Выступление для педсовета. Тема: «Воспитательная деятельность кл. руководителя во внеурочной деятельности класса»
Выступление для педсовета.
Тема: «Воспитательная деятельность кл. руководителя во внеурочной деятельности класса»
Выполнил: кл. руковдитель 7 «а» класса
Черевкова Наталья
Викторовна
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2»
2015 – 2016 уч. год.
Воспитание предполагает целенаправленные действия по интеграции
человека в общество, освоению им комплекса нравственных норм и социальных ролей, осуществляется через включение воспитанников в различные виды социальных отношений.
Главное – это воспитание отношениями. Все наши слова, дела, ситуации только тогда имеют педагогический смысл и значение, когда они возвышают, порождают высоконравственные отношения. В них нельзя ни врать, ни фальшивить.
Многие родители и ученики считают, что манипуляция в школе преобладает. Справедливости ради стоит заметить, что манипулятивное поведение господствует не только в школе. Отношение к человеку как к объекту – тенденция современного общества. Все мы, в большей или меньшей степени, являемся манипуляторами.
И все же, если уж природа наделила нас умом, то стремиться необходимо к подлинной человечности.
Даже в американских школах, где преобладает воспитание индивидуалистов, стратегия развития образования предусматривает создание нового поколения школ, которые будут отличаться не столько изобилием современной техники, столько высокогуманистической атмосферой. Основные принципы таких школ следующие:
– уважение к ребенку;
– создание условий для развития его интеллектуальных, физических и духовных сил;
– удовлетворение его нужд и потребностей.
Наиболее важной идеей гуманистического воспитания является рассмотрение детства не как подготовки к будущей взрослой жизни, а как сама жизнь. Сказанное означает в частности отказ от постоянного противопоставления жизни взрослых и детей, при котором взрослая жизнь представлялась как более значимая, достойная большего внимания и уважения, чем детская.
Еще Н. А. Добролюбов писал о том, что «…Детская натура весьма склонна к подражанию, и, будучи оставлена самой себе, она в короткое время может приобрести такое умственное и нравственное направления, что впоследствии самые сильные внушения разума, самые лучшие наставления и требования чести и долга не в силах уже будут изгонять укоренившиеся дурные навыки. Разумное воспитание требует, что бы уже в самом раннем возрасте, прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, – внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному; они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни».
Один из важнейших компонентов в воспитании детей – это установление целей.
«…проблема целеполагания, одна из ключевых в теории и практике гуманистического воспитания, весьма сложна и деликатна. Основная трудность здесь состоит в необходимости соблюдения одновременно двух важных условий. С одной стороны, цели воспитания должны быть четки, реалистичны и содержательно раскрываемы, а их достижение – диагностируемо. С другой стороны, постановка целей воспитания и процесс диагностирования их достижения должны отражать уважительное отношение к личности воспитанника….».
Если говорить об общих целях, то наиболее перспективными являются цели гуманистического воспитания: воспитывать в детях «…гуманистическое ценностное отношение к миру, к другим людям, к самому себе».
Конкретный класс, а точнее его особенности, способствуют возникновению целей другого уровня. Например: изменить негативное отношение к школе; сплотить ребят; повысить уровень успеваемости; заинтересовать родителей классными и школьными делами и проблемами и т. д.
Очень важно, когда помимо общих целей для класса, классный руководитель умеет наметить индивидуальные цели. Например: М. Матыченко – формирование адекватного образа другого человека; О. Кульчицкая – овладение нормами нравственного поведения; Р. Васюков – формирование адекватной самооценки; Л. Яструбенко – формирование единства сознания и поведения, слова и дела и т. д.
Следующим компонентом модели воспитания являются субъекты. Основными субъектами на уровне школьного класса являются: дети, классный руководитель, педагоги, работающие в классе и родители. С одной стороны, дети – объекты воспитательной деятельности, но перспективность гуманистической модели воспитания заключается в том, что в результате совместной деятельности взрослые и дети становятся партнерами.
Л. Н. Толстой полагал, что «…не только трудно, но и невозможно воспитать хорошо детей, если сам дурен. И это воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети».
