Статья Пути повышения познавательной активности младших школьников


Пути повышения познавательной активности младших школьников
Общеизвестно то, что человек, осуществляя любую деятельность, имеет перед собой определенную цель. Какова же должна быть цель деятельности учителя, желающего развить у учащихся интерес к обучению и желание учиться? Основная цель работы учителя – развитие и повышение познавательной активности школьников.
Достижение этой цели обеспечивает решение многих задач обучения: дать прочные и осознанные знания изучаемого материала; подготовить учащихся к активному участию в учебной деятельности; развить умение самостоятельно пополнять знания. Для достижения данной цели и решения задач, поставленных в ходе обучения, необходимо использовать соответствующие формы организации учебной деятельности, определённые методы и приёмы обучения.
Таким образом, развитие и повышение познавательной активности учащихся — цель деятельности учителя, а применение различных форм, методов и приемов активизации - средство достижения этой цели.
Развитие познавательной активности младших школьников в обучении должно идти по двум направлениям. Первое направление - возможность повышения познавательной активности содержится в самом содержании учебных предметов. Следующее направление реализуется путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.
Остановимся подробно на каждом из направлений формирования и повышения познавательной активности младших школьников.
Важным звеном познавательного интереса к учению является тщательно продуманный отбор содержания учебного материала.
Учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, необычным, поражает воображение школьников, заставляет удивляться, восхищаться - мощный стимул для появления интереса, формирования познавательной активности. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как необычное, ведь удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент.
Конечно, невозможно познавательный интерес к учебному материалу поддерживать постоянно только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. К. Д.Ушинский писал, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Для развития и повышения познавательной активности важно у школьников сформировать умение «в знакомом видеть новое». Потому что новое и неожиданное в содержании учебного материала выступает на фоне уже знакомого и известного. Именно это умение поможет учащимся осознать, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках.
Немалую роль в развитии познавательного интереса учащихся играет использование в учебном материале информации о новейших достижениях науки. Ведь именно сейчас, больше чем когда либо, есть огромные возможности, чтобы расширить рамки учебных программ, познакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.
Одно из важнейших условий развития познавательного интереса к учению - учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащихся. Ушинский писал: «Преподавание всякого предмета должно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы».
Содержание учебного материала, не соотнесенное с уровнем развития познавательных способностей учащегося, превышающее возможности ученика, не может сыграть положительную роль в обучении. В результате несоблюдения условия «учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей», у учащихся будет отсутствовать вера в свои силы и способности. Вследствие чего, ни о каком повышении познавательного интереса речь идти не будет.
Учебный материал, содержащий сложные познавательные задачи, можно предъявлять лишь тем ученикам, которые обладают высоким уровнем развития познавательных способностей.
Итак, одним из возможностей повышения познавательной активности является пристальное внимание к содержанию учебного материала, который должен быть доступен и понятен учащимся с различным уровнем познавательных способностей. Также при подборе информации к уроку важно соблюдать следующие факторы. Информация, вызывает познавательный интерес к получению знаний, если она заставляет удивляться, захватывает воображение; побуждает задуматься, помогает учащимся видеть новое в уже знакомом материале.
Не менее важный источник познавательного интереса – процесс деятельности. Чтобы сформировать познавательную активность, желание учиться, нужно развивать желание младшего школьника заниматься познавательной деятельностью. То есть в самом процессе деятельности в ходе обучения ученик должен находить привлекательные стороны. Достичь этого можно, реализуя второе направление развития познавательной активности младших школьников в обучении. Суть данного направления заключается в осуществлении познавательной деятельности учащихся путём применения соответствующих форм организации учебной деятельности, определённых методов и приёмов обучения.
Рассмотрим каждый из компонентов организации познавательной деятельности.
При работе над развитием познавательной активности младших школьников важно учитывать формы взаимодействия в ходе учебной деятельности.
1. Индивидуальная работа (каждый ученик самостоятельно выполняет задание в своём темпе, используется в течение всего урока).
2. Работа в паре – «ученик-ученик» (в ходе самоконтроля и самооценки).
