Конспект урока по истории «Египетская цивилизация»
АНАЛИЗ УРОКА
Вашему вниманию был представлен урок истории в 5 «» классе. В классе учеников. На хорошем уровне обучаемости % детей, на среднем , на низком %.
Учащиеся различаются и по своим психическим функциям. Развитие внимания, мышления, памяти по уровням распределились приблизительно в таком же соотношении. На данный период темп обучения средний.
По характеру класс спокойный, эмоционально – отзывчивый. Между детьми и учителем сложились доброжелательные отношения. При планировании урока учитывались возрастные и психологические особенности класса.
Данный урок приобщен к разделу «Древний Египет», глава 4 «От первобытности к цивилизации». На его изучение отводится УМК:
Цель урока:
Систематизация знаний по теме Древний Египет. Формирование умения применения полученных знаний в новой ситуации, обобщение и установление логической связи фактов и событий.
Сопутствующие задачи:
Образовательная – познакомить учащихся с понятием «цивилизация» и с присущими ей признаками: наличие государства с управленческим аппаратом и правителем во главе этого государства, религии, земледелия, ремесла и культуры, письменности и законов.
Развивающая – формировать умение анализировать историческую информацию, обобщать материал, делать выводы. Развивать речь, внимание, память, логическое мышление, познавательные способности.
Воспитательная – развивать интерес к истории древних цивилизаций, воспитывать уважение к вкладу каждого народа в мировую историю, прививать им нормы морали и толерантности.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации. (Урок формирования предметных умений с элементами технологии критического мышления).
Вид урока: смешанный (несколько видов деятельности на уроке)
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Характеристика исторического материала, его методическая организация.
Для урока были отобраны: выдержка из документа «Приключения Синухета», древняя хвалебная песня египтян, посвященная реке Нил, стихотворение одного египетского вельможи, стихотворение: «На суде Осириса» , древнее поучение: «Будь писцом».
Оснащение урока. На уроке была использована карта «Древний Египет», компьютер, проектор, схемы, таблицы, раздаточный материал с заданиями, смайлики.
Современные педагогические технологии:
1.технология развития критического мышления 2.ИКТ технологии 3.модульная технология
На уроке применена технология развития критического мышления, суть которой заключается в освоении учащимися активных способов мышления и активных способов работы с информацией, тем самым, пробуждение в них умения обобщить приобретенные знания. Критическое мышление предполагает умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, развитие способностей к аналитической деятельности. Одна из важнейших особенностей критического мышления заключается в том, что оно учит анализу и конструированию рассуждений. Технология развития критического мышления предусматривает «проблемный» характер обучения: учащиеся должны иметь возможность самостоятельно «открывать» знание и четко понимать, для чего это знание им нужно. Для продуктивного качественного проведения урока использовались информационно-коммуникативные технологии обучения в виде демонстрации презентации и предложенных заданий контроля знаний учащихся, а также модульная технология.
Методическая структура урока.
Структура урока – последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой.Организационный момент. Мотивация.
Приветствие. Для настроя на учебную деятельность и эмоционального подъема обучающихся используется позитивный видеофильм на 2-3 минуты.
Актуализация знаний. Целеполагание.
Представленная в начале урока презентация ориентирована на самостоятельное определение обучающимися темы урока. Затем учитель напоминает, что означает понятие «цивилизация» и предлагает детям в течение урока доказать, что в древности действительно существовала египетская цивилизация (выводы фиксируются в таблице).
Основной этап урока
Выдвигается проблема, при решении которой должен быть достигнут конечный результат. Для достижения поставленной задачи анализируются документы, стихи, выполняются различные по своему содержанию и значимости задания.
Подведение итогов урока.
Детям предлагается взглянуть на таблицу и определить: достигнута ли цель, поставленная в начале урока.
Оценивание знаний: Учитывается верность сделанных выводов в течение всего урока.
Продуктивное домашнее задание
В древнем Египте старались при жизни соблюдать соответствующие нормы морали. Напишите, какие нормы морали необходимо соблюдать в наши дни?
Рефлексия
Детям предлагается выбрать смайлик, соответствующий собственному восприятию данного урока (восторг, разочарование, скука, удивление).
Здоровьесберегающая среда
Физкультминутка и динамическая пауза с применением видеоролика.
Урок разработан с учетом нового ФГОС, где серьезное внимание уделяется вопросу формирования УУД: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.
На уроке были использованы:
Личностные УУД: ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе.
Познавательные УУД: через самостоятельную исследовательскую работу с документами, путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему, поставленную в начале урока.
Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся.
Коммуникативные УУД: уметь работать в группе. Добиваться результатов в сотрудничестве.
Я считаю, что отобранное мною содержание учебного материала эффективно для достижения поставленных целей. На основе выбранных форм работы я добилась включения каждого обучающегося в активную познавательную деятельность на уроке. Разработанные задания соответствовали содержанию, целям, методам обучения.
