Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Особенности оценки личностных результатов
МБОУ «СОШ № 5 с УИОП города Шебекино
Белгородской области»
«Система оценки достижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программы основного общего образования»
Особенности оценки личностных результатов
Подготовила: Попова И.П.,
2015
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы основного общего образования
Особенности оценки личностных результатов
Оценивание личностных результатов обучения относится к разделу: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования».
Оно является одним из компонентов комплексного подхода к оцениванию (наряду с оценкой предметных и метапредметных результатов). Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижений обучающихся в ходе их личностного развития. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
Под оценкой понимают мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь или чего-нибудь... Раз речь идет о мнении, будем помнить, что оно, по определению, субъективно (так как вся психика – субъективное отражение объективного мира). Поэтому желательно использовать разные мнения или создавать стандартизованные инструменты (тесты), которые минимизируют субъективность трактовки результатов и специально проверяются на валидность (мера соответствия того, насколько методика и результаты соответствуют задачам исследования).
Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана; вариативной части основной образовательной программы, а также программы дополнительного образования, реализуемой семьей и школой. Формирование и достижение личностных результатов – задача и ответственность системы образования в целом и образовательного учреждения в частности. Влияние внешней оценки на внутреннюю осуществляется опосредованно, через аттестацию кадров, аккредитацию образовательного учреждения, мониторинговые исследования, в которых основным элементом выступают результаты итоговой оценки выпускников.
Почему можно НЕ оценивать личностное развитие?
По Закону «Об образовании» (ст. 32., п. 16) осуществление текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения, и для осуществления этой деятельности в ОУ может быть самостоятельно разработана система контроля и оценки.
Государственный контроль качества образования осуществляется при аттестации достижений учащихся при переходе на новую ступень образования, сопровождающемся выдачей документа государственного образца, а также при проведении лицензирования, аттестации и аккредитации образовательного учреждения. То есть на ступени начального образования не осуществляется. Оценка личностных результатов осуществляется в ходе внешних не персонифицированных мониторинговых исследований. Получаемые результаты исследований являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании и реализации программ развития и поддержки ОУ.
К их осуществлению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития ребенка. Предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития учащегося, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, муниципальной, региональной или федеральной системы образования. Это принципиальный момент, отличающий оценку личностных результатов от оценки предметных и метапредметных результатов.
В планируемых результатах, описывающих эту группу, отсутствует блок «Выпускник научится». Это означает, что личностные результаты выпускников не подлежат итоговой оценке.
Таким образом, с формальной точки зрения, на данном этапе реализации новых образовательных программ нет необходимости разрабатывать систему оценивания личностных результатов.
Что должно быть вписано в программу ОУ по этому вопросу?
В программе ОУ должно быть отражено:
1) Направления и цели оценочной деятельности.
Цель - установить эффективность воспитательно-образовательной деятельности ОУ в направлении реализации целей личностного развития младшего школьника.
2) Объекты и содержание оценки.
Объект оценки – личностные особенности школьника.
Содержание представлено «портретом выпускника школы».
Он включает:
- патриотизм;
- уважение традиционных ценностей;
- любознательность;
- владение основами умения учится, самоорганизовываться;
- самостоятельность и ответственность;
- доброжелательность, умение слышать партнера, обоснованно высказывать свое мнение;
- следование правилам здорового и безопасного образа жизни.
3) Формы фиксации результатов оценки:
- листы достижений,
- справки по результатам внутришкольного контроля,
- результаты тестов,
- протоколы экспертных оценок,
- дневники наблюдения учителя (классного руководителя, воспитателя ГПД),
- характеристики обучающихся,
- портфолио.
4) Условия эффективности системы оценивания:
- целенаправленность (конкретизация общих положений стандарта применительно к целевой группе и особенностям ОУ),
- учет возрастных особенностей,
- систематичность (стартовая диагностика, промежуточная, итоговая),
- личностно - ориентированность,
- позитивность (акцент на достижениях и ресурсах),
- профессионализм (использование валидных и надежных методов),
- безопасность (гарантия сохранения конфиденциальной информации, этичность использования полученных данных).