3. Групповая работа. Эффективность использования групповой формы неоднократно была доказана на практике. Большинство дети хотят работать вместе, видят положительные стороны такого взаимодействия; работать вместе веселее и интереснее, товарищ может проверить работу, может подсказать тебе, если ты что-то забыл или не знаешь, да и, вообще, может помочь тебе выполнить эту работу.
4. «Ученик-родители» (обсуждение той или иной задачи дома, выполнение проектов, творческих заданий).
5. Фронтальная форма организации учебной деятельности (одновременная работа учителя со всеми учащимся, выполняющими одинаковое задание).
Одним из показателей познавательной активности является готовность младшего школьника к учебной работе в различных формах обучения.
С групповой формой работы тесно связано использование дифференцированного подхода к школьникам. Под уровневой дифференциацией обучения понимается разделение учеников на группы, выполняющих учебные задания разной сложности, осваивающих учебный материал на разных уровнях глубины. Включение дифференцированной работы в процесс обучения позволяет, так организовать обучение, чтобы учитывались индивидуальные особенности личности, обеспечивалось усвоение содержания учебного материала всеми учениками, При использовании дифференцированного подхода к школьникам необходимо учитывать следующие аспекты: учет индивидуальных особенностей учащихся; разделение учеников на группы на основании этих особенностей; вариативность учебного процесса в группах. Задания по всем предметам представляются как разноуровневые.
Например, урок окружающего мира. Тема «Воздух и его свойства».
1 группа учащихся. Какие свойства имеет воздух? ________________________
2 группа учащихся. Воздух плохо проводит тепло. Какое значение имеет это свойство для жизни животных, растений?________________________________
3 группа учащихся. Почему травянистые растения, находящиеся зимой под снегом, не вымерзают?________________________________________________
4 группа учащихся. Почему легче дышать в тех местах, где много растений?___________________________________________________________
Итак, одним из условий повышения познавательной активности является включение дифференцированной работы на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач. Дифференцированные задания в учебном процессе значительно способствует повышению познавательной активности всех учеников, независимо от их способностей и возможностей.
Исходя из вышеперечисленных форм организации учебного процесса, в рамках урока также должен осуществляться индивидуальный подход к формированию познавательных способностей, следовательно, и познавательного интереса. Особенно это актуально при работе со слабоуспевающими детьми.
При коррекционной работе с учащимися данной группы надо учитывать то, что цели деятельности должны быть достижимы за относительно короткое время, что помогает ученику и учителю быстро увидеть первые результаты. При подборе учебного материала надо учитывать доступный уровень заданий. Всё это делается для того, чтобы поддерживать у школьников уверенность в успехе, подкреплять даже небольшие удачи, создавать положительные переживания. Для формирования познавательного интереса у слабоуспевающих учащихся нужно начать с восстановления положительного отношения к учению и к отдельным учебным предметам.
Развитие познавательной активности младшего школьника в нашем информационном мире требует переосмысления важнейших элементов обучения: содержания, форм, приемов и методов. Так сравнительно недавно появилась возможность использования информационно-коммуникативных технологий, при грамотном применении которых повышается познавательная активность.
Например, проведение урока с включением в процесс обучения мультимедиа. Известно, что в силу своего возраста младшие школьники имеют небогатую жизненную практику, поэтому многие образы окружающего мира им незнакомы. При помощи ИКТ есть возможность решить данную проблему. Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, способствует развитию познавательного интереса учащихся к процессу обучения
Использование ИКТ учащимися возможно при подготовке к выступлению, выполнении домашнего задания: поиск информации, работа над текстом, создание презентаций; при самостоятельной работе учащегося и работе в малых группах на компьютере; при работе с интерактивной доской.
Использовать информационно-коммуникативные технологии можно на любых этапах урока; на уроках любого типа: сообщения новых знаний, закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний.
После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учить, что стимулирует развитие познавательного интереса к предмету, получению знаний.
