Планирование ВУД на тему Якутские настольные игры


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куокуйская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
руководитель МО «Первый учитель»
учителей начальных классов зам. директора по УВР директор школы
____________ /Новгородова Е.А../ ___________ /Павлова Г.П./ __________ /Ноговицын А.В./
протокол №__ от «___» августа 20___г. протокол № 1 от «30» августа 2016 г. от 30.08.2016 приказ №108
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Якутские настольные игры»
для 3-го класса начального общего образования
на 2016-2017 учебный год
(на основе примерной программы по внеурочной деятельности курса «Якутские настольные игры» начального общего образования)
Учитель: Гуляев Алексей Александрович,
квалификационная категория: соответствие занимаемой должности
2016 г.

1.Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации»; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации»; постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и способствует обеспечению сохранения физического здоровья учащихся, а также даёт основу для самоорганизации здорового образа жизни. Для организации внеурочной деятельности образовательные учреждения руководствуются письмом Департамента общего образования Министерства образования науки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Данная программа актуальна, так как участвует в решении одной из самых первоочередных задач современного образования – формирование здорового образа жизни младших школьников.
Человеческая личность – это гармония мысли и движения. В настоящее время большое значение имеет формирование физически здорового, активного, гармонически развитого человека. Программа по традиционным настольным играм хабылык и хаамыска предназначена для проведения внеурочной формы занятий физического воспитания. Данная программа способствует углублению, расширению знания традиционной игровой культуры якутского народа и направлена на воспитание уважения к традициям предков. Стимулирует интерес к занятиям физической культурой. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Только здоровый ребёнок может успешно учиться. Игра в хабылык и хаамыска – гуманная и демократичная народная игра: «Игра принимает всех», не отвергая ослабленных детей. В программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочной работы с учащимися 4 класса в игре хабылык и хаамыска. Уважение к традициям своего народа, понимание характера и техники игры легче развивать с младшего школьного возраста. Настольные игры хабылык и хаамыска призваны способствовать формированию здорового образа жизни, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.Цель программы – формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения якутских национальных настольных игр, углубленное изучение традиционных якутских настольных игр хабылык и хаамыскаЗадачи:
содействие правильному физическому и психическому развитию;
воспитание воли, настойчивости, трудолюбия и дисциплинированности;
развитие интереса к занятиям настольными играми;
обучение основной технике настольной игры хабылык и хаамыска II. Описание места в учебном плане
Режим работы занятий – 1ч в неделю Количество учебных недель – 34
III. Личностные, универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия:
-мотивационная основа на занятиях настольных игр;
-учебно-познавательный интерес к занятиям настольных игр;
Регулятивные универсальные учебные действия:
-умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие интереса к занятиям настольными играми;
-планировать свои действия при игре;
-учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-оценивать правильность выполнения двигательных действий.
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
-осуществлять анализ выполненных действий при игре;
-активно включаться в процесс выполнения заданий;
-выражать творческое отношение к выполнению заданий.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися;
- участвовать в коллективном обсуждении
IV. Содержание программыМатериал программы включает:- основы знаний;- общую и специальную подготовку;- техническую подготовку«Основы знаний» предусматривает материал по истории развития игр предков, правила соревнований.«Общая и специальная физическая подготовка» - даны упражнения, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определённые двигательные качества.«Техническая подготовка» - представлен материал, способствующий обучению техническим приёмам игры. В конце изучения программы учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.
Методы и формы обученияДля повышения интереса занимающихся к занятиям традиционными якутскими настольными играми и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий. С целью создания представления об играх используются такие словесные методы: - рассказ;- беседа;- объяснение.Наглядные методы: применяются в виде показа упражнения, показ мультимедийных презентаций, видеофильмов. Можно к занятиям приглашать ветеранов, мастеров настольных игр хабылык и хаамыска. Эти методы помогут создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.Практические методы: предусматривают метод упражнений, игровой, КТД, пробы социального опыта, открытого занятия и соревновательный. Основным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений. Игровой метод даёт наибольший эффект при сочетании игры и обучения. Пробы социального опыта и открытые занятия дают возможность показать и реализовать детям свои знания и умения, т.е тому, чему научились. Участие в организации и проведении КТД. Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию эмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов.Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.Условия реализации программыДля успешной реализации программы необходимо соответствующее материально-техническое обеспечение:- специально отведённое место с соответствующей мебелью (столы, скамейки и стулья) по виду деятельности и возрастным особенностям учащихся;- для занятий необходим следующий игровой материал:
хабылык по 30 штук - 13-15 комплектов (по количеству детей в группе)
хаамыска по 5 штук - 13-15 комплектов (по количеству детей в группе)
тырыынка по 60 шт – 2-3 комплекта
тыксаан по 30 шт – 2-3 комплекта
часы – 1 штмячи резиновые (маленькие) – по количеству детей в группе
В региональные компоненты включены темы:
№ Тема занятия Темы регионального компонента
 1 1 Якутские национальные настольные игры «Здоровый образ жизни в Якутии»  
10 4 Учебная игра в хаамыскаПодвижные игры народа Саха
11 4 Проба социального опыта Презентация «Республиканская спортивная игра семей Якутии»  
13 1 Проба социального опыта Презентация «Дети Азии»
17
4 Проба социального опыта Спортивные достижения Кобяйского района
19
2 Настольные игры хабылык и хаамыскаИгры Манчаары в Якутии
Общая и специальная физическая подготовка
№ Виды подготовки Содержание подготовки 1 Упражнения мышц кистей рук и пальцев Легкий массаж пальцев. Сгибание и разгибание пальцев.