«…Нельзя гуманизировать человека извне, нельзя сформировать у него гуманистические убеждения, лишь изнутри можно создать условия, в которых человек сам придет к этим убеждениям, свободно выберет их. …И кем бы ни был тот, кто стремится способствовать гуманизации действительности – психотерапевтом, педагогом или политиком, он действительно сможет содействовать этому процессу только в том случае, если сначала проделает определенную внутреннюю работу с самим собой…».
Работа по усовершенствованию самого себя, смысл которой – в освоении собственной позиции педагога-воспитателя, которая заключается в выработке своих личностных и профессиональных ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка (А. И. Григорьева).
Эффективность деятельности классного руководителя во многом зависит от его профессиональной компетентности, от собственной культуры, от включенности в жизнь класса.
Классный руководитель выступает связующим звеном между классом и педагогами, работающими в нем. В идеале, взаимодействие учителей-предметников и классного руководителя должно представлять собой некое единство взглядов по поводу содержания образования, взаимоотношений с учениками, целей и т. д.
Воспитание – переплетение действий воспитателей. Эти действия, эти влияния могут быть едины, могут дополнять друг друга, но могут вступать в противоречие и взаимно уничтожать воспитательные усилия.
Единство педагогических взглядов, а тем более взглядов на воспитание – встречается не очень часто, но если педагоги в этом заинтересованы, то возникает некое педагогическое сотрудничество, в котором и состоит сила педколлектива.
Родители – особые участники классной жизни. В силу ряда объективных причин, многие родители своими детьми занимаются все меньше, а от школы требуют все больше. Отношение родителей к школе неоднозначно, во многом даже отрицательно. Некоторые родители, дабы снять с себя ответственность за промахи в семейном воспитании ребенка, обвиняют школу.
Общаясь с родителями, мы имеем дело в основном с уже сформировавшимися личностями, поэтому изменить их отношение к некоторым вопросам бывает очень сложно.
Кроме того, система нравственных ценностей классного руководителя и родителей часто отличается.
Привычная картина для классных руководителей, когда на родительское собрание приходят единицы родителей, да еще, в основном, тех детей, с которыми возникает меньше всего проблем. Объяснить ситуацию, почему так редко ходят остальные, можно:
никому неприятно выслушивать отрицательную информацию о своем ребенке, который для родителей самый умный, самый воспитанный;
2) часто собрания проводятся формально и решаются на них только организационные вопросы.
Можно ли понять родителей в данном случае? Конечно, да!
Тем не менее, есть способы привлечь родителей к школе.
Например, придать родительским собраниям практическую направленность. Вопрос образовательных потребностей требует особого внимания, так как лишь небольшое количество родителей, преимущественно те, кто имеет образование в области взаимодействия человек – человек, знакомятся с педагогической литературой, а большинством процесс воспитания осуществляется спонтанно и интуитивно.
Можно знакомить родителей с материалом, который мог бы помочь им в общении с их детьми. Вот какой может быть тематика некоторых родительских собраний:
1. Психологические особенности подростков.
2. Как следует вести себя родителям, если у ребенка проблемы с учителем.
3. Причины конфликтов в подростковом возрасте.
4. Чувство взрослости и возникающие в этой связи проблемы.
Совершенно необязательно превращать родительское собрание в лекцию, главное, чтобы родители получали хотя бы минимум информации, которая могла оказаться полезной в деле воспитания собственного ребенка.
Кроме того, необходимо максимально информировать родителей о жизни детского коллектива, о достижениях, о результатах всевозможных тестов, анкет и т. д. Оказывается, что не только дети зачастую не подозревают о каких-то своих потенциальных возможностях, но и некоторые родители не имеют полной информации о собственном ребенке.
Не стоит сообщать родителям негативную информацию об их собственном ребенке на собрании. Избавьте их от публичного стыда за их чадо. Такие вопросы лучше решать индивидуально.
Когда родители понимают, что классному руководителю не все равно, когда они видят его заинтересованность в успехах каждого ребенка, отношение к школе меняется в лучшую сторону.