Как уже говорилось выше, цель современного образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение и желание учиться. Именно поэтому в новом федеральном государственном образовательном стандарте проектной деятельности уделяется большое внимание. Благодаря исследовательская работе при разработке проекта младшие школьники являются активными участниками деятельности, то есть творческого процесса. Познавательная активность сохраняется и развивается, если учащийся реализует свой потенциал, видит реальные результаты труда.
Деятельность должна заинтересовывать учащихся необычными задачами и материалами, цель которых – усилить природную любознательность школьников, их стремление исследовать неизвестное. Необходимо так формировать деятельность, чтобы она была значима для ребенка, нова и интересна.
Часто заинтересовать детей проектом помогает его название: «Зелёный пылесос», «Необычное в обычном», «Трудный путь картошки», «Полезный мусор» и.т.д.
Например, индивидуальный проект «Крахмал из картофеля». Учитель сообщает: « Клубни картофеля – склад питательных веществ. Около трети клубня составляет чистый крахмал. В кулинарии крахмал используется для приготовления теста, домашней лапши, фрутово - ягодных киселей, сладких соусов и т.д. В наши дни этот продукт можно легко приобрести в магазине. А в трудные военные и послевоенные времена наши прабабушки сами умели получать крахмал из картофеля».
Учащиеся получают задание:
- «Спроси у взрослых, узнай из различных источников, как можно получить крахмал в домашних условиях.
- Попытайся сам получить крахмал из картофеля.
- Оформи результат деятельности в виде презентации.
- Расскажи о способе получения крахмала своим одноклассникам».
Проектная деятельность выполняется поэтапно. На каждом этапе используются определенные методы и приёмы обучения.
На исследовательском (подготовительном) этапе, когда ставится проблема перед учащимися, кроме вербальных методов (рассказа, объяснения), можно использовать и другие методы, способствующие формированию познавательной активности младших школьников.
«Метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов».
«Мозговой штурм». Предлагается тема, проблема для обсуждения. Задача учащихся предложить как можно больше смелых, неожиданных идей по решению данной проблемы, по изучению данной темы.
«Ассоциации». Предлагается слово, понятие. Задача учащихся высказать ассоциации, которые у них возникают в связи с этим словом, понятием. Это могут быть как отдельные слова, так и словосочетания и даже короткие предложения.
«Сброс идей в корзину». В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой. В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме. Например, тема «Здоровый образ жизни»: правила, законы, спорт, физкультура, движение, правильное питание и т.д.Используя метод информационной поддержки, учащимся предоставляются книги, журналы, газеты, телерадиоинформация, справочники, полезные электронные адреса и другие источники.
Также на этом этапе можно применить приёмы исследовательской деятельности по Савенкову А.И.:
- «Подумать самостоятельно».
- «Понаблюдать».
- «Спросить у другого человека».
- «Посмотреть в книгах».
-«Посмотреть по телевизору».
-«Получить информацию из компьютера».
-«Провести эксперимент».
Очень важно уметь работать со справочной литературой и словарями. Здесь помогут следующие упражнения.
- Возьми детскую энциклопедию и запиши, на каких страницах находится информация о ___________________________________________________
- Какое слово стоит в словаре В. Даля после слова природа _____________
- В книге “… ” открой стр.____ Найди ключевое слово третьего абзаца. Запиши его ____________________
- Найди статью “Правильное питание”. Найди в статье и запиши слова, которые следует запомнить ___________________________________________________
- Найди статью “О молниях, змеях, собаках и прочем ” В конце статьи есть вопросы для повторения. Прочитай вопрос №2. Найди на него ответ в тексте. Ответь одним предложением.
На заключительном этапе коррекции проекта и его защиты используются методы сравнительного анализа (сравнение выполненного проекта с тем, который был задуман, обнаружение и исправление недочетов), организуются презентации, конкурс творческих работ.
Включение проектной деятельности в образовательный процесс позволяет создать такую среду на уроке, которая даёт возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности, а это значит положительно сказывается на активизации познавательной деятельности.
