Конспект урока русского языка на тему Сложные предложения с союзной связью и пунктуация в них.
Конспект открытого урока русского языка в 11 классе .
Тема урока:
Сложные предложения с союзной связью и пунктуация в них
Цели урока:
1. Обобщение и систематизация знаний о сложных предложениях с союзной связью.
2. Закрепление навыков постановки знаков препинания в сложных предложениях с союзной связью.
3. Повторение различных разделов языкознания с учётом требований ЕГЭ.
4. Подготовка к выполнению заданий ЕГЭ. Отработка навыков работы с текстом с учётом требований ЕГЭ: выработка умений проводить комплексный анализ текста; закрепление умений определять тему текста, авторскую позицию, аргументировать свою точку зрения; совершенствование умения анализировать изобразительно-выразительные средства, использованные автором в тексте.
5. Развитие умений и навыков написания сочинения-рассуждения. Подготовка к написанию рецензии на предложенный текст.
6.Повторение орфограммы «Чередующиеся гласные в корне»
Оборудование:
Раздаточный материал для работы с текстом на уроке и для выполнения домашнего задания.
Экран, проектор
Ход урока.
I. Орг.момент.
II. Орфографическая работа.
1. Запись под диктовку. Повторение орфограммы «Чередующиеся гласные в корне». ( применение слайдов).
Расстилать, блестеть, убирать, замереть, растереть, вычитать, обмакнуть перо, сапоги промокают, излагать, прикоснуться, касаться, предположение, загореть, загар, возраст, росла, росток, равномерный, удирать.
2.Работа у доски (2 учащихся).
А) Переписать, графически объяснить чередование гласных в корнях слов.
Выбирать, выберут, запереть, полагать, коснуться, изложить, умереть, кланяться, поклон, загорелый, заря.
Б) Переписать ,графически объяснить чередование гласных в корне слов.
Равнение, равнозначный, зарница, возраст, сложить, обмакнуть, запирать, разжигать, промокательная бумага, озарённый, прилагать.
3.Индивидуальная работа по карточкам (3 учащихся).
III. Виды сложных союзных предложений. Знаки препинания в них.
1. Типы сложных союзных предложений. Их особенности.
Работа со слайдом №1. 13 EMBED PowerPoint.Show.8 1415
-На какие группы делятся сложные союзные предложения?
- В чём заключается особенность каждой группы?
- Приведите свой пример сложносочинённого предложения.
2. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
а) Ответить на вопросы:
- На какие группы делятся сочинительные союзы?
Работа со слайдом №2.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Какой основной знак препинания в сложносочинённом предложении?
Запятая. Она ставится между частями сложного предложения.
- В каком случае перед соединительными и разделительными союзами в сложносочинённом предложении запятая не ставится?
Запятая не ставится, если части сложного предложения имеют общий второстепенный член: Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.
б) Тренировочное упражнение:
Записать предложения под диктовку, графически объяснить знаки препинания. Составить схемы.
Снег выпал только к Новому году, а до тех пор над полями лежал холодный туман.[ ], а [ ].
Асфальт уже высох, и только на цветах газонов блестели чистые крупные капли. [ ], и [ ].
Солнце должно опуститься в тучку, но до тучки ему ещё далеко.[ ], но[ ].( по карточке у доски).
Сейчас брызнет майский дождь и начнётся гроза. [ ] и [ ].( по карточке у доски)
3. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
а) Ответить на вопросы:
- Из каких частей состоит сложноподчинённое предложение?
-Где может стоять придаточное предложение? Как расставляются знаки препинания?
Работа со слайдом №3.
13 EMBED PowerPoint.Show.8 1415
- С помощью чего придаточное предложение присоединяется к главному или другому придаточному?
Работа со слайдом№4 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- На какие три группы делятся придаточные?
Работа со слайдом №5.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
-Назовите типы придаточных обстоятельственных.
