Тема урока в 9 классе: Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения


Средняя школа № 16 имени М.Горького г. Казалинск
Учитель русского языка и литературы Шулембай Л.Р
Утверждаю:
Дата: 14.01.2016г
Тема урока в 9 классе: Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения
Цели урока: формировать общие учебные умения и навыки, составлять графически схемы, делать синтаксический разбор, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Задачи:
Образовательные: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподчиненные предложения, определять его виды
Развивающие: учить выделять главное, существенное в изученном материале; развивать познавательные интересы, творческие способности и монологическую речь учащихся.
Воспитательные: уважения к языку, любовь к чтению
Ожидаемый результат: учащиеся смогут :
-самостоятельно выполнить ряд тематических заданий
-подвести итоги учебной деятельности
-работать индивидуально, в паре, в группе
Ученики знают как взаимодействовать в группе
Ключевые слова:
Ресурсы: учебник, раздаточный материал, бумага, маркеры, оценочные листы.
Формы работы: групповая, индивидуальная, в парах
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: жетоны, слайд-презентация, цветные мелки.
Межпредметная связь: экология, казахский язык, английский язык.
Ход урока:
Орг. Момент
У  меня большая грива,Ушки и копытца.Прокачу того игриво,Кто не побоится.Моя шёрстка гладка,Кто же я?...(лошадка)
Психологический настрой на урок. Разминка « Первые три буквы» ( синоним слова лошадь слово « конь» . Назовите слова начинающиеся на первые три буквы данного слова. Например: конспект, контора, конец, кондитер, кондуктор, конфета, конфликт, континент, конструкция, конституция, кондиционер, конечно)
Раздаю карточки деления на группы « Жокей и ковбой»
Словарная работа ( помощник ученик А) : Жокей ( английское слово) Профессиональный наездник на скачках; специалист по подготовке и испытаниям верховых лошадей.
Ковбой-( английское cowboy, от cow - корова и boy - парень), в западных штатах США конный пастух.
Прием « Жокей и лошадь»        Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».
Вопрос 1:Что такое сложные предложения?
Вопрос 2: Назовите виды сложных предложений?
Вопрос3: Что такое сложносочиненные предложения?
Вопрос 4: Назовите виды сложносочиненных предложений?
Вопрос 5: Что такое сложноподчиненные предложения?
Вопрос 6: Назовите виды сложноподчиненных предложений?
Проверка домашнего задания упр. 365( составление характеристики)
Слово учителя: Характеристика- это документ, который выдается человеку и содержит отзыв о его интеллектуальных, деловых и моральных качествах. Это некий анализ жизнедеятельности человека. В синтаксисе анализу можно подвергнуть целое предложение и называется этот процесс синтаксический разбор. О чем говорит и сегодняшняя наша тема .
Самостоятельное изучение материала на стр. 161-162. Обсуждение в паре. Затем в группе
Групповая работа по тексту : Лев ТОЛСТОЙ «Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом»
Задание 1 группы : У нас был старый старик, Пимен Тимофеич. Ему было 90 лет. Он жил у своего внука без дела. Спина у него была согнутая, он ходил с палкой и тихо передвигал ногами. Зубов у него совсем не было, лицо было сморщенное. Нижняя губа его тряслась; когда он ходил и когда говорил, он шлепал губами, и нельзя было понять, что он говорит.
Нас было четыре брата, и все мы любили ездить верхом. Но смирных лошадей у нас для езды не было. Только на одной старой лошади нам позволяли ездить: эту лошадь звали Воронок.
Один раз матушка позволила нам ездить верхом, и мы все пошли в конюшню с дядькой. Кучер оседлал нам Воронка, и первый поехал старший брат. Он долго ездил; ездил на гумно и кругом сада, и когда он подъезжал назад, мы закричали: «Ну, теперь проскачи!»
Старший брат стал бить Воронка ногами и хлыстом, и Воронок проскакал мимо нас.
После старшего сел другой брат, и он ездил долго и тоже хлыстом разогнал Воронка и проскакал из-под горы. Он еще хотел ездить, но третий брат просил, чтобы он поскорее пустил его. Третий брат проехал и на гумно, и вокруг сада, да еще и по деревне, и шибко проскакал из-под горы к конюшне. Когда он подъехал к нам, Воронок сопел, а шея и лопатки потемнели у него от пота.