При высоком уровне развития познавательных способностей можно наблюдать у учащихся оригинальность мышления, умение находить решения, непохожие на другие, в нестандартной ситуации. Формированию данных характеристик познавательной активности способствует применение технологии проблемного обучения или его элементов. Суть данной технологии заключается в том, что знания не даются в готовом виде, а для получения их создаётся ситуация поиска ответов на вопросы или решения проблемы. Ещё Г.А.Цукерман говорил: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». Создание проблемной ситуации формирует у учащихся внутреннее противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить это с помощью имеющихся знаний. Вследствие этого у младшего школьника появляется потребность в открытии новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий.
Среди средств создания проблемной ситуации можно выделить: проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос.
На каждом из этапов урока можно использовать такие проблемные вопросы и задания:
- вопросы и задания, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия;
- вопросы и задания, требующие установления сходства и различия (чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить);
- вопросы и задания по установлению причинно–следственных связей (открытие каждой причины – шаг к более глубокому пониманию).
Для создания проблемной ситуации необходимо конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекая школьников к их обсуждению и решению.
Проблемные вопросы:
1. Если у кустарника ежедневно срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?
2. Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий василёк (цикорий) травой?
Проблемные задания:
1. При изучении новой темы «В царстве грибов» детям дать задание: «Объясните, почему грибы живут в отдельном царстве, а не с растениями или животными?»
2. Тема «Невидимая сеть». Почему люди до сих пор не уничтожили таких неприятных для нас насекомых, как комары?
На уроке «Знакомство со свойствами воды» эффективен следующий приём создания проблемной ситуации. Дети получают письмо: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам две сестрички-капельки. Мы слышали, что вы много знаете и умеете. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды нагрянул страшный мороз. Одна из нас съежилась от холода и превратилась в льдинку. Вторая в эту минуту расчесывала косу, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку, и очень заважничала. Стала собой любоваться. Снежинка не захотела признавать в льдинке родную сестричку. Она сказала: «Я вся из серебра и солнца - красавица, а ты из мутной воды - замарашка. И ты думаешь, что мы сестрички? Ребята, помогите, докажите, что мы, льдинка и снежинка, - родные сестры!»
В конце урока можно предложить продолжить дома историю снежинки и льдинки.
Таким образом, урок начинается с формирования познавательного интереса и заканчивается мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности. Кроме того, такая логика делает проверку домашнего задания на следующем уроке более осмысленной и значимой, что играет немаловажную роль в развитии познавательной активности.
Итак, одним из способов активизации познавательной деятельности является использование технологии проблемного обучения.
Действенное средство, способное вызвать познавательный интерес к процессу обучения, - это обращение к игровой технологии, ведущим методом которой является игра.
Известно, что придя в первый класс, дети совершают переход от игровой деятельности к учебной. Конечно, в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, но и игра в это возрасте занимает важное место в жизни ребёнка. Систематически используя элементы дидактических (познавательных) игр, игра из развлечения превращается в игру–работу, игру-обучение, так как она в своей основе имеет игровое обучение. Использование в образовательном процессе игровой технологии способствует возрастанию интереса к учебной деятельности.
Можно выделить следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.
Также к игровой технологии можно отнести и такие занимательные задания: загадки, ребусы, кроссворды, головоломки, лабиринты, ведь известно, что устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Задания такого типа можно включать в основную часть урока по изучению темы или использовать в конце его, когда наблюдается снижение познавательной активности младших школьников.
Дидактические игры позволяют сделать учебный процесс сделать увлекательным, создать радостное настроение, облегчить процесс усвоения знаний, что важно в развитии и повышении познавательной активности.
Развитию познавательной активности младших школьников способствует проведение нетрадиционных уроков: урок-викторина, урок-конкурс, урок-сказка, урок-путешествие, урок-аукцион, интегрированный урок, урок-встреча и др. Нетрадиционный (нестандартный) урок - это "импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Главной целью таких уроков является активизация познавательной активности учащихся.