Работа со слайдом №6.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
б) Тренировочное упражнение:
Расставить знаки препинания в данных предложениях.
Укажите виды придаточных в данных предложениях. Назовите типы придаточных обстоятельственных.
Работа со слайдом №7
Расставьте знаки препинания. Определите виды придаточных.
Сердце моё заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.( прид. времени)
Никто так и не понял, что именно случилось в тот день.(изъяснительное)
Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы. (определительное)
Куда река пошла, там и русло будет. (места).
IV. Сложные предложения с разными видами связи
а) Тренировочное упражнение:
- Расставьте знаки препинания в предложении. Начертите его схему.
Работа со слайдом №8.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Показать слайд №9, если ребята будут затрудняться с формулировкой правила, касающегося постановки знаков препинания на стыке союзов.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
V. Выполнение тестовых заданий.
VI. Домашнее задание
1. Найдите в тексте все сложные предложения, объясните расстановку в них знаков препинания и начертите схемы.
2. Чётко сформулируйте проблему, поставленную автором в тексте, обозначьте авторскую позицию, выскажите своё отношение к ней, аргументируя свою точку зрения (письменно).
VII. Работа с текстом.
Прочитайте текст (см. приложение 1) и выполните следующие задания.
Определите стиль (публицистический) и тип речи текста (описание и рассуждение).
Сформулируйте проблему, поставленную автором. В каком предложении она выражена? (9)
Какова главная мысль текста? В каком предложении она выражена? (13)
Приложение 1.
Текст
1. На высоком берегу, владычествуя над рекой, обставленной стожками сена, стоят рядом две деревянные церкви.
2. Одна
· величественная развалина
· вскинула к серому небу свой позеленевший от непогод шатёр, купола её покосились, тёс ободран с боков, и всё же она красива.
3. Бывает, художники находят поэзию в какой-нибудь покосившейся избёнке и они же проходят мимо нового, только что из-под молотка дома.
4. Но эта церковь красива не своим обветшанием, напротив, обветшание мешает увидеть её внутреннее благородство, а покосившиеся купола нарушают скупую простоту возносящихся вверх линий.
5. Церковь красива сама по себе: ничего лишнего, никаких затейливых украшений, всё просто.
6. Могучий сруб венчается шатром, над входом
· второй шатёр, поменьше, и всё это устремлено вверх: место, где стоит эта церковь,
· высокий берег
· подчёркивает устремление.
7. Древнее сооружение было прекрасно в молодости
· оно остаётся красивым и сейчас.
8. Вторая церковь построена совсем недавно, быть может, в начале нашего века, она низковата, невыразительна, её убожество не спасают и резные наличники на окнах.
9. Я разглядываю их и стараюсь разгадать загадку: почему более древние сооружения, как правило, построены с большим вкусом?
10. Уж не потому ли, что архитектор-самородок древней церкви имел перед собой меньше образцов строительства и ему волей-неволей приходилось полагаться больше на самого себя, чем на готовый пример, доверяться не чужому, а собственному вкусу?
11. Такая самостоятельность неизбежно заставляла творчески думать.
12. Архитектор же поздней церкви в своей работе полагался не столько на самостоятельные поиски, сколько на чужие, вошедшие в жизнь стандарты.
13. По стандарту действовать куда проще, но где появляется стандарт, там всегда умирает творчество.
14. И действительно, храмы нашего города, например, не походили на те, что создавались восторженными предками как возвышенная хвала прекрасному и всемогущему богу.
15. Памятники животного страха перед неминуемой смертью, памятники тщеславия, они выглядели безобразно: пузатые, толстостенные, приземистые, как купеческие сундуки.
16. Потому-то среди церквей нашего города не было ни одной, которая бы охранялась государством как архитектурная роскошь.
17. Две церкви стоят на берегу: одну строили вдохновенные художники, другую
· подрядчики, одна
· произведение искусства, другая
· ширпотреб.
(По В. Тендрякову)
15