5) Источники информации:
- работы учеников,
- статистические данные,
- деятельность учащихся,
- результаты тестирования,
- данные от родителей,
- экспертные мнения,
- наградные листы…
6) Критерии оценки:
- близость к эталону,
- совпадение с ключом теста,
- правильность ответа,
- обоснованность высказывания,
- разнообразие ответов,
- оригинальность решения…
Зачем может быть нужно оценивать личностное развитие?
1) Проведение внешней оценки личностных результатов будет использоваться для оценки эффективности деятельности:
- конкретного педагога,
- образовательного учреждения,
- системы образования.
2) Оценивание личностных результатов ориентировано на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Поэтому измерение в этой области позволит ОУ поднять их эффективность.
3) В современных условиях информатизации уменьшается значение для жизни человека приобретения знаний «впрок». Более успешными оказываются люди, имеющие не больше знаний, а большую личностную зрелость: способность ставить адекватные цели, находить ресурсы, выбирать оптимальные способы поведения, успешно взаимодействовать с другими, мотивировать себя и партнера и т.д. Поэтому отслеживание личностных результатов развития становится все более актуальным именно в наше время.
4) В начальной школе ведущим фактором формирования личности является социальное влияние (в отличие от саморазвития для подростка и юноши), поэтому этому вопросу необходимо уделить компетентное внимание.
5) Выбор образовательной программы относится к компетенции родителя, а запрос родителя смещается с необходимости максимально расширить круг знаний, умений и навыков, получаемых детьми в школе, на стремление сформировать из ребенка личность, адекватную современным условиям.
Личностные результаты должны отражать:
- формирование основ российской гражданской идентичности (гордость за страну, народ, его историю),
- осознание этнической и национальной принадлежности;
- формирование ценностей многонационального общества, гуманизма и демократии;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир (в его единстве и разнообразии природы, народов, культур);
- уважение к иному мнению, культуре;
- овладение началами адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение роли ученика, развитие мотивов учебы, ее личностного смысла;
- развитие самостоятельности, личной ответственности за поступки,
на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей и ценностей;
- развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания другим;
- развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и выходить из спорных ситуаций;
- установку на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Что оценивать?
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии. В рамках системы внутренней оценки (внутри ОУ) возможна оценка сформированости отдельных личностных результатов, отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребенка и конфиденциальности.
Оценка проводится специалистом психологом в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.
Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся и включает три основных компонента:
- характеристику достижений и положительных качеств учащегося;
- определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом, как достижений, так и психологических проблем ребенка;
- систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.
Другой формой оценки личностных результатов учащихся может быть оценка индивидуального прогресса личностного развития учащихся, которым необходима специальная поддержка (группа риска). Эта задача может быть решена в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития в форме возрастно-психологического консультирования, группового тренинга. Такая оценка осуществляется по запросу родителей (педагогов, администрации и при согласии родителей) и проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии.
Сложность реализации этих требований стандарта состоит в том, что большинство взрослого населения нашей страны испытывает периодические или систематические трудности социальной адаптации, нуждается в консультации психолога по тем или иным вопросам профессиональной или частной жизни. Учитывая это, к указанной группе риска может быть отнесено подавляющее большинство детей этих «проблемных» взрослых. Кроме того, большинству родителей трудно в младшем школьном возрасте принять информированное решение относительно того, нуждается ли ребенок (а точнее семья) в помощи квалифицированного психолога.Выход из подобной ситуации видится в специальной работе психолога, направленной на завоевание доверия и уважения со стороны родителей учащихся, и оказания им широкого класса консультационных услуг.
Как оценить личностные результаты?
Оценка личностного развития может быть представлена:
- итоговой оценкой за данный период,
- текущими оценками, демонстрирующими динамику достижений.
Личностные результаты могут оцениваться в разных формах:
- персонифицированная (демонстрирующая достижения конкретного ребенка),
- не персонифицированная (характеризующая достижения в классе, параллели, образовательной ступени, у конкретного учителя, в ОУ),
- качественная (измеренная в номинативной шкале: есть/нет),
- количественная (измеренная, например, в ранговой школе: больше/меньше),
- интегральная (комплексные тесты, портфолио, выставки, презентации),
- дифференцированная (оценки отдельных аспектов развития).
