Исследовательско-творческий проект «Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
КГУ «Малоубинская средняя школа» Мини-центр «» Ручеёк
ПРОЕКТ
«Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Павлова Н.В
04.02.2015
Аннотация проекта: Данный педагогический проект представляет подборку игр, с помощью которых дети знакомятся с пространственно-временными понятиями, цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление количества предметов. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: дошкольники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению…), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. Игры подобраны в соответствии с возрастом детей, с особенностями их психического развития и постепенного усложнения. Представленный материал может помочь педагогическим работникам в развитии у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.
Разделы проекта
I.Паспорт проекта
II. Актуальность проекта
III.Этапы проекта
1 Этап - Подготовительный
2 этап – Этап реализации.
3 этап – Отчёт о проделанной работе
IV.Выводы.I.Паспорт проекта
Проект «Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Автор проекта: Павлова Надежда Владимировна, Воспитатель дошкольного воспитания обучения
Гипотеза: развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.
Цель проекта: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.
Задачи:
1.Формировать элементарные математические представления у детей. 2.Отобрать наиболее эффективные приемы и методы активизации познавательной деятельности на занятиях с детьми второй младшей группы.3. Создать максимально благоприятные условия для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребенка. 4.Систематизировать подобранный материал для использования на занятиях.
Участники проекта: дети, педагог, родители
Возраст участников проекта: 3-4 лет
Продолжительность проекта: Начало работы: сентябрь 2014г.
Завершение проекта: февраль 2015г.
Классификация проекта по следующим основаниям:
Доминирующая в проекте деятельность: исследовательско-творческая.
Предметно-содержательная область: проект межпредметный (задействованы несколько разделов программы: ФЭМП, познавательное развитие, развитие речи, ИЗО-деятельность, ознакомление с художественной литературой, физическое воспитание, игровая деятельность.) Включена работа с родителями.
Методы работы, используемые в проекте:
В процессе работы над проектом использовались следующие методы:
метод наблюдения, описательный метод, метод тестирования, практический метод, метод анализа.
Ожидаемые результаты: Показателем успешной реализации проекта будет положительная динамика в качественных изменениях формирования математических представлений у детей младшего дошкольного возраста в Мини-центре «Ручеёк».
II. Актуальность проекта
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Математика необходима большому числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Проводя занятия математики во второй младшей группе, я заметила, что дети, не посещавшие ранее дошкольные учреждения, редко правильно отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, плохо усваивают программный материал, неправильно выполняют сложные задания. Проанализировав ситуацию, я поняла, что на занятиях не все дети могут включиться в работу, невнимательно слушают объяснение материала, часто выполняют задания неосознанно, механически. Такой подход не развивает мышление ребенка, а напротив, притупляет его математические способности. Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач.
Чтобы помочь детям справиться со всеми этими проблемами, включаю в занятия развивающие игры.
Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К.Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». Значит, задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие игры.
Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение дидактических игр в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
К достоинствам проекта можно отнести его четкую выстроенность, детальную проработанность учебного материала, обеспеченность каждой непосредственно образовательной деятельности конкретным развернутым планом работы, учебно-методическими и наглядно-дидактическими пособиями.
Проект направлен на развитие математических способностей, что способствует дальнейшему развитию детей в детском саду.
III. Этапы проекта
1 - Этап подготовительный
Цель: Обеспечить условия для реализации проекта
В октябре 2014г. во второй младшей группе была проведена диагностика детей с целью выявления их уровня развития элементарных математических представлений. Для диагностики используется комплекс методик, состоящий из различных заданий:
В результате тестирования были выявлены следующие проблемы:
1. Знания детей отрывочны, не соответствуют возрастным требованиям.
2.Развивающая предметная среда группы не создаёт необходимых условий для организации работы по ФЭМП детей.
Для решения проблемы провела следующие мероприятия:
1.Изучение методической разработки Метлиной Л.С (см. Приложение №1) «Обучение математике во второй младшей группе детского сада». В разработках подробно описаны: организация работы с детьми второй младшей групп, методы и приемы обучения, воспитание элементарных навыков учебной деятельности, формирование представлений у детей о количестве, о величине, о форме, об ориентировке в пространстве и во времени.
2.Выступила с рефератом на МО для коллег «Значение игр в развитии ребёнка» (см. Приложение № 2). В реферате написано о роли игр в развитии ребёнка, о том, что воспитательное и развивающее значение игр огромно. Более подробно рассмотрены обучающие игры (дидактические, сюжетно-дидактические и другие). Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. В процессе обучения дошкольников математике развивающие игры непосредственно включаются в занятия, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.
3.Провела консультацию для родителей: «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (см. Приложение № 3).
4.Оформила информационный уголок для родителей с дидактическими играми математического содержания (см. Приложение № 4).
5. Провела анкетирование для родителей «Математика для развития Вашего ребенка». Сделана аналитическая справка по результатам анкетирования. В результате анкетирования сделала вывод, что родители…………… (см. Приложение № 5)
6.Составила картотеку дидактических игр по математике (см. Приложение № 6).
7.Составила демонстрационный материал «Математика для детей 3-4 лет»
7.Организовала развивающий сенсорно-математический центр.
8.Создала фотоальбом «Первые шаги в математику»
2 этап – Этап реализации.
Работа над проектом проходил с ноября по январь.
Цель: внедрение разработанной системы развивающих математических игр в процесс обучения младших дошкольников в различных видах деятельности.
1.На занятиях и игровой деятельности широко использовала разработанные дидактические игры математического содержания. Применяла новые современные инновационные технологии обучения математике по методикам Дьенеша, Кьюзенера.
2.Для закрепления знаний использовала презентации по всем разделам математики с учётом индивидуального, дифференцированного подхода (игры для детей 3-4 года и 4-5 лет).
