Диссеминация педагогического опыта по художественно-эстетическому направлению в целях повышения эффективности преподавания изобразительного искусства
МОАУ «Гимназия №7» (полного дня)
Научно-практическая конференция.
Исследовательская работа
«Диссеминация педагогического опыта по художественно-эстетическому направлению в целях повышения эффективности преподавания изобразительного искусства».
Работу подготовил: учитель технологии
первой квалификационной
категории
Суетина Людмила Васильевна
Оренбург 2016 год
Содержание
Введение……………………………………………………….……………............ 2
1. Значение художественно-эстетического развития обучающихся.
1.1. Ребёнок познает мир в деятельности…………………………………….…..….3
1.2. Совершенствование образовательного процесса……………………….…….…2
1.3. Признаки и критерии творческой деятельности………………………….........5
1.4. Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека…...…6
Использование различные методы и приемы в развитии творческих способностей учащихся.
Для развития творческих способностей учащихся используются различные приёмы учебного познания………….……………………………...…….…..9
Метод проектов, как один из приемов развития творческих способностей учащихся…………………………………..…………………………….….....10
Использование несколько правил работы над развитием творческих способностей учащихся…………………………………………….………... 12
Заключение…………………………………………………………….……..….13
Литература…………………………………………………………….....….………...14
Приложение 1
Введение
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут учащимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам изобразительного искусства (в урочное и внеурочное время) и технологии.Для каждого учащегося нужно создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.
«Искусство – самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, не подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству»
Немецкий писатель Томас Манн
(1875-1955)
Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью:
повышение эффективности преподавания изобразительного искусства в рамках урочной и внеурочной деятельности в целях развития успешности творческих способностей каждого обучающегося
обеспечение успешности и развитие в обучении на уроках изобразительного искусства, технологии, внеурочной деятельности с использованием методов учебного познания, развитие его творческого потенциала.
Объект исследования – образовательный процесс, способствующий формированию и развитию творческих способностей обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, влияние диссеминации опыта для повышения качества преподавания изобразительного искусства и технологии.
Цель исследования – проследить влияние использования авторской системы преподавания изобразительного искусства и технологии в урочной и внеурочной деятельности, значение диссеминации опыта.
Задачи исследования:
отбор методов и приемов преподавания ИЗО и технологии, способствующих развитию художественно-творческих способностей обучающихся;
мониторинг качества образовательного процесса по изобразительным дисциплинам в рамках урочной и внеурочной деятельности гимназии;
использование возможностей диссеминации опыта для повышения качества обучения по художественным дисциплинам.
Гипотеза – использование авторской системы преподавания изобразительного искусства и технологии в урочной и внеурочной деятельности, а также диссеминация опыта способствует повышению качества образовательного процесса.
Исследование базируется на следующих основополагающий идеях:
- сотрудничество со школьниками, педагогами на основе взаимного уважения и доверия;
- максимальная помощь ученику в познании и самоутверждении;
- учение без принуждения, основанное на достижении успеха, на подлинном интересе;
- формирование учебных умений и систематических знаний на основе практики ведения систематических занятий по предмету.
Методы исследования:
комплекс методов эмпирического исследования: педагогические наблюдения за учебно-творческой и учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе практических занятий по ИЗО и технологии;тестовые задания для определения качества усвоения теоретических знаний по предметам;
методы сравнительного анализа: художественно-педагогический анализ учебно-творческой деятельности учащихся (рисунки, эскизы, проекты), учебных и творческих работ учащихся по дисциплине «Технология»;
анализ передового опыта преподавания художественных дисциплин.
База исследования: МОАУ «Гимназия №7» г. Оренбурга
1. Значение художественно-эстетического развития обучающегося.
1.1. Ребёнок познает мир в деятельности.
Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического воспитания и художественного образования. Технология развивающего обучения опирается на систему взглядов гуманистической психологии, предполагающей изначальное стремление ребенка к росту, к реализации творческого потенциала. Работа способствует развитию собственной творческой активности ребенка. В работу положен «деятельный» педагогический принцип, опирающийся на психофизические возможности возраста и подразумевающий динамику развития каждого ребенка. Ребенок необычайно активен, он познает мир в деятельности. «Деятельный» принцип позволяет, включившись в работу, опытным путем приобретать знания и создавать новое, что является активной формой в познании и способствует развитию творческой самостоятельности ребенка.
Эта задача наиболее успешно может быть решена в рамках предмета «Изобразительной деятельности» и «Технология», как в урочной так и внеурочной деятельности.
1.2. Совершенствование образовательного процесса.
Образовательный процесс необходимо постоянно совершенствовать.
В ходе своей педагогической деятельности на уроках изобразительной деятельности и технологии я столкнулась с проблемами:
• отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию);
• ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как использовать знания свойств текстильных волокон в своей жизни);
• испытывает страх перед практической деятельностью (с трудом начинает работу в материале).
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция школьного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.
В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей;
- специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека.
Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет:
Тесная связь с искусством.
Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.
Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.
Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.
Создание эстетической развивающей среды.
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания.
Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.
Как известно, творчество – это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.
Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
1.3. Признаки и критерии творческой деятельности.
Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.
На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся:
-приобщить учащихся к творческой работе;
- прививать интерес к творчеству, поиску;
- развивать навыки созидания, самореализации.
Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработка конструкции моделей, ее моделирования.
Необходимо отметить, если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, а это развивается логическое мышление, воображение и формируется устойчивый интерес к труду, конечному результату (реализации идеи).
Особое внимание на занятиях уделяется групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.
Творческая деятельность рассматривается нами как «деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности»; умственной активности; смекалки и изобразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное. Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту.
«Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста», - пишет М.Н. Скаткин (Скаткин М.Н. Школа и всесторонне развитие детей).
Что же мы предпринимаем для развития способностей детей, для повышения их творческого потенциала?
Урочная деятельность.
В школе существуют различные формы урочной и внеурочной работы: различные формы проведения уроков, привлечение учащихся к подготовке докладов рефератов об истории возникновения и развития ДПИ на уроках ИЗО и технологии.
На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно над выбранной темой, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.
Внеурочная деятельность.
Предметные занятия как одна из форм развития творческих способностей учащихся.
Вызывая интерес учащихся к предмету, внеурочные занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник выявляет, ставит и разрешает интересующие проблемы.
1.4. Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека.
Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. У него более высокая работоспособность. Но мне кажется, самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональное сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будут развиваться и мышления. А думающий человек это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.
Основой моего обучения является развитие творческих способностей у детей на уроках ИЗО и технологии. Этот процесс длительный, по этому вести работу целесообразно с первых дней пребывания ребенка в школе.
Важно научить детей, раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.
Сегодня, опираясь на свой опыт, с уверенностью могу сказать надо изучать психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала, учитывать особенности детей и д.т. Занятия по технологии позволяют проводить систематическую работу по формированию у школьников, нравственных качеств личности, развивать способности, воспитывать трудолюбие.
Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрения. Особенно это важно по отношению к слабому ученику: следует хвалить его за каждую удачу, создавая благожелательную отношение к предмету.
Дифференцированный подход к учащимся предлагает наличие достаточного количества инструкционно-технологических карт, карточек – заданий, раздаточного материала, различных по степени трудности.
Придуманное оформление класса (ко вкусом подобраны и ухоженные цветы, красивые стенды с поделками) обеспеченные всем необходимые рабочие места, наличие наглядных пособий, раздаточного материала все это имеет большое значение для успеха обучения.
Приветливый тон учителя создает доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает учащихся к работе, чистота и порядок в кабинете служат воспитания собственности, аккуратности, дисциплинированности, формируют хороший вкус, а главное – вызывает желание учащихся, делать красивые вещи своими руками. Это очень важное – воспитание мотив учения.
Иногда на уроках использую музыку, способствующую поднятию настроения, помогающую внутренне расслабиться, улыбнуться. А в приятной обстановке лучше ладиться.
Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно пробудить у детей желание «хочу узнать». Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу «хочу сделать», вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца – «я сделал!». Успех окрыляет, побуждает желание узнать новое, выполнить более сложную работу.
Закрепить у школьников интерес к изучаемому материалу могут советы учителя сделать сюрприз своим близким: приготовить еду, красиво сервировать стол, подарить к празднику какую- либо изготовленную своими руками вещь. При этом учителю следует обращать особое внимание на трудоемкость того или иного изделия.
Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся.
Как правило, на уроках ИЗО и технологии учащиеся ведут записи в тетрадях, а в альбомах выполняют тематические рисунки.
Оценки за ведение тетради выставляю в журнал.
Работы детей настолько хороши, что вызывают восторг и восхищение. Мне нравиться самой заниматься с учащимися различными видами рукоделия. Я вижу огонек в их глазах, вижу, как им хочется закончить начатую работу.
Провела тестирование среди учащихся 7,9 классов на определение уровня творческого потенциала учащихся.
Тест позволяет оценить уровень вашего творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения (приложение 1).
В результате тестирования выявилось, что у них вполне нормальный творческий потенциал. Они обладают теми качествами, которые позволяют им творить, но у них есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, их потенциал позволит им творчески проявить себя, если они, конечно, этого пожелают.
В 2014/15 учебном году приняли участие на олимпиаде по технологии и Морозова Анна и Четверикова Дарья обучающиеся 6 класса, заняли 3 место.
Но прежде чем остановиться на том, как развивать творческие способности учащихся, с чего начинать, необходимо знать начальный уровень детей. Поэтому в 5-ом классе я обычно провожу диагностику, показывающую уровень развития творческих способностей.
Критериями развития творческих способностей являются:
-оригинальность; * придумывать нестандартные, уникальные и необычные идеи и решения;
-гибкость мышления; применять разнообразные подходы и стратегии при решении трудных ситуаций; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения;
- беглость мышления; в течение короткого времени продуцировать множество идей, возможных решений и т.д;
- эмоциональность.
В результате диагностического эксперимента зачастую приходится делать вывод:
Оригинальность создаваемых образов наблюдается у меньшей половины класса. В большинстве же дети создают однотипные образы, малооригинальные или неоригинальные.
Гибкость мышления развита у учащихся ниже среднего, т. е. большинство детей не способны к выделению существенных признаков из множества случайных, не способны быстро перестраиваться с одной идеи на другую, не могут комбинировать и варьировать, предлагают лишь одно – два решения проблемы.
В течение урока отмечается нестабильность интереса к процессу и результату деятельности, т. е. происходит спад и рост интереса.
Дети, которые аккуратно и качественно выполняют задание, а также у которых эмоциональный положительный настрой сохраняется на протяжении всего урока, более расположены к творчеству.
Учитывая всё это, моя работа с детьми направлена на творческий поиск новых методов и приемов активизации учебной и внеучебной деятельности, стремление расширить кругозор, развитие практических навыков.
Продолжая учить, надо создавать возможности для творчества, иначе и освоение не будет надёжным и процесс будет формальным, скучным, а полученные навязанные знания будут легко забываться, выветриваться, не закрепленные повседневными целеустремленными упражнениями. Надо, чтобы дети всегда хотели учиться, чтобы у них была постоянная хорошая жажда к познанию. Это возможно, когда детская жизнь построена так, что знания эти нужны детям для успешного выполнения самостоятельных действий, для собственного творчества, а оно, в свою очередь, делает учение напряженным, радостным и основательным. Можно сказать, что самодеятельность школьников – это единство обучения и творчества.
Познавательные процессы, позволяющие человеку решать еще не решенные задачи, называется творческим мышлением. Главное для творческого мышления – нешаблонность, умение охватить действительность во всех ее отношениях, а не только в тех, которые закреплены в привычных понятиях и представлениях.