Организация среды – это один из опосредованных воспитательных инструментов.
Следует отметить, что если уж возникло желание взяться за благоустройство кабинета, то делать это нужно только с ребятами по нескольким причинам:
– то, к чему ребенок сам приложил усилия, ценится и бережется гораздо больше;
– это хорошая возможность для ребят проявить себя и получить от этого удовлетворение и эмоциональное наслаждение;
– благоустройство кабинета – процесс длительный, соответственно это еще и возможность для организации длительного общения;
– создание уюта в кабинете во многом способствует положительным изменениям в отношении дежурства.
Система отношений создает определенный психологический микроклимат. Чем комфортнее ребенок будет ощущать себя в классе, тем меньше у него будет возникать потребность удовлетворить недостаток общения в какой-нибудь «тусовке».
Удовлетворение потребностей – основной источник человеческой активности.
Классный руководитель должен быть сориентирован на создание условий для организации разных видов деятельности, что дает возможность ребятам выбрать подходящую, в соответствии со своими потребностями. В противном случае, если отсутствует возможность само реализоваться, может возникнуть потребность самоутвердиться среди сверстников, нарушая дисциплину, идя на конфликты и т. д. Потенциал деятельности для развития человека может быть реализован, если он становится субъектом деятельности. Для этого необходимо, чтобы деятельность позволяла человеку удовлетворять, как минимум две потребности – в сотрудничестве и в достижении.
Много повторяющихся проблем возникает из-за того, что не всегда должное внимание отводится анализу, а ведь это одна из составных частей всего воспитательного процесса. Именно анализ способствует повышению мастерства и результативности.
Анализировать нужно не только то, что не получилось, но и то, что прошло с успехом: закрепить положительные моменты, подумать об усовершенствовании и т. д.
Особого внимания от классного руководителя требует общение, без которого не может происходить развитие ребенка ни как личность, ни как индивидуальность.
С учётом особенностей класса, в котором я работаю, возрастными особенностями обучающихся и в соответствии со школьной моделью воспитательной работы, социальным заказом родителей и общества, мной была создана программа деятельности классного руководителя.
Тема программы: «Дороги, которые мы выбираем». Программа носит комплексный характер, так как она дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного использования возможностей воспитания и дополнительного образования. Комплексность программы диктует многообразие видов деятельности, охватывающей уроки и внеурочные занятия, работу педагога с классом и с творческими группами ребят.
Актуальность программы заключается а том, что при изучении различных школьных предметов выявляются склонности, способности, интересы ребенка. Он успевает лучше по тем предметам, к изучению которых у него есть способности. Часто, опираясь на результаты своей успеваемости, учащийся совершает профессиональный выбор. Иногда на этот выбор существенное влияние оказывает и личность преподавателя. Требуется дополнительное изучение учащимися своих способностей, интересов, желаний, потребностей с целью уточнения профессионального выбора.
Большинство подростков хотят иметь интересную и высокооплачиваемую работу, но какая профессия обеспечит им это – не знают. Поэтому возникла необходимость в выборе такой воспитательной системы, которая поможем в выборе дальнейшего пути учащихся.
Цель программы:
- формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.
Исходя из цели, определены следующие задачи:
Задачи программы:
- ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами труда в условиях безработицы и конкуренции;
- содействие развитию творческой инициативы, самостоятельности учащихся;
- развитие у учащихся положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии;
- умение анализировать свои способности и возможности, соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами.
Сроки программы:
Программа рассчитана на 3 года и будет реализована в 2015-2018 годах.
Возраст воспитанников 14-17 лет.
Положения программы реализуются через:
- работу с учащимися;
- работу с родителями;
- работу с учителями – предметниками;
- индивидуальную работу;
- взаимодействие с окружающим социумом.
При разработке тематики классных часов и родительских собраний в 7 «а» классе учитывалась программа воспитательной работы школы на 2015-2016 учебный год. По каждому месячнику запланированы кл. часы, которые имеют цели и задачи характерные тематики направлений воспитательной работы школы-интерната.