Когда пришел мой черед, я хотел удивить братьев и показать им, как я хорошо езжу, – стал погонять Воронка изо всех сил, но Воронок не хотел идти от конюшни. И сколько я ни колотил его, он не хотел скакать, а шел шагом и то все заворачивал назад. Я злился на лошадь и изо всех сил бил ее хлыстом и ногами.
Я старался бить ее в те места, где ей больнее, сломал хлыст и остатком хлыста стал бить по голове. Но Воронок все не хотел скакать. Тогда я поворотил назад, подъехал к дядьке и попросил хлыстика покрепче. Но дядька сказал мне:
«Будет вам ездить, сударь, слезайте. Что лошадь мучить?»
Я обиделся и сказал: «Как же, я совсем не ездил? Посмотри, как я сейчас проскачу! Дай, пожалуйста, мне хлыст покрепче. Я его разожгу».
Тогда дядька покачал головой и сказал:
«Ах, сударь, жалости в вас нет. Что его разжигать? Ведь ему 20 лет. Лошадь измучена, насилу дышит, да и стара. Ведь она такая старая! Все равно как Пимен Тимофеич. Вы бы сели на Тимофеича, да так-то чрез силу погоняли бы его хлыстом. Что же, вам не жалко бы было?»
Я вспомнил про Пимена и послушал дядьки. Я слез с лошади и понял, что ей трудно было скакать . А то я думал, что ей было так же весело, как мне. Мне так жалко стало Воронка, что я стал целовать его в потную шею и просить у него прощенья за то, что я его бил.
С тех пор я вырос большой и всегда жалею лошадей и всегда вспоминаю Воронка и Пимена Тимофеича, когда вижу, что мучают лошадей. 
Задание 1 группы
1. Прочитайте текст. Поучительный вывод.(можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы важны для вашей будущей деятельности и жизни?).
2. Какова тема текста, его основная мысль? Проанализируйте основную мысль в схемах, таблицах, графиках… (если это возможно по содержанию текста).3. Определите стиль речи текста.
4.Составить 5 « тонких вопросов»
5.Сделать синтаксический разбор предложения : Старший брат стал бить Воронка ногами и хлыстом, и Воронок проскакал мимо нас.
6.Найдите имя числительное. Дайте его морфологическую характеристику
Задание 2 группы
1.Прочитайте текст. Поучительный вывод.(можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы важны для вашей будущей деятельности и жизни?).
2. Какова тема текста, его основная мысль? Проанализируйте основную мысль в схемах, таблицах, графиках… (если это возможно по содержанию текста).3. Определите тип речи текста.
4.Составить 5 « толстых» вопросов
5.Сделать синтаксический разбор предложения: . Я слез с лошади и понял, что ей трудно было скакать .
6.Найдите глаголы в неопределенной форме и выпишите их
Физкультминутка « Кара жорга»
Словарная работа ( ученик А) «кара жорга» - танец степных казахов
Первые упоминания об этом танце относятся к 12 веку н.э. Вообще «кара жорга» в переводе с казахского языка означает «черный иноходец». Конь играл огромную роль в жизни казаха, поэтому танцующий подражал грациозным движениям человека, сидящего в седле. Так и появился этот танец, причем исполняли его не только мужчины, но и женщины. Большую роль в развитии и распространении танца «кара жорга» сыграл Арыстан кажы Шадетулы, он подчеркивал, что в отличие от других танцев здесь при исполнении, естественно, под музыку включаются в движение все суставы человеческого тела. Поэтому танец называют еще и «Буын бии» (танец суставов). Без «кара жорга» не обходился ни один той, будь то рождение ребенка или сватовство... Не зря в народе говорили: какой той без «кара жорга»? Если национальный танец «камажай» называют танцем девушки, то «кара жорга» - танец девушки и джигита.
1 группа : Выполнение упражнения 370 на стр. 162
2 группа : Работа в парах: Сделайте синтаксический разбор сложного предложения. Укажите какое это сложное предложение.
Нас сегодня отправили в колхозную конюшню, чтобы мы помогли фермерам вычистить стойла лошадей
Устный разбор: Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз чтобы сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым отправили, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы помогли вычистить , распространённое, не осложнено. Письменный: Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз чтобы, СПП. 1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым отправили , распространенное, не осложнено. 2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы помогли вычистить , распространенное, не осложнено.
Подведение итогов урока: Групповая работа: Спасите лошадь . Подставьте лесенку. Каждая ступенька – это порядок разбора СПП.
Взаимооценивание по оценочному листу
Рефлексия настроения
Рефлексия « Незаконченные предложения»
Домашнее задание: повторить правило, выполнить упражнение