На своих уроках технологии я уделяю большое значение приобретению знаний и умений. Проникновение детей в секреты мастерства происходит во время практических занятий. Здесь они осваивают приемы вышивания, шитья, вязания и другие, помогающие достигать прекрасных результатов.
Овладение мастерством художественной обработки материалов предполагает освоение их декоративных возможностей, развитие фантазии и творческих способностей, приобретение технических знаний и умений. При этом у учащихся развивается особое чувство материала, его декоративно – прикладных особенностей, которое является одним из критериев развитого художественного вкуса и мастерства.
Творческое мышление должно учить человека смелости при выходе за рамки привычных, освещенных здравым смыслом или авторитетами представлений, взглядов, способов мышления. Оно должно учить человека искать не веру, а доказательства, не подтверждение, а истину, не успокоение, а беспокойства, не завершение, а начало пути. Короче творческое мышление должно приучать человека не подгонять факты под готовое представление о них, а проверять эти представления фактами, не придумывать искусственный мир пригодный для понимания, а создавать понимания пригодное для объяснения реального мира.
Существуют различные пути для развития творчества: это может быть коллективное создание работы, учащиеся высказывают свои идеи, каждый старается предложить свой вариант. С другой стороны это может быть серия уроков: на первых уроках – это творчество учителя, т. е. я учу что и как делать по принципу «делай как я»; на втором уроке может быть выполнена та же работа, но с изменениями, учащиеся проявляют свою самодеятельность.
Путь развития творческих способностей я выбираю индивидуально для каждого класса, здесь можно варьировать способами развития творческих способностей, комбинировать их. На уроках создаю проблемные ситуации, в которых учащиеся учатся использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учатся быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.
Важным средством приобщения учащихся к творчеству, развитие их способностей является приобщение их к свободной импровизации, умению находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии. Чтобы мои уроки были уроками творчества, на них я создаю определенные условия: атмосфера раскованности, отсутствия боязни быть непонятым или осмеянным, никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться.
С первых дней в классе стараюсь создать такую обстановку, в которой дети могут научиться выражать свои мысли. Даю такие задания на уроке, при помощи которых дети, играя в учителя и ученика, смогут научиться оценивать и обосновывать свою оценку. Если ребенок чувствует дружескую обстановку со стороны окружающих его людей, то его эмоции будут направлены только на совершаемую им деятельность. А значит, его работы будут аккуратными и более творческими. Именно такие условия я стараюсь создавать на своих уроках.
Использование различные методы и приемы в развитии творческих способностей учащихся.
Для развития творческих способностей учащихся используются различные приёмы учебного познания
Как сохранить в ребенке его творческое начало, как помочь ему стать творческой личностью, как помочь ему справляться со своими проблемами? Работа над развитием творческих способностей личности – актуальная проблема на сегодняшний момент.
Рассмотрим, какими способами развивают предметы школьной программы в рамках художественно-эстетического направления.
В результате передового опыта, собственного и опыта передовых преподавателей Захаровой Н.П., Прокопенко Л.В. – учителей ИЗО, мною было отобрано комплекс методов, приемов, способствующих эффективному преподаванию и т.д.
Для развития творческих способностей учащихся использую различные приемы учебного познания:
Прием сравнения. Сравниваться могут любые объекты, понятия, эпохи. При изучении истории костюма, стиля в одежде.
Прием эвристических вопросов. Задаются 7 вопросов: Что? Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда? Ответы на эти вопросы и предполагают рождение творческих работ.
Прием образного видения. Результат работы выражается в словесной или графической форме (эскиз проекта или его словесное описание).
Прием придумывания. Это способ создания неизвестного ранее продукта в результате творческих действий. Эскиз швейного изделия, сервировка стола, оформление подарка. Эскиз – составная часть любого творческого проекта.
Прием вживания. Средства этого метода позволяют нам почувствовать другую эпоху, представить себя в платье того времени, изучить манеры поведения.
Прием ученического планирования. Этот метод предполагает спланировать свою образовательную деятельность на выполнение творческого проекта, на составление реферата по проекту.