Упражнения с предметами:
- перебирание круп, зёрен;
- шнуровка на специальных рамках;
- застёгивание и расстегивание пуговиц;
- плетение косичек Все виды подготовки в сочетании проводятся в начале, т.е в подготовительной части каждого занятия с целью разогрева мышц для полноценной подготовки организма к занятию и развития тех или иных качеств, необходимые для игры
2 Упражнения для мышц рук и плечевого пояса Упражнения с предметами:
- перебрасывание мяча с одной руки на другую перед собой;
- подбрасывание мяча верх и ловля;
- упражнения мячами с напарником;
- перебрасывание палочки с одной руки на другую перед собой;
- подбрасывание палочки и ловля 3 Упражнения для мышц туловища и шеи Индивидуальные упражнения без предметов и с предметами:
- наклоны вперёд, назад, вправо, влево без предмета;
- наклоны вперёд, назад, вправо, влево с предметом;
- наклоны и повороты головы 4 Упражнения для мышц ног и таза - приседания в различных исходных положениях;
- подскоки;
- ходьба;
- бег 5 Подвижные игры и забавы - различные игры народа саха и других народов;
- комбинированные эстафеты V. Календарно-тематический план
№ Тема Содержание Ожидаемый результат Кол
часов Сроки реализации
1 четверть
Задачи ученика:
- иметь представления о роли и значении занятий якутскими настольными играми, об их роли в развитии таких физических качеств как ловкость, гибкость, координационные способности;
-уметь подбрасывать хабылык и ловить их тыльной стороной ладони, подбрасывать и ловить по одной палочке;
-уметь выполнять метание предмета на дальность, точность, прыжок в длину с места, челночный бег, передачу мяча сверху, играть в подвижные игры: «Охотники и утки», «Бросай далеко, собирай быстрее», «Пионербол», «Мини-баскетбол»
Задачи педагога - создать условия учащимся с целью:
- формирования представления о роли и занятий якутскими настольными играми и ее связи с развитием физических качеств;
-формирование самоконтроля;
-воспитание волевых качеств;
1 Якутские национальные настольные игры «Хабылык», «Хаамыска», «Тырыынка», «Тыксаан»
«Здоровый образ жизни в Якутии»   Введение. История развития якутских настольных игр Этимология слова «хабылык». Пропагандисты, энтузиасты и мастера настольных игр. Федерация национальных настольных игр предков Республики Саха (Якутия)
Инструктаж по ТБ во время занятий.
Водонос (ОйбонукоЬоруу)
Уметь различать национальные виды спорта, знать народные настольные игры якутов, их пропагандистов, понимать роль и значение якутских настольных игр и ее связь с развитием физических качеств.
стремление сохранять и развивать игры повседневной жизни 2
2 Техника подбрасывания и ловли палочек Стойка игрока. Основные положения при подбрасывании и ловли палочек. Имитация подбрасывания и ловли. Подбрасывание и ловля палочек тыльной стороной ладони. Снова подкидывание и ловля одной палочки. Способы ловли палочек. Выполнять организационные команды, разминочные упражнения,
Технично выполнять подбрасывание и ловлю палочек. 2
3 Игра «Тырыынка» Правила игры. Техника игры. Свободная групповая игра на столе. Выбор позиции. Уметь выполнять технические приёмы игры «Тырыынка» 2
4 Техника подбрасывания и ловли хабылык, хаамыскаСтойка игрока. Основные положения при подбрасывании и ловли палочек.