3.Провела интегрированные занятия с активным использованием развивающих игр, направленных на развитие математических способностей дошкольников.
4.Проведено открытое занятие по ФЭМП «Путешествие в волшебный лес» с использованием новых технологий Блоки Дьенеша, палочки Кьюзенера, ИКТ. (см. Приложение №7)
3 Этап – Отчёт о проделанной работе (февраль)
Цель: определение эффективности использования развивающих игр и игровых приемов в развитии элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Диагностика, анализ полученных результатов.
В феврале была проведена диагностика с целью определить продвижение детей (см. Приложение № 8)
Все результаты диагностирования детей были занесены в итоговую таблицу, составлена сравнительная диаграмма, по которой виден рост развития элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
В результате использования развивающих игр на занятиях математики были зафиксированы изменения в развитии элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста: в группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями. В процентном отношении это составило более 44% от предыдущих показателей диагностики.
Данные диагностики полностью подтвердили гипотезу о том, что развитие элементарных математических представлений у младших дошкольников посредством развивающих игр будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.
Этапы реализации проекта
Проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности, самостоятельной и продуктивной деятельности детей.
Этапы и сроки реализации Содержание Практический выход
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ СЕНТЯБРЬ 2014 ГОД Изучение методической разработки Метлиной Л.С «Обучение математике во второй младшей группе детского сада». Изучено:
1.Организация работы с детьми второй младшей групп;
2.Методы и приемы обучения, воспитание элементарных навыков учебной деятельности, формирование представлений у детей о количестве, о величине, о форме, об ориентировке в пространстве и во времени.
«Значение игр в развитии ребёнка»
Изучено:
Воспитательное и развивающее значение игр в развитии ребёнка. Игры формируют культуру, способствуют усвоению социальных норм и правил.
Консультация для родителей: «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Родители ознакомились с математическими играми в домашних условиях:
Игры с предметами: «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Построй башенку» и т. п. Задача этих игр – способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).Игры для сенсорного развития:
- на закрепление цвета предмета
- на закрепление формы предмета
- на закрепление величины предмета
Игры с крышками от бутылок
- Эти игры учат детей различать, группировать, чередовать предметы по цвету, величине.
Наглядная информация для родителей. Дидактические игры математического содержания.
Организация сенсорно-татематического центра в группе Пополнение центра атрибутами: геометрические плоскостные фигуры, шнуровка, бусы, макароны, магнитная мозаика, вкладыши, геометрическое лото.Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка» Выявить отношения родителей к математическому развитию своего ребёнка.
Подготовка дидактического материала для работы над проектом. Создала картотеку дидактических игр по математике, развивающие дидактические пособия, электронные презентации.
2 этап - Этап реализации Ноябрь 2014 год – январь 2015год
Внедрение дидактических игр математического содержания в разные виды деятельности. Составление описательных рассказов о фигурах, предметах заданной формы. Подвижные игры.
Использование заданных предметов (количество, формы). Рассказывание сказок (Колобок, Три медведя, Репка) с использованием заменителей из геометрических фигур.
Составления альбома «Игралочка» «Геометрические фигуры», «Цифры», «Формы», художественных произведений.
3 этап – отчёт о проделанной работе. Февраль 2015 Обобщение результатов работы
Выводы
Теоретическая и практическая значимость проекта
Презентация проекта на педагогическом конкурсе проектов.
IV. Выводы
Педагогический проект «Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» реализован полностью. Разработана система развивающих игр, которые внедрены в процесс обучения математике детей дошкольного возраста. На основании анализа итоговой диагностики можно сделать вывод о том, что накопление математических навыков и представлений происходит с помощью развивающих игр, в процессе которых дошкольник приобретает количественные представления, умение ориентироваться в пространстве, правильное употребление слов: направо, налево, вверх, вниз, прямо, поровну, одинаково. Большую пользу принесли игры и упражнения, сопоставление форм и предметов с геометрическими образцами. Эти игры способствовали развитию зрительного анализа.
Таким образом, игры по математики, используемые на занятиях и в игровой деятельности, содействуют развитию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Теоретическая и практическая значимость проекта заключается в том, что изучено значение развивающих игр как основы развития элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста, разработана вариативная форма использования математических игр на разных занятиях, которая апробирована и подтверждена результатами диагностики.
Используя различные развивающие игры в работе с детьми, я убедилась в том, что, играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Применение развивающих игр повышает эффективность педагогического процесса.
Библиографический список:
1.Е.В.Сербина «Математика для малышей». – М.: Просвещение, 1992
2.Метлина А.С. «Математика в детском саду». – М.: Просвещение, 1984
3.И.А. Пономарёва, В.А Позина Формирование элементарных математических представлений. Система работы в младшей группе детского сада»/ Мозаика – синтез. – М.: 2013
4.Л.А. Венгер, Н. Б. Венгер, Э.Г.Пилюгина «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» М.: «Просвещение», 1988.
5.«Демонстрационный материал по Е.В. Колесникова математике для детей 3-4 лет» / «ТЦ Сфера» М.: 2006
6.О.Н. Земцова Серии «Умные книжки»/ «Издательская Группа Аттикус»
М.: 2007
7.Кузнецова Е.В Дидактические игры по математике в детском саду. – М.: ИРИАС, 2006.
8.В.П.Новикова «Математика» вторая младшая группа / Мозаика – синтез. – М.: 2013
9.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е «Игралочка» Математика для детей 3-4 лет. Начальный курс математики для детей 3-4 лет по программе «Школа 2000»
Для получения полной версии
Исследовательско-творческий проект «Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
необходимо связаться с автором по электронному адресу
nadia-pawlowa2016@yandex.kz