Развернутый план-конспект урока русского языка в 9 классе по теме Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи
Тема урока:
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.
Учитель русского языка и литературы МБОУ »СОШ№ 23» города Находки Приморского края Тесникова Людмила Николаевна
Цели:
Познавательные:
- познакомить с порядком синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи;
- научить производить синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи;
- актуализация и закрепление знаний о сложных предложениях с различными видами связи;
- отработать умения составлять схемы, характеризовать предложения (владение синтаксической терминологией, логичной последовательностью разбора);
- научить обосновывать выбор места для знака препинания и выбор необходимого знака.
Развивающие:
- научить осуществлять основные мыслительные операции;
- развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
- развивать потребности к речевому самосовершенствованию;
- развивать логическое мышление, умение доказывать свою точку зрения и отстаивать ее.
Воспитательные:
воспитание чувства патриотизма, уважения к людям, живущим рядом; воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;
воспитание интереса и любви к русскому языку;
развивать чувство языка, способность писать грамотно; воспитывать старательность;
воспитание коммуникабельности, умения работать сообща в различных социальных группах.
Задачи урока:. Актуализировать и систематизировать теоретические знания о сложных предложениях.
Исследовать многочленные синтаксические конструкции через их сравнительный анализ.
Активизировать правильность интонирования предложений с различными видами связи в устном высказывании и при чтении.
Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования.
Методические приемы: выразительное чтение стихотворения, сравнительный анализ предложений; составление предложений и их характеристика; наблюдения над интонацией сложных предложений с различными видами связи; редактирование текста; подведение итогов урока; запись домашнего задания;
Методы:
по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
по источнику знаний: словесные, практические;
стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;
интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;
по организации деятельности: индивидуальные, парные, фронтальные.
Оборудование: презентация по теме, тесты, раздаточный материал
Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися синтаксического принципа пунктуации в сложных предложениях с разными видами связи, освоение плана синтаксического разбора и, как следствие, овладение ими и пунктуационной зоркостью.
Тип урока: комбинированный (закрепление материала, объяснение нового)
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Целеполагание и мотивация учащихся.
Сегодня мы продолжаем говорить о СП с разными видами связи.
• Задайте себе вопрос: что я знаю по этой теме?
3. Беседа
Как называются предложения, в которых больше двух грамматических основ? (многочленное)
Какая связь может быть использована в сложных предложениях с различными видами связи?
Как обнаружить эти различные виды связи между предложениями в составе сложного предложения?
Сформулируйте тему урока.
4. Актуализация темы с помощью компьютерной презентации. Предложения, которые встретились в этом задании, имеют только союзную связь, но могут быть и другие конструкции. Об этом мы с вами сейчас и будем говорить на примере предложения, которое вы сами составите. Раздаются карточки с заданием, в результате должно получиться предложение (Приложение №1):
Кто идёт медленно и не спеша, тому не длинна никакая дорога; кто терпеливо готовится в путь, тот непременно приходит к цели.
Вопросы по предложению ( после объяснения знаков препинания):
Как вы понимаете смысл высказывания?
Правописание какого слова подчиняется правилу: В наречиях пишется столько Н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы ( медленно, непременно)
Как объяснить правописание нн в слове длинна ( в кратких прилагательных пишется столько н, сколько и в полных)
Правописание приставки в каком слове зависит от значения? (приходит), от какого? (приближение)
Замените словосочетание со связью примыкание «идёт не спеша» на управление ( идёт без спешки)
5.А теперь посмотрите на задание ( поставить цифру 4) Что это значит? Сформулируйте тему урока
Синтаксический разбор предложения - одно из самых трудных заданий, которые предлагаются в связи с анализом текста.
Зачем учиться синтаксическому разбору? Чем это может пригодиться? (повысить грамотность, научиться расставлять знаки препинания, видеть структуру предложения)
С чего начнём характеристику? Какие параметры предполагает общая характеристика?
План синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи
1. По цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное)
2. По эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное)
3. По наличию грамматических основ (простое или сложное. Количество простых предложений).4. Указать, что это предложение с разными видами связи: союзной (сочинительной, подчинительной), бессоюзной.
5 Назвать, из скольких частей состоит предложение, указать, как связаны между собой части.
6 Объяснить расстановку знаков препинания.
7 После этого каждая часть разбирается отдельно как простое предложение.
Каждый выполняет работу самостоятельно, а потом сверяет с доской. Пов, нев, сложное, с разными видами связи ( бессоюзная и союзная подчинительная) На доске работает 5 человек, даётся характеристика каждому простому. Выставить 5 оценок.
6. Как вы думаете, зачем нужны такие многочленные конструкции в текстах?
На экране : Гуляет ветер в камыше,
пылит разбитая дорога,
шумит река, и на душе
так хорошо и одиноко.
Прощай, весёлая пора,
случайно выпавшая милость,
как дым угасшего костра,
ты в синем небе растворилась.
Что говорить! Конечно, жаль
живую грусть осенней воли,
и остывающую даль,
и отцветающее поле.
Но чтоб не очень тосковать,
чтобы перенести разлуку,
я научился понимать
одну жестокую науку:
я научился каждый час,
который родиной даётся,
любить как бы в последний раз,
как будто больше не придётся.
(Станислав Куняев)
Проанализировать первое и последнее предложения.• Подведение итога:
многочленные предложения помогают ярче, объёмнее выразить мысль говорящего и выразить его чувства.
Предложения с многочленными конструкциями не только удобны, но и сложны в своём построении: мысль нужно выразить так, чтобы избежать грамматических ошибок.
7. Творческая работа (Приложение №2)
— Отредактируйте предложения; вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
1) Утреннее солнце успело слегка подсушить землю, но все обитатели луга, среди которых выделялись жаворонки, славили жизнь.