Прием самоорганизации обучения. Работа с первоисточниками, технологическими картами, изготовление творческих проектов (практическая работа).
Прием взаимообучения. Учащиеся работают в парах, группах, выполняют функции учителя (ученики – консультанты), применяя доступный им набор педагогических методов.
Прием рецензии. Рецензия может быть на любой творческий проект по каждому блоку программы. В кабинете есть архивный материал творческих проектов, который при необходимости просматривается и делается анализ выполненных проектов.
Метод проектов, как один из приемов развития творческих способностей учащихся
Методы проектов. Метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки. Ведущее значение я придаю методу проектов, который позволяет развивать и формировать творческую личность.
Учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс:
-самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;
-планирует варианты решения проблемы;
-делает выводы;
-анализирует свою деятельность, формируя « по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Использование метода проектов на уроках повышает мотивацию к творческой деятельности. Метод проектов рассматривается не как итоговая самостоятельная работа учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: “Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других”.
На моих уроках учащиеся выполняют различные типы проектов, чаще всего это практико-направленные и творческие проекты.
Чтобы разблокировать творческий потенциал учеников в процессе проектирования, использую специальные упражнения, направленные на выработку идей:
- прием “Банк идей”. Придумывая идеи, учащиеся свободно самовыражаются. Этот процесс сопровождается быстрой зарисовкой или описанием идей.
- приём “Нелогичные связи”. Приём направлен на развитие пространственного воображения, нетрадиционного мышления учащихся, умение использовать природные формы для создания промышленного изделия.
- приём “Источник вдохновения”. Учащимся предлагается в свободное время использовать дополнительные источники информации по теме проекта. Ребенок, зная об источниках информации, начинает активно пользоваться ими, что стимулирует любознательность.
При изготовлении изделия некоторые технологические операции выполняются при помощи специального приема “Звездочка”, там указывается последовательность выполнения работы. Например, при обработке кармана фартука ученица обрабатывает карман не своего изделия, а карман изделия одноклассницы, что повышает степень ответственности и тем самым повышает самоконтроль своей деятельности.
Для закрепления знаний, умений и навыков создаются мини-проекты. (Кулинария – приготовление завтрака) С введением метода проектов у учащихся появляется дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, использовать его и оценивать в реальных условиях. Интерес к проектам зависит от степени самостоятельности.
Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, энергии и информации, изучать технику и культуру дома, уточнять свои профессиональные планы.
Об использовании метода проектов на своих уроках делилась опытом на научно-практической конференции в нашей гимназии в 2015 г.
Использование компьютера развивает художественный вкус, формирует навыки компьютерной грамотности. Содержательные презентации позволяют обеспечить наглядность при изучении нового материала. Использование компьютера в образовательном процессе, безусловно, важно, т.к. позволяет учащимся решать и творческие задачи. Учащиеся выполняют защиту творческих проектов с использованием компьютерных презентаций.
Ученикам я часто напоминаю мудрые слова М. Горького: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества». Мы стремимся научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело.
Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить.
Творческие работы привлекают внимание детей, которые не блещут знаниями по другим предметам, здесь они открываются с положительной стороны.
При систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными.
Открываются большие возможности для совместного творчества учителя и ученика. При этом ведущим становится понятие сотрудничества, сотворчества, а дети становятся полноправными участниками образовательного процесса.
Лучшие работы детей ежегодно участвуют в гимназической выставке работ по ИЗО и технологии.К праздникам учащиеся с удовольствием изготавливают подарки родным и близким людям. Это прихватки и салфетки в лоскутной технике, изделия, связанные крючком, сплетённые из бисера; вышитые крестиком картины и картинки. Я сама владею многими видами рукоделия и стараюсь научить детей всему тому, что умею делать сама.
В своей дальнейшей педагогической деятельности я буду продолжать работу над развитием творческих способностей детей, искать новые пути и методы работы.
Использование несколько правил работы над развитием творческих способностей учащихся.