Техника подбрасывания и ловли хаамыска. Освоить технику подбрасывания и ловли палочек, знать последовательность игры хаамыска2 5 Участие в соревнованиях Турнир по якутским настольным играм среди учащихся начальных классов Овладеть техникой игры и волевыми качествами.
1 6 Учебная игра. Техника подбрасывания и ловли палочек.
Отработка способа игры хабылык. Овладеть техникой подбрасывания и ловли палочек. 2 7 Традиционные настольные игры наших предков: хабылык, тыксаан, тырыынка Правила традиционной игры в хабылык. Особенности ловли и подсчета палочек.
Правила игры тыксаан, тырыынкаУметь видеть отличие ловли палочек в традиционной игре хабылык. Понять значение палочек с зубчиками, правила игры.
Овладеть техникой традиционной игры хабылык3 8 Проба социального опыта Внутриклассный турнир по якутским настольным играм хабылык, тыксаан, тырыынкаУметь сотрудничать в группе, принять участие в судействе. 1 9 Учебная игра в хабылыкПравила игры. Стойка игрока. Отработка способа игры в хабылык. Тренировка подбрасывания и ловли одной палочки мизинцем и безымянным пальцами. Подбрасывание и ловля на скорость. Овладеть техникой подбрасывания и ловли палочек
3 10 Учебная игра в хаамыскаПодвижные игры народа Саха Правила игры. Стойка игрока. Подбрасывание хаамыска и ловля по одной. Последовательность игры в хаамыска.
Жмурки (харах симсии); Урони полено (Харда5ас охторуута) Овладеть техникой подбрасывания и ловли хаамыска.
умение играть в команде; 2 11 Проба социального опыта – спортзал
Презентация «Республиканская спортивная игра семей Якутии»   Внутриклассный турнир по настольным играм среди мальчиков «Хомуур хабылык»
Играем всей семьёй Уметь сотрудничать в группе, принять участие в судействе. 1 12 Проба социального опыта -спортзал Внутриклассный турнир по настольным играм среди девочек «Хомуур хабылык» Уметь сотрудничать в группе, принять участие в судействе. 1 13 Проба социального опыта
Презентация «Дети Азии» Просмотр видеофильмов Республиканских национальных видов спорта Понять особенности якутских прыжков, борьбы хапсагай. Узнать виды северного многоборья, 1 14 Игры в палочки и камешки у разных народов Правила игры в корейские камешки. Особенности подбрасывания и ловли камешков.
Кто сможет встать? (Ким кыайан турарый?Понять особенности игры и последовательность бросков.
сохранение игр наших предков 2 15 Игры в палочки и камешки у разных народов. Правила игры в киргизские камешки
«Беш таш» Особенности подбрасывания и ловли камешков. Понять особенности игры и последовательность бросков. 2 16 Участие в соревнованиях Турнир по якутским настольным играм среди начальных классов Овладеть техникой игры и волевыми качествами.
1 17 Проба социального опыта Спортивные достижения Кобяйского района «Вспомним детство» - встреча с ветеранами Уважать ветеранов, их игры. 2 19 Настольные игры хабылык и хаамыскаИгры Манчаары в Якутии Отработка техники игры в хабылык и хаамыска.
Показать умение играть в хабылык и хаамыска.
2 20 Настольные игры хабылык и хаамыскаУчастие в соревнованиях Контрольные игры.
Внутришкольный турнир по настольным играм. Овладеть техникой игры и волевыми качествами. 2
6.Методическое обеспечение:
Ковалько В. И. «Здоровье - сберегающие технологии», Москва «Вако», 2004 г.
Шевченко И. В. «Вместе весело играть», Ростов-на-Дону «Феникс», 2002 г.
Фёдоров А.С. Саха торут оонньуулара = Народные игры и забавы саха. Дьокуускай: Бичик, 2011.
7.Дети научатся:
понимать роль и значение занятий физическими упражнениями и играми для укрепления здоровья;
использовать изученные виды упражнений для утренней гимнастики;
активно играть массовые игры в повседневной жизни наших предков;
выполнять упражнения для развития основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, координации, выносливости); осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;
Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности:1 уровень - Приобретение школьниками социальных знаний 2 уровень - Формирование ценностного отношения к социальной реальности 3 уровень - Получение опыта самостоятельного социального действия Ожидаемые результаты:
Овладение техникой и способами игр предков;
Знание правил игры, умение выполнять технические приёмы;
формирование здорового образа жизни, развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижение спортивных успехов сообразно способностям
Формирование внутренней мотивации и устойчивого интереса к играм предков, выход на уровень творческой активности и самостоятельности.
Открытость в общении