Ольга сообщала, что поезд, на который она не смогла достать билет, прибывает далеко за полночь.
8. Работа в микрогруппах:
Дифференцированные задания на карточках (Приложение №3)
1. Уже давно стемнело, но тишины не было: в канаве за забором громко квакали лягушки. Когда я проснулся, уже давно рассвело: солнце стояло высоко в небе
2. В саду росли старые яблони, которые уже едва цвели, но всё равно они радовали глаз: мне вспоминалось детство, когда эти яблони утопали в пене мелких бело-розовых цветков.
Мы общались, но симпатии между нами не было, потому что ни он, ни я не могли забыть ту старую ссору
3. Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли, и в комнате началось такое весёлое потрескивание свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации.
К речке нельзя было подойти: берега осыпались под напором стремительных льдин, дорожки заливало водой, которая выплёскивалась из берегов.
(К. Паустовский).
Проверка на доске, записать по 1 предложению для каждого ряда.
Работа в группах проводится с использованием технологии "Обучение в сотрудничестве".
Учащиеся делятся на разноуровневые группы по 2 человека. При работе в группах ученики комментируют предложение, определяют вид связи, расставляют знаки препинания. Каждый ученик должен принять участие в разборе предложений. Если у кого-то возникают трудности, члены группы помогают ученику разобраться в теме. У всех членов группы должна получиться одинаковая работа, оценка выставляется одна на всех.
Учащимся предлагается 2 варианта предложений одинаковой сложности.
8. Домашнее задание.
Выписать из произведений художественной литературы 6 предложений с разными видами придаточных на одну тему, построить вертикальные схемы.
Пар 39, упр 214, синтаксический разбор одного из предложений.
9. Рефлексия.
• Что нового я узнал на уроке?
• Каковы основные результаты моей деятельности на уроке?
• Что было главное?
• Что у меня получилось лучше всего?
• Как я оцениваю свою работу на уроке?
Приложение №1
Дополнительный материал к уроку.
Угадай высказывание по частям речи, расставь знаки препинания. Формы слов не менять.
Относительное местоимение
Глагол 3 лица
Наречие
Союз
Отрицательная частица
Деепричастие
Указательное местоимение мужского рода в форме дательного падежа
Отрицательная частица
Краткое прилагательное
Отрицательное местоимение
Существительное женского рода в форме именительного падежа
Относительное местоимение
Наречие
Возвратный глагол в форме 3 лица единственного числа
Предлог
Существительное мужского рода в форме винительного падежа
Указательное местоимение
Наречие
Глагол в форме единственного числа 3 лица
Предлог
Существительное женского рода 3 склонения в форме дательного падежа
Тот, в, спеша, тому, не, дорога, кто, медленно, непременно, к, не, кто, длинна, никакая, путь, приходит, идёт, терпеливо, цели, готовится, и.Первое слово кто.
Приложение № 2
Спишите предложение, расставьте знаки препинания, объясните, сколько простых предложений,какие виды связи встретились в них?
1.Уже давно стемнело но тишины не было в канаве за забором громко квакали лягушки.
Когда я проснулся уже давно рассвело солнце стояло высоко в небе.
2. В саду росли старые яблони которые уже едва цвели но всё равно они радовали глаз мне вспоминалось детство когда эти яблони утопали в пене мелких бело-розовых цветков.
Мы общались но симпатии между нами не было потому что ни он ни я не могли забыть ту старую ссору
3.Когда я вернулся домой ёлку тотчас зажгли и в комнате началось такое весёлое потрескивание свечей будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации.
К речке нельзя было подойти: берега осыпались под напором стремительных льдин, дорожки заливало водой, которая выплёскивалась из берегов.
Спишите предложение, расставьте знаки препинания, объясните, сколько простых предложений,какие виды связи встретились в них?
1.Уже давно стемнело но тишины не было в канаве за забором громко квакали лягушки.
Когда я проснулся уже давно рассвело солнце стояло высоко в небе.
2. В саду росли старые яблони которые уже едва цвели но всё равно они радовали глаз мне вспоминалось детство когда эти яблони утопали в пене мелких бело-розовых цветков.
Мы общались но симпатии между нами не было потому что ни он ни я не могли забыть ту старую ссору
3.Когда я вернулся домой ёлку тотчас зажгли и в комнате началось такое весёлое потрескивание свечей будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации.
К речке нельзя было подойти: берега осыпались под напором стремительных льдин, дорожки заливало водой, которая выплёскивалась из берегов.
Приложение №3
4. Творческая работа
— Отредактируйте предложения; вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
1) Утре..ее солнце успело слегка подсушить землю, но все об..татели луга славили жизнь, среди которых выделялись жаворонки.
2)Ольга сообщала, что поезд пр..бывает далеко за (пол)ноч.., на который она смогла достать б..лет.
4. Творческая работа
— Отредактируйте предложения; вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
1) Утре..ее солнце успело слегка подсушить землю, но все об..татели луга славили жизнь, среди которых выделялись жаворонки.
2)Ольга сообщала, что поезд пр..бывает далеко за (пол)ноч.., на который она смогла достать б..лет.
4. Творческая работа
— Отредактируйте предложения; вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
1) Утре..ее солнце успело слегка подсушить землю, но все об..татели луга славили жизнь, среди которых выделялись жаворонки.
2)Ольга сообщала, что поезд пр..бывает далеко за (пол)ноч.., на который она смогла достать б..лет.
4. Творческая работа
— Отредактируйте предложения; вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
1) Утре..ее солнце успело слегка подсушить землю, но все об..татели луга славили жизнь, среди которых выделялись жаворонки.
2)Ольга сообщала, что поезд пр..бывает далеко за (пол)ноч.., на который она смогла достать б..лет.