Технологическая карта по литературному чтению на тему: О. Дриз «Кончилось лето». Поход в «Музейный дом»: М. Добужинский «Кукла».
Технологическая карта урока по литературному чтению
Тема урока О. Дриз «Кончилось лето». Поход в «Музейный дом»: М. Добужинский «Кукла»
Цель Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением.
Задачи Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; за развитием сюжета, поступками персонажей; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помошью текста. Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.
Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.
Планируемые результаты Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом ;основные качества полноценного чтения(правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность.
Формируемые УУД
- Личностные: Учится самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
- Регулятивные: Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу; Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; Понимать на слух содержание произведения;
- Познавательные: Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её; Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы
Основные понятия Межпредметные связи Связь с русским языком, живописью
Оборудование
Учебник
Дополнительная литература:
Лист самооценки
Презентация к уроку и т. д.
Задачи этапа урока
(вида работ) Деятельность
учителя
Задания для учащихся Деятельность
учеников Планируемые результаты Время
Предметные УУД I. Организация класса на работу Задачи:
Мотивировать, заинтересовать учащихся пред- стоящей работой на уроке. Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке. - Ну-ка, всё проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадь?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять»? Слушают учителя, отвечают на его вопросы; Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения. Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; (ПознавательныеУУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме;(Коммуникативные УУД). 2 мин
II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока. Задачи:
Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. - Проверим домашнее задание. Какое домашнее было вам задано.
С каким взглядом на мир мы вчера познакомились?
От чего зависит значение? (от точки зрения)
Сегодня мы продолжим разговор о разных точках зрения. А помогут нам поэт Овсей Дриз и художник Мстислав Добужинский.
Что бы узнать название стихотворения вам нужно расшифровать запись.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
О Ч И К Т Л Е Н Ь С
Ключ: 41823611096751
Ответ: «Кончилось лето»
Читают текст, выдвигают предположения, делают выводы.
С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.
Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.
Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД);
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).
2 мин
III. Изучение нового материала
1.Подготовка к восприятию нового материала. Задачи:
расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию. Знакомы ли вы с таким писателем.
Овсей Овсеевич (Шике) Дриз (1908-1971) - еврейский советский поэт, писавший на языке идиш. Все его творчество пронизывают впечатления детства.
По его пьесам снимали мультфильмы. Его стихи-сказки вошли в антологию сказок мира. Ему были рады в любых аудиториях: в детских садах, в школах, в рабочих коллективах. Он был полон новых замыслов.
Давайте посмотри на портрет писателя.
Какое настроение у автора? (автор о чем- то думает, возможно, грустит).
-Как, вы думаете, как он относится к людям? (по-доброму, с душой и сердцем).
В каком возрасте изображен писатель?
Как вы это поняли?
Микровывод.
Как вы думаете, манера одеваться, как то характеризует человека?
Посмотрите на то, как одет писатель.
(строгий костюм, бабочка) Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения; Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)
3 - 5 мин
2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез. Задача:
Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; Как вы думаете, о чем это стихотворение?
Давайте прочитаем и узнаем о чем это стихотворение.
Вам понравилось стихотворение? Что вы заметили? (Некоторые слова выделены жирным шрифтом)
Прочитайте их.
Понятен ли вам их смысл?
Почему вы по-разному поняли эти слова? От чего это зависит? (от точки зрения)
Что общего у всех зашифрованных живых и неживых предметов?
Почему поэт именно так их зашифровали?
Автор зашифровал людей и предметы для того, что бы каждый читатель мог по - своему представить их, иметь возможность поиграть с этими звучащими словами, дать характеристику всего, что они обозначают, в соответствии со своей точки зрения.
Как изменилась без них жизнь на даче? Найдите подтверждение в тексте, а помогут вам в этом фрагменты, выделенные голубым цветом.
Какое настроение создают у вас эти слова? (грусть, ощущение поникнутости, одиночности)
Какой образ еще более ярко подчеркивает одиночество? (образ куклы)
Прочитайте последнюю часть стихотворения.
Назовите тему произведения. (Кончилось лето, и дача пустела)
Кто рассказал нам эту историю? (автор – рассказчик)
Какое чувство переполняет его?
Какова главная мысль этого стихотворения? (С наступлением осени жизнь на даче замирает, и все оставшиеся предметы чувствуют себя одиноко)
Прочитайте стихотворение так, чтобы передать чувство одиночества и грусти. Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза. Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательные УУД)
Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД);
Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД).
10 мин.
3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом. Задача:
Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; Найдите в музейном доме репродукцию картину Мстислава Добужинского «Кукла». Рассмотрите ее.
Что вы видите? (на переднем плане изображено окно дачного домика, на подоконнике лежит кукла, за окном мы видим опустевший сад)
За окном разгар лета или наступила осень?
Какие краски использует художник, изображая это время года? (краски блеклые, невзрачные, желтовато – коричневые тона говорят о наступающей осени, и только ярко – зеленые пятна напоминают об уходящем лете)
Как вы думаете, в доме есть кто – ни будь, кроме куклы?
Обратите внимание на то, есть ли шторы на окне, давно ли его открывали? (на окне нет штор, крючок – запор на окне закрыт – это создает ощущение заброшенности и пустоты в доме)
Какое у вас создается впечатление: тишины и заброшенности или шума и детского веселья? (Создается ощущение тишины и заброшенности: одинокая, забытая кем – то кукла; уголок опустевшего двора за окном; цветовая гамма, подобранная художником, - все указывает на то, что дом пуст)
Рассмотрите куклу. Что можете о ней сказать? (она забыта, брошена, одинока)
Какими переживаниями делится с нами художник? (Осенью люди покидают дачи, не слышно шума голосов, детского смеха, пусто и скучно) Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя); анализируют, сравнивают, обощают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста;Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства;
Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста. Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД);
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД); 15мин.
4. Работа учащихся в микрогруппахЗадача:
Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности.
Сейчас мы с вами поработаем в микрогруппах.
1 задание.
Напишите небольшой рассказ от имени куклы.
2 задание
Представьте, что вы находитесь рядом с нашими героями. Поделитесь своими впечатлениями.
3 задание.
Представьте, что вы попали в этом место, попробуйте сообща написать рассказ о том, что вы увидели, используя свои слова. Рассказ начните так: Однажды мне удалось побывать в этом месте…
4 задание.
Сообща напишите рассказ о жителях этого места. Опишите их с помощью своих слов.
5 задание
Сообща попробуйте сочинить рассказ о наших героях. Опишите, какими вы их видите. Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты и т. д. Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике. Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект(познавательные УУД);
Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД);
Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы(регулятивные УУД). 5 – 10 мин.
IV. Подведение итога урока. Задача:
Обобщить полученные школьниками знания и закрепить.
Учитель подводит итог, закрепляет с учащимися полученные ранее знания, оценивает работу школьников.
С какими произведениями мы познакомились?
Что их объединяет?
Стихотворение и картина имеют сходные темы или переживания?
Стихотворение называется «Кончилось лето», а картина – «Кукла», значит, у этих произведений разные темы. А переживания, которые передают поэт и художник, похожи: с наступлением осени жизнь на даче замирает, в доме становится пусто и одиноко.
Ребята вы молодцы, хорошо сегодня работали.
Открываем дневники, записываем домашнее задание. Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы. Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения. Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);
Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД) 5 мин
V. Рефлексия Задача:
Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке. Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности.
Если вам было интересно на уроке и вам все понравилось, поднимите зеленый кружок, если вам было скучно-желтый, если не понравилось, синий.
Поднимите свои кружки.
Спасибо за урок.
До свидания. Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний. Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования. Учатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).