На развитии и повышении познавательной активности младших школьников эффективно сказывается использование на уроках межпредметных связей. Межпредметная связь проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Её можно наблюдать на уроках в качестве введения к новой теме, в процессе изучения определённой темы либо обобщения учебного материала одного или разных предметов. Внедрение межпредметных связей в учебный процесс помогает дать ученикам целостную картину мира, способствуя систематизации, осознанности и прочности знаний, обеспечивая возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам.
Итак, для повышения познавательной активности можно использовать межпредметные связи.
Например, на уроках окружающего мира.
Чтение – использование пословиц по теме, стихотворений, рассказов.
Математика – решение экологических задач. Пример: «На семью из 3 человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на семью из 5 человек?»
ИЗО – картины художников, изображающих красоту природы.
Русский язык – написание сочинения на основе наблюдений во время экскурсии, сочинение рассказов, сказок, синквейнов по теме.
Одним из направлений совершенствования познавательной активности младших школьников является проведение интегрированных уроков. Между интегрированным уроком и традиционным использованием межпредметных связей есть существенное отличие, так как интеграция – это более высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Суть интегрированных уроков заключается в том, что планируются специальные уроки по теме, общей для нескольких предметов. То есть в качестве изучения выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах.
В структуре интегрированных уроков есть отличительные черты от традиционных уроков: наличие предельной четкости, компактности; учебный материал даётся в сжатой форме; наблюдается большая информативность и емкость учебного материала; присутствует логическая взаимообусловленность, взаимосвязь материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока.
Интегрированные уроки помогают вести целостное обучение и воспитание, учащиеся получают возможность мыслить обобщенно, у них формируется целостная картина мира. Всё это способствует развитию познавательного интереса у учащихся.
Итак, можно сделать вывод, что для развития и повышения познавательной активности существует немало путей. Здесь значительную роль играют и форма организации учебного процесса, и применяемые технологии обучения или их элементы, и правильный подбор методов и приёмов.
Рассмотрим применение различных приёмов по повышению познавательной активности на различных этапах урока.
На каждом этапе важно поддерживать познавательный интерес учеников, начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием знаний школьников.
Для того чтобы мотивировать ребёнка к учебному процессу, изучение новой темы целесообразно начать в необычной форме.
Приём «Привлекательная цель». Перед учащимися ставится простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они волей-неволей выполняют и то учебное действие, которое планирует учитель.
Например, при изучении темы «Свойства воды». Цель учителя – рассмотреть с детьми свойства воды. Перед учениками же стоит иная цель – узнать, почему зимой во время сильных морозов лопаются водопроводные трубы.
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём «Отсроченная отгадка».
1 вариант. В начале урока учитель задаёт классу загадку (излагает удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
2 вариант. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие. Например, при изучении темы «Воздух должен быть чистым» учитель сообщает: «На следующем уроке мы узнаем о лучшем пылесосе в природе». ( Растения, а именно – тополь).
Также при сообщении темы урока и его цели возможно использование приёма «Прогнозирование».
Одним из эффективных способов формирования и повышения познавательной активности у младших школьников является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данной, темы. Этому могут способствовать следующие приёмы.
«Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
«Автор». …Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
«Профи». Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
Например, математика, 4 класс, тема «Среднее арифметическое».
«Верные – неверные утверждения». Учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии необходимо вернуться к этому вопросу, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Например, тема «Пищеварительная система».
- К пищеварительной системе относятся органы: ротовая полость, пищевод. Желудок, печень, кишечник.
- Пищеварительная система обеспечивает перенос питательных веществ по всему телу.
- С пищей человек получает питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины.
- Чтобы быть здоровым нужно питаться однообразной пищей.
При изучении новой темы эффективен приём «Лови ошибку». Объясняя материал, намеренно допускается ошибка. Сначала ученики предупреждаются об этом заранее. Иногда им можно в случае обнаружения преднамеренной ошибки «сигналить» об этом интонацией или жестом. Надо научить учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, если таковое требуется. Нужно поощрять внимание учащихся.
