Академическая мобильность школьников как ключевой фактор системы выявления и развития детской одаренности.
Эссе на тему: Академическая мобильность школьников как ключевой фактор системы выявления и развития детской одаренности.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества, когда стало понятным, что ребенок, проявляющий незаурядные способности, демонстрирующий выдающиеся результаты в определенной области знаний, нуждается в специальных условиях своего дальнейшего развития. Данные условия должны быть направлены на удовлетворение особых образовательных потребностей, связанных с углубленной предметной подготовкой, а также сопровождением личностного развития одаренного ребенка.
Работая в своем образовательном учреждении, я сталкивалась с детьми имеющими незаурядные способности и нуждающимися в специальных условиях своего дальнейшего развития. Обучая и воспитывая такого ребенка, задаёшь себе вопрос: как помочь ему развивать свои способности? Что я могу ему дать на его пути саморазвития? Ведь такие дети требуют не только новизны материала, но и поддержки со стороны учителя и родителей, да и школы в целом.
Приведу конкретный пример: будучи учителем предшкольного класса, я часто проводила тематическое рисование для своих дошкольников, что способствует развитию моторики и в дальнейшем -речи. Рисунки дошкольников довольно своеобразны и порой не обладают высокими художественными навыками, но на фоне этой массы рисунков все -таки один отличался. Он был не только сложен по сюжету, но и более красочен и понятен для зрителя. Он никогда не оставался без внимания. Он в прямом смысле слова выделялся из «толпы» рисунков.
Конечно, могут оспорить этот аспект: многие дети рисуют хорошо. В том то и дело, что многие, а не все. На мой взгляд такие дети являются одаренными и как раз нуждаются в специальных условиях. Что может школа предложить такому ребенку? Кружок рисования в самом образовательном учреждении или в детской школе искусств. А дальше что? Загадка. Кружок рисования - это неплохо для ребенка, но получается: он ограничен в своем дальнейшем развитии так как в школе искусств учатся, определенное временя. А что потом? А дальше, как правило, ребёнок рисует для себя. Его работы мало кто видит, да и направлять его уже некому.
Именно поэтому на первых ступенях развития одаренных детей должны поддерживать родители и школа, выстраивая правильную работу с такими учащимися , всячески укрепляя и развивая таких детей, давать возможность и время реализовывать свои идеи и замыслы, опираться не только на свои возможности и опыт своих учителей, но и иметь возможность контактировать с другими профессионалами в области одаренности ребенка. Учащиеся должны иметь возможность обмена опытом с другими детьми, не только сверстниками и не только в черте своего города, региона и страны. По окончании образовательного учреждения уже не ребенок, а девушка или юноша, выбрав свой дальнейший путь в другом образовательном учреждении(среднем, высшем) должны на мой взгляд, иметь возможность развивать свой талант, а не прятать или замалчивать его, иметь возможность реализовывать его в зависимости от своих требований к самому себе. Очень часто бывает, не заметили в школе, не поддержали – ребенок проявил себя в институте, колледже и т.д или наоборот, школа заметила, а в институте, колледже – все угасло.
Поэтому механизм поддержки одаренных детей должен быть четко спланирован иотлажен. Проблема создания эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми – это одна из важнейших задач в настоящее время.