанта, в который будет включена изученная пунктограмма.