Я сформулировала для себя следующие правила работы над развитием творческих способностей учащихся:
Творческие способности развиваются не тогда, когда говорят детям о необходимости их развития, а тогда, когда их развивают в процессе работы.
Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.
Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. На уроках необходимо избегать критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.
Поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал.
Применять творческие задания.
Включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Предлагать ребятам решение творческих заданий, которые содержат следующие формулировки:
- представьте, что…; - изобретите…;
- предложите гипотезу…; - придумайте…
Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.
Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснять, что от них ожидают не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.
Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности.
Заключение
Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.
Существует опыт передовых преподавателей, который нужно использовать для улучшения качества учебного процесса
Стимулировать у учащихся дальнейшее творческое развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.
Не останавливаться на достигнутом.
Список используемой литературы.
Словарь Большой Энциклопедии (определение Диссеминации)
Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов -- 3-е изд., испр. и доп. / Н.Ю. Пахомова. -- М.: АРКТИ, 2005. -- 112 с.
Кайл Р. Детская психология: (Серия «Психологическая энциклопедия») - М.:Олма-прес,2002-416
Интернет - ресурсы
http://fantik47.rusedu.net/gallery/3117/fon_risovanie_cvetov.jpghttp://new-wallpaper.ru/_ph/37/516682948.jpghttp://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya
Приложение 1
Инструкция: выбери один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях.
1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:
А) да;
Б) нет, он и так достаточно хорош;
В) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:
А) да, в большинстве случаев;
Б) нет;
В) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете.
А) да;
Б) да, при благоприятных обстоятельствах;
В) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что- то принципиально изменить:
А) да, наверняка;
Б) это мало вероятно;
В) возможно.
5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:
А) да;
Б) часто думаете, что не сумеете;
В) да, часто.
6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
А) да, неизвестное вас привлекает;
Б) неизвестное вас не интересует;
В) все зависит от характера этого дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:
А) да;
Б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;
В) да, но только если вам это нравиться.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравиться, хотите ли вы знать о нем все:
А) да;
Б) нет, вы хотите научиться только самому основному;
В) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.
9. Когда вы терпите неудачу, то:
А) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;
Б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что, она нереальна;
В) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.
10. По – вашему, профессию надо выбирать, исходя из:
А) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
Б) стабильности, значимости, профессии, потребности в ней;
В) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?
А) да;
Б) нет, боитесь сбиться с пути;
В) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.
12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:
А) да, без труда;
Б) всего вспомнить не можете;
В) запоминаете только то, что вас интересует.
13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значение:
А) да, без затруднений;
Б) да, если это слово легко запомнить;
В) повторите, но не совсем правильно.
14. В свободное время предпочитаете:
А) оставаться наедине, поразмыслить;
Б) находиться в компании;
В) вам безразлично, будите ли вы один или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:
А) дело закончено и кажется вам отлично выполнено;
Б) вы более- менее довольны;
В) вам еще не все удалось сделать.
16. Когда вы один:
А) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;
Б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
В) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станните думать о ней:
А) независимо от того, где и с кем вы находитесь;
Б) вы можете делать это только наедине;
В) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:
А) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;
Б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;
В) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Ключ к тестовому заданию.
Подсчитайте очки, которые вы набрали таким образом:
За ответ «а» - 3 очка;
За ответ «б» - 1;
За ответ «в» -2.
Результат:
Вопросы 1, 6, 7, 8-й- определяют границы вашей любознательности;
Вопросы 2,3,4,5-й -веру в себя;
Вопросы 9 и 15-й -постоянство; вопрос 10- й- амбициозность; вопросы 12 и 13- й «слуховую память»; вопрос 11-й – зрительную память; вопрос 14-й – ваше стремление быть независимым; вопросы 16 и 17-й – способность абстрагироваться; вопрос18-й – степень сосредоточенности.
Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала. Общая сумма набранных очков кажет уровень вашего творческого потенциала.
49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.
23 и мене очков. Ваш творческий потенциал, увы невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.