Методы и формы оценивания метапредметных результатов по русскому языку и математике по УМК «Планета Знаний» в соответствии с требованиями ФГОС. Комплексная работа-средство формирующего оценивания достижений метапредметных результатов в начальной школе
Учитель начальных классов
Т.А.Баженова
ГБОУ СОШ №2
Г. Сызрань
Методы и формы оценивания метапредметных результатов по русскому языку и математике по УМК «Планета Знаний» в соответствии с требованиями ФГОС
Комплексная работа-средство формирующего оценивания достижений метапредметных результатов в начальной школе
Внедрение нового федерального государственного образовательного стандарта начального основного образования, предъявляющего новые требования к результатам освоения образовательной программы, повлекло за собой изменения подходов к оцениванию учащихся.
Учитель должен использовать такие методы и приемы, которые позволяют оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты обучающихся.
Оценивание должно проводиться как с целью итоговой фиксации достижений учащихся на каждой ступени обучения, так и с целью формирования и развития предметных и метапредметных навыков и умений.
Под формирующим оцениванием понимается оценивание - знаний, умений, ценностные установки, коммуникативные умения учащегося.
Основная цель оценивания - мотивировать у учащегося на дальнейшее обучение, планирование целей и путей их достижения.
Формирующее оценивание является инструментом обратной связи и для учителя, и для ученика, который оценить текущее состояние обученности и определить перспективы дальнейшего развития.
Оценивание будет являться формирующим, если выполнены следующие условия:
Задания для оценивания соответствуют содержанию пройденного материала
Используются знакомые для учащихся и соответствующие их возрасту формы заданий, составленные таким образом, чтобы выявить возможные проблемы и показать очевидность процесса размышления, приведшего к данному результату.
Одной из форм формирующего оценивания в начальной школе при реализации ФГОС НОО является проверочные работы и итоговая комплексная работа, позволяющая оценивать выявления уровня достижения планируемых результатов освоения междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» Русский язык 3 класс УМК «Планета знаний»
В своей работе я использую пособие
« Итоговые проверочные работы. Итоговая комплексная работа. Русский язык. Математика. 3 класс» авторы Желтовская Любовь Яковлевна, Калинина Ольга Борисовна, Нефедова Маргарита Геннадьевна, Журавлева Ольга Николаевна.( учебник «Русский язык. 3 класс», авторы Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина. учебник «Математика.3 класс.», авторы М.И.Башмаков, М.Г. Нефедова.) предназначенное для проведения итоговой проверки достижений планируемых результатов обучения .
В соответствии с требованиями нового образовательного стандарта пособие включает в себя :Итоговые проверочные работы
Итоговые комплексные работы
Характеристику проверяемых предметных и метапредметных умений
Критерии оценивания выполнения каждого задания в баллах и процентах
Описание уровневого подхода в оценивании достижений планируемых результатов(базовый и повышеннй уровень)
Задания проверочных работ нацелены на проверку не только предметных результатов , но и на метапредметных умений. Каждая работа содержит задания базового уровня (основная часть ) и задания повышенного уровня (дополнительная часть )
Проверочные работы представлены по русскому языку и математике представлены в 4 вариантах, которые дифференцируются по уровню сложности:
Для слабых учащихся -1 вариатДля средних учащихся -2-3 вариант
Для сильных учащихся -4 вариант
Комплексная работа представлена в 2 равноценных вариантах.
В новых стандартах описывается уровневый подход в оценивании достижений планируемых планируемых результатов. Согласно этому подходу за точку отсчета «принимается базовый уровень, необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся»
Оценку индивидуальных достижений учащихся предлагается вести «методом сложения», при котором фиксируется достижение базового уровня и его превышение.
Критерии оценивания проверочной работы:
Достижение базового уровня-правильное выполнение 50-65% заданий базового уровня(очновная часть)
Достижение повышенного уровня- правильное выполнение более 65% заданий базового уровня
(основная часть ) и не менее 50% заданий повышенного уровня (дополнительная часть
Критерии оценивания итоговой комплексной работы:
Комплексная работа носит диагностический характер.
С помощью заданий можно оценить освоение учащимися отдельных метапредметных умений.
Результаты необходимо сравнить с результатами диагностических комплексных работ за 1 и 2 классы и дать оценку динамике формирования метапредметных умений( положительная, отрицательная, нет динамики).
Результаты выполнения итоговой комплексной работы мы оформляем в виде аналитической справки, в которой указываем :Количество учащихся, выполнявших работу
Результаты выполнения каждого задания
Качество выполнения работы (уровни)
Типичные ошибки
Общие выводы
Планируемые мероприятия
В своей работе я использую и другие пособия
В заключение хотелось отметить, что проводимая работа позволяет:
Выявить уровни достижения планируемых результатов
Определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи
Мотивировать учащегося на дальнейшее обучение, планирование целей и путей их достижения.
Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть. Нужно помогать ребенку с первых дней обучения овладевать контролем, показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно приучить его самого контролировать и оценивать свои действия – вот задача, которая встает перед взрослыми.
Литература
1.Педагогическое мастерство: материал VII Международной научной конференции г. Москва 2015 г
2. Пособие « Итоговые проверочные работы. Итоговая комплексная работа. Русский язык. Математика. 3 класс» авторы Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина. М.Г. Нефедова.)СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!