Например, тема «О дыхании и движении крови ». Сообщение учителя: «Дыхательная система снабжает организм углекислым газом. Кровеносная система обеспечивает движение пищи, которая переносит внутри организма различные вещества. При работе всех органов образуется кислород и другие вредные вещества. Они попадают в кровь, а затем удаляются из организма».
Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как необычное. Здесь можно использовать приём «Посмотри на мир чужими глазами». Тема: «Круговорот воды». Учащемуся предлагается представить себя снежинкой и описать все происходящие с ним события.
Больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Этого можно добиться с помощью приема «Актуальность».
Например, на уроке «Площадь прямоугольника» предложить узнать: сколько нужно прибрести в магазине линолеума для кабинета. Введение в теорию осуществляется через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
Все вышеперечисленные приёмы позволяют мотивировать детей к изучению нового материала - ведь очень хочется узнать ответ к загадке, раскрыть секрет удивительного факта, побывать в роли сказочного героя.
На этапе повторения изученного материала важно, чтобы учащимся было интересно проработать этот материал. Необходимо использовать разные приёмы, чтобы, выполняя задание, ученик самостоятельно и по-своему выражал полученное на уроке знание.
Приём «Своя опора». Ученик составляет собственный опорную схему или развернутый план ответа по новому материалу. Составление алгоритмов, памяток. Пример, алгоритм разбора слова по составу.
Приём «Повторение с расширением». Ученики составляют серию вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала.
Приём «Свои примеры». Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.
Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала.
Приём «Повторение с одновременным контролем». Учащиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде теста, кроссворда. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие на них отвечают.
Важно, чтобы воспроизведение знаний носило творческий характер. Можно предложить учащимся выполнить творческое задание. Например, нарисовать плакат «Охрана вод» и составить под ним обращение к ребятам на тему «Берегите воду!» Младшие школьники с удовольствием выполняют подобные задания, тем самым у них поддерживается интерес к обучению.
На этапе самоконтроля и самооценки повысить учебно-познавательную мотивацию школьников помогает такая форма организации учебной деятельности, как работа в паре «ученик – ученик».
Например, каждый ученик получает карточку, которая содержит вопрос и три варианта ответа. Правильным могут быть один, два, а, иногда, и все три варианта. Ученик делает выбор и готовится объяснять соседу, почему он так считает. Далее принимается групповое решение, что является важным для корректировки личностных качеств. Потом слово предоставляется группе. Озвучивается верный вариант. В заключении каждый ученик сам оценивает свой результат.
Пример карточки.
Выбери правильный ответ
1. Природой называется все то, что окружает человека.
2. Природой называется все то, что сделано руками человека.
3. Природой называется все то, что окружает человека и не сделано его руками.
На уроке учитель предлагает ученикам поменяться тетрадями, проверить и исправить ошибки в работах друг друга. Дети уже не играют в «учителей» и «учеников». Они участвуют во взаимопроверке какого-либо учебного продукта: самостоятельной работы, домашнего задания.
Проверка домашнего задания тоже может проходить в необычной форме. Выученное дома стихотворение, ученики рассказывают друг другу в парах. Оценивают. Число заданий, построенных по принципу самоконтроля и взаимоконтроля нужно постепенно увеличивать.
Больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Для включения ребёнка в активную познавательную деятельность можно давать «открытые домашние задания (по А.В.Хуторскому) - связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся. Например: подготовить сообщение о своем домашнем питомце; просмотреть периодическую печать, телепередачи и подготовить сообщение о любимом виде спорта.
Домашние задания могут быть дифференцированными, индивидуальными, парными, групповыми, по выбору из обязательных заданий, добровольные (по ликвидации пробелов в знаниях), их можно выполнять самостоятельно и с родителями.
Таким образом, урок необходимо начинать с формирования познавательного интереса и заканчивать мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности.
Существует различные пути развития и повышения познавательной активности. Важную роль играет умелое сочетание выбранных методов и приёмов формирования познавательного интереса, правильное использование на уроке форм организации учебной деятельности, пристальное внимание к содержанию учебного материала. Перечисленные пути являются мощным средством повышения познавательной активности младших школьников.