Формой реализации методов являлось выполнение разнообразных заданий, анализ исторических документов.
Результаты на уроке контролировались обучающимися и учителем в соответствии выбранной системой контроля (заполнение таблиц на основе выводов, сравнительные схемы). Эта система была эффективна, так как дети могли получить информацию о реальных результатах учения. Таким образом, содержание учебного материала, формы организации познавательной деятельности, методы обучении, система контроля, выбранные мною на уроке, эффективно работали по достижению поставленных целей.
ХОД УРОКА
На экране - презентация (зрительная рефлексия) : пирамиды, сфинксы, саркофаги Вопрос к классу: Как вы думаете, чему мы посвятим сегодня наш урок? Ответ – Египту.
(Учитель) В течение нескольких уроков вы изучали страну Египет. Раздел, в который входит глава 4 «Древний Египет» озаглавлен «От первобытности к цивилизации». Я вам напомню, что означает слово цивилизация – это один из этапов развития общества, ступень, следующая за варварством (первобытным строем). Цивилизация невозможна без земледелия и ремесел, торговли, религии, письменности, культуры, наличия государства и городов, а также правил морали, по которым живет цивилизованное общество. (На экране – мультипликационная презентация).
Сегодня у нас повторно - обобщающий урок и вы должны доказать, что 5 тысяч лет тому назад действительно на нашей Земле существовала высокоразвитая египетская цивилизация.
Класс поделен на 2 группы. Каждой команде выделен лист с таблицей, которая будет заполняться в течение урока.
земледелие
ремесло
искусство
торговля
религия
Нормы морали
письменность
государство
Взгляните на карту и вспомните (повторение пройденного):
Где находится Египет? – (Африка) Какой климат в Африке? – (жаркий, в Египте почти не бывает дождей) Какая река протекает в Египте? – (Нил)
Послушайте древнюю хвалебную песню египтян, посвященную этой реке.
Слава тебе, Нил, приходящий, Чтобы оживить Египет! Орошающий землю, Владыка рыб и птиц, творец зерна И травы для скота.
Что означают эти строки? - ( Каждый год в июле Нил разливался и возвращался в свои берега лишь в ноябре. После разлива пустынная земля становилась влажной и удобренной)
Сделайте вывод – (В Египте существовало земледелие: на плодородной земле египтяне могли заниматься выращиванием зерна ячменя и пшеницы)
(Учитель) Многие сооружения и изделия той далекой эпохи, созданные руками египтян, уничтожены войнами, стихийными бедствиями, неумолимым временем. И все же некоторые бесценные источники информации о жизни древних людей сохранились – это руины зданий, расписанная посуда и мебель , храмы, гробницы и другие творения египтян.
Взгляните на экран.
На 1 слайде – корабль, колесница, короб. (Значит, существовали кораблестроители, мастера по литью металлов и изготовлению из них различных предметов). На 2 слайде – картинки с изображением обработки кожи, египтяне в красивой одежде, египтяне на строительстве здания и в мастерской по изготовлению изделий из глины. (Значит, существовали ткачи и портные, гончары, строители, мастера по обработке кожи). На 3 слайде – мебель: сундук, стул, табурет. (Значит, существовали плотники, мебельщики, художники). На 4 и 5 слайдах – украшения из золота и драгоценных металлов. (Значит, существовали ювелиры, золотых дел мастера)
Сделайте вывод – ( В Египте существовали разные виды ремесел. Искусные мастера создавали великолепные произведения искусства)
Посмотрите на экран. Вы видите изображение, где женщина предлагает египтянину глиняный сосуд, а мужчина протягивает ей рыбу. Сделайте вывод – (Египтяне меняются товаром - это самый простой вид торговли – меновая торговля)
(Учитель) В документе «Приключения Синухета» мы читаем: «Египетский вельможа Синухет сопровождал сына фараона во время военного похода»
Посмотрите на экран. 1 слайд. Сравните жилье египетского земледельца и усадьбу вельможи
( Усадьба вельможи отличается от жилища простого египтянина: дом большой, построен из камня и стоит в саду, посреди сада находится пруд).
2 слайд . Слуги подают вельможе изысканные явства, его развлекают танцоры и музыканты. Он отдыхает и на нем одежда из дорогой ткани ) Сделайте вывод – ( Вельможа был богатым человеком и был приближен к фараону)
Задание на закрепление материала «Выбери правильный ответ»
1.Вельможа работал в каменоломнях или руководил работой в каменоломнях?
2.Вельможа был рядовым воином или возглавлял военные походы?
3.Вельможу мог наказать простой египтянин или он сам вершил суд и расправу?
4.Вельможа бедный египтянин или ему доверяли следить за уплатой налогов?
(После выполнения задания на экране появляется схема функций вельможи).