В систему оценки могут входить различные методы, дополняющие друг друга:
- наблюдение,
- экспертная оценка,
- стандартизованные опросники,
- проективные методы,
- самооценка,
- анализ продуктов деятельности (проектов, практических, творческих работ) и т.д.
Какие материалы можно использовать при формировании методического блока?
1. Наблюдение – метод сбора первичной психолого-педагогической информации путем непосредственной регистрации наличия/отсутствия заранее выделенных показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика. Использование метода наблюдения предполагает четкую постановку целей, выделение критериев проявления исследуемого феномена, ведение протокола наблюдения, осуществление анализа и интерпретации данных, формулировку выводов. Для фиксации результатов наблюдения обычно используются специальные формы (листы наблюдений, протоколы), которые могут быть именными или аспектными (для оценки сформированности данного аспекта деятельности у всего класса, параллели). Можно пользоваться и иными инструментами: линейками достижений, лестницей успеха, цветовыми сигналами и др.
Критерии оценки (показатели развития) личностных (социальных) свойств:
- умение оценивать (выдвигать суждения о действиях, поступках, поведении на основе выбранных критериев, стандартов, условий),
- способность принимать ответственность,
- способность уважать других,
- умение сотрудничать,
- умение участвовать в выработке совместного решения,
- способность разрешать конфликты,
- способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.
2. Портфолио (портфель достижений) - одна из удобных форм представления интегральной (накопительной) оценки личностных результатов. Это сборник работ и иначе представленных результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Выделяют несколько типов портфолио:
- документов (отражает результаты активности),
- работ (фиксирует процесс активности),
- отзывов (демонстрирует отношение/самоотношение к деятельности),
-комплексный (остальные типы входят в качестве разделов).
Цель портфолио: оптимальным образом представить материалы для качественного оценивания развития человека в конкретной области, создать оптимальную среду для формирования ребенка (в частности, его адекватной самооценки).
Задачи портфолио ученика:
- представить основные результаты его развития на данном возрастном этапе,
- продемонстрировать процесс формирования достижений,
- выявить проблемные зоны развития в данной области,
- сформировать установки на творческую деятельность,
- обеспечить материалы для становления рефлексии,
- создать ситуацию успеха, уверенности в собственных возможностях.
В состав портфолио ребенка могут входить:
- подборки детских работ (мини-сочинений, рисунков, стихов и т.п.), демонстрирующие некоторые компоненты мировоззрения (например, отношение к Родине – патриотизм); - выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам;
- выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся;
- дневники читателя (с иллюстрациями и комментариями ребенка);
- характеристики и портреты друзей ребенка;
- систематизированные материалы текущей оценки (например, поведения);
- дневниковые записи учителя (с описанием поведения ученика в проблемных ситуациях);
- выписки из отдельных протоколов наблюдений с выводами;
- оценочные листы и материалы видео- и аудиозаписей процессов выполнения отдельных видов работ;
- результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты промежуточного тестирования;
- данные социометрического анализа;
- результаты проективных тестов;
- материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ;
- документы, характеризующие ребенка с точки зрения его вне учебной и досуговой деятельности;
- материалы, предоставленные родителями и т.п.
3. Экспертные оценки – мнения знающих ученика людей (преподавателей разных предметов, завуча, учителей дополнительного образования, педагога группы продленного дня и т.д.) по поводу сформированости у ребенка тех или иных качеств личности.
4. Наборы ситуаций (задач), демонстрирующих отношение или предполагаемое поведение ребенка в тех или иных условиях.
5. Анкетные опросы – совокупность специально подобранных вопросов, отражающих развитие интересующих исследователя личностных качеств (должны быть проверены на надежность и валидность).
6. Проективные тесты – психологические инструменты оценки личностных особенностей, требующие высокого профессионализма и специальной подготовки исследователя.
Литература:
Л.М. Беловицкая, М.В. Бойкина, Н.В. Григорян, Н.А. Житина, Т.А. Овечкина, С.А. Ускова, Н.Н. Яковлева "Разработка основной образовательной программы начального общего образования для образовательных учреждений Санкт-Петербурга./ Методические рекомендации." СПб АППО, 2010г.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с.