Мультимедийные презентации как инновационное средство повышения познавательной активности младших школьников
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа №7 г.Феодосии Республики Крым»
Обобщение опыта работы
«Мультимедийные презентации
как инновационное средство повышения
познавательной активности»
Плотникова Вера Михайловна
учитель начальных классов
г.Феодосия, 2015г.
«Настоящее искусство воспитания и
образования состоит в том,
чтобы так влиять на идеалы и цели,
а также мотивы ежедневного поведения,
чтобы школьник хотел идти путем,
который показывает ему опытный и мудрый учитель,
и одновременно, чтобы он усиленно работал
над своим умственным развитием,
над собственным характером,
над усовершенствованием мотивов
собственного поведения»
(В. Оконь).
ВВЕДЕНИЕ
Развитие личности – бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Возрастные изменения в условиях обучения и воспитания детей оказывают решающее влияние не только на психику, но и на познавательную активность.
Дети младшего школьного возраста могут не только продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания, но и быть психологически включены в саму учебную деятельность. Младшие школьники уже могут развивать свои способности и те личные качества, которые лягут в основу развития их познавательной активности и как следствие повлияет на успешность в учебной деятельности.
Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Проблема развития познавательной активности является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности.
1. Познавательная активность младших школьников
Развитие познавательной активности младших школьников находится в центре внимания с давних времен. В содержании понятия «познавательная активность», можно выделить несколько направлений:
- Познавательная активность понимается как характеристика деятельности младшего школьника: ее интенсивность и напряженность.
- Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.
- Познавательная активность как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания.
Таким образом, познавательная активность – это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения.
1.1. Основными характеристиками познавательной активности являются:
Естественное стремление школьников к познанию.
Положительное отношение к учебе.
Активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижения значимого для ребенка результата.
Проявление воли в процессе овладения знаниями.
Педагогическая деятельность доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность и познавательный интерес к обучению.
1.2. Проблема.
К сожалению, каждый педагог сталкивается с такой проблемой, как отсутствие интереса учащихся к учебной деятельности. И это парадоксально для настоящего времени - времени бурного развития информационных технологий, когда, казалось бы, потребность в знаниях должна стать основной потребностью детей. Причин этому много, и среди них – неправильный настрой ребёнка ещё до школы, когда родители стараются убедить детей в том, что учёба – их долг, обязанность. Альберт Эйнштейн отмечал: «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать».
Вот почему я стараюсь, так организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира. Высказывание Д.Б.Элькони «Позиция школьника – это не просто позиция ученика, посещающего школу, слушающего учителя и аккуратно выполняющего домашние задания, это – позиция человека, совершенствующего самого себя» определило основную цель моей работы - развивать у учащихся познавательный интерес к предметам, изучаемым в начальной школе, чтобы в сердцах детей постоянно возникал вопрос : -Что это?!, и желание – Я хочу это узнать!, чтобы это желание не угасало после выпуска из начальной школы до полного её окончания, когда выпускник с чувством собственного достоинства сможет сказать: « Я получил то, что хотел!»
Откуда же возникает интерес? Удивление – вот та волшебная эмоция, которая
рождает его, делает серьёзное занятие для детей интересным, увлекательным, заставляет задумываться, развивает мышление, внимание, наблюдательность, самостоятельность, волю. И в этом помощницей в моей работе выступают информационно-компьютерные технологии, в частности применение мультимедийных презентаций на разных этапах урока.
2. Развитие познавательной активности младших школьников через применение мультимедийных презентаций.
Презентация несет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам, формирует у них познавательную активность, интерес к обучению. Учащимся начальной школы, с наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому так важно при обучении обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.
2.1.Мультимедийные презентации
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Кроме того, возможности компьютера помогают увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала.
Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
В этом случае задействуются различные каналы восприятия. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта, заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное. При этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышает уровень познавательных возможностей.
Процесс восприятия и запоминания информации при помощи ярких образов – основа любой презентации. Презентация дает возможность самостоятельно скомпоновать материал исходя из особенностей класса, темы, предмета, этапа урока.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Применение мультимедийной презентации позволяет значительно повысить уровень познавательной активности младших школьников.
3. Методы использования мультимедийных презентаций
Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания урока, его цели.
Но практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
3.1. Мультимедийная презентация как информационно-обучающее пособие.
В обучении акцентирую внимание ребенка на собственную деятельность по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Сама в этом случае выступаю как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. (Приложение № 1,2,3)
3.2. Мультимедийная презентация как интерактивная лаборатория.
Наличие мультимедийного обеспечения позволяет мне компенсировать недостаточность лабораторной базы, благодаря возможности моделирования процессов и явлений природы, что особенно актуально для проведения уроков по окружающему миру, природоведению и др. (Приложение № 4)
3.3. Мультимедийная презентация как средство для снятия напряжения, релаксации.
Для снятия напряжения, переключения внимания, особенно когда урок проходит в конце учебного дня, использую презентации, способные развлечь, снять напряжение. Например, физкультминутки (Приложение № 1,5)
3.4. Мультимедийная презентация и проектная деятельность. Долгосрочный проект «Птицы нашего края» (Приложение №6)
3.5. Мультимедийная презентация и исследовательская деятельность. Исследовательская работа по народоведению «История моей семьи» (Приложение № 7,8,9)
На уроках я сочетаю как традиционные формы обучения, так и интерактивные формы организации учебной деятельности (метод проектов, работа в малых группах, игровые методы, широкое использование индивидуализированных обучающих программ).
Совокупность этих форм обучения дало свои результаты (Приложение №10)
ВЫВОДЫ
Организация уроков с мультимедийными презентациями в начальной школе позволяет уже на ранних этапах обучения обеспечить для большинства учеников переход от пассивного восприятия учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями.
Внедрение мультимедийных презентаций на разных этапах урока позволяет интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на эмоциональную сферу ученика.
Познавательная активность не является неизменным наследственным свойством личности, ей свойственно развитие – бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность.
Убеждаюсь в правильности поставленных целей всякий раз, когда ученики встречают меня вопросом: «А сегодня тоже будет интересно?»
С удовлетворением могу отметить, что среди моих выпускников – Насибуллина Эльвира - стипендиат Верховной Рады Автономной Республики Крым, 10 учащихся, окончивших школу с ученическими медалями.
Среди теперешних моих учеников 2 победителей во II этапе всеукраинских ученических олимпиад.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 2Заголовок 315