Сделайте вывод – (Вельможа являлся высокопоставленным человеком, который выполнял множество функций и помогал фараону управлять государством)
Послушайте стихотворение одного египетского вельможи. ( На экране - изображение пленных)
Это войско вернулось благополучно, Разорив соседнюю страну. Это войско вернулось благополучно, Вырубив ее деревья и виноградники. Это войско вернулось благополучно, Захватив много пленных.
Сделайте вывод – (В Египте существовало войско)
Задание на закрепление материала - «Щит» Нарисуйте щит со словом «войско» . Каждое новое слово – стрела , вонзающаяся в щит. Победит та команда , которая лучше опишет снаряжение египетского войска и вонзит больше стрел в щит.
(пехотинцы, боевые колесницы, лук, стрелы, копья, топорики, кинжалы, щиты)
После выполнения задания на экране для сравнения показаны военные отряды египтян с доспехами.
Послушайте древнее поучение: «Будь писцом – он освобожден от всяких повинностей, от работы мотыгой. Ты не будешь таскать корзин, не будут тебя сечь прутьями. Будь писцом, чтобы тело твое было гладким и рука твоя мягкой. И ты будешь выходить в белой одежде, тебя все будут почитать и приветствовать. Писцы - у ног владыки Египта и внимают словам его» (На экране - изображение писца)
Сделайте вывод – (Писцы - состоятельные люди и служили фараону)
Задание на закрепление материала - «Закончите фразу»
Для того, чтобы писать нужно быть (грамотным) Писцы и вельможи учились в (храмах) Храм – это ( жилище богов) При храмах находились (жрецы) Жрецы – это (служители бога) Они совершали в храме священные (обряды и молитвы) Фараоны дарили храмам (сады и пашни, золото и серебро, рабов) ( На экране – изображение храма)
Сделайте вывод – ( Жрецы были богаты и могущественны. Египтяне верили, что жрецы общаются с богами)
Задание на закрепление материала – «Выбери правильное изображение». Участникам каждой команды предлагаются в хаотичном порядке изображения 4-х египетских богов. Необходимо правильно сопоставить рисунки со списком.
Бог Солнца Ра Бог земли – Геб Богиня неба – Нут Бог мудрости – Тот Богиня Бастет – покровительница женщин и их красоты Бог Гор – покровитель земных фараонов Исида – заступница всех жен и матерей Богиня Правды – Маат
Сделайте вывод – (В Египте существовала религия: египтяне верили в загробную жизнь и поклонялись богам)
Послушайте стихотворение:
На суде Осириса покойный клянется: Я не делал зла, Я не крал, я не лгал, Я не был причиной слез, Я не завидовал, Я не говорил дурного о царе, Я не пренебрегал царями. ( На экране – картинка «На суде Осириса»)
Сделайте вывод – (Египтяне были богобоязненны и старались при жизни соблюдать соответствующие нормы морали ) Взгляните на экран и ответьте на вопросы.
Что это за загадочные рисунки?- (иероглифы) Что такое иероглифы? – (священные письмена) Сколько существовало иероглифов – (более семисот) Сделайте вывод- (В Египте существовала письменность)
Взгляните на экран и ответьте на вопросы. Дана карта древнего Египта, изображения корон царей и двойная корона фараона.
1.Сколько царств существовало в долине Нила? ( Два - Северное и Южное . Царь Южного Египта носил белую корону , а царь Северного – красную).
2.Что произошло 3 тысячи лет до н.э. ? (Царь Южного Египта после ожесточенных войн подчинил Северный Египет и объединил всю страну. Впоследствии царь стал носить двойную корону и его начали называть фараоном).
Прием «Синквейн» (на экране – изображения фараонов)
Возьмите за основу слово «фараон». Придумайте 2 прилагательных, характеризующих фараона. Подберите 3 глагола, отражающие его действия. Попытайтесь одним предложением охарактеризовать деятельность фараона. С помощью одного существительного выразите свое отношение к нему.
( могущественный, властный) ( управляет, царствует, повелевает ) (Фараон был правителем Египта) ( Властелин)
(Учитель) Государство предполагает наличие единой территории и структуры управления. Как вы считаете, в Египте существовало государство? - (Да). Начертите иерархическую лестницу государственной структуры Египта.
После выполнения задания на экране появляется схема: во главе государства - фараон, которому помогают управлять государством вельможи, выполняющие различные функции и писцы.
Взгляните на свои таблицы. Удалось ли вам ее полностью заполнить? – (Да)
Подведем итоги : Египет - высокоразвитая цивилизация, с присущими ей признаками: наличие государства с управленческим аппаратом и правителем во главе этого государства; религии, земледелия, ремесла и культуры, письменности и законов.
Домашнее задание
В древнем Египте старались при жизни соблюдать соответствующие нормы морали. Напишите, какие нормы морали необходимо соблюдать в наши дни?
‰ђЗаголовок 115