Рабочая программа по биологии 11 класса. Авторы учебника Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б.


Аннотация к рабочей программе по биологии 11 класса на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по биологии 11 класса составлена на основе авторской программы И.Б Агафоновой, В.И. Сивоглазова, «Дрофа», 2004 г. и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования, учебному плану образовательного учреждения и предусматривает изучение предмета на базовом уровне.
Рабочая программа по биологии в 11 классе рассчитана на 1 час в неделю, 33 часа в год.
Изучение биологии в 11 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:
Освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;
Овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей; развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
Воспитание: убеждённости в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки.
Обучающиеся должны:
понимать мировоззренческую значимость научных взглядов о возникновении жизни на Земле;
иметь представления об истории развития взглядов на проблему о возникновении жизни на Земле и о современных гипотезах;
иметь представления о становлении и развитии эволюционного учения, их предпосылках;
приводить определения основных эволюционных понятий (с точки зрения современной теории эволюции);
определять движущие силы эволюции;
иметь представление о микроэволюции и макроэволюции;
определять место человека в системе органического мира;
устанавливать сходство и различия человека и животных;
знать этапы и движущие силы антропогенеза;
иметь представление о человеческих расах как совокупности популяций биологического вида Человек разумный;
знать современные экологические проблемы и возможные пути преодоления экологического кризиса;
относиться к природе, жизни, здоровью человека как к наивысшим ценностям;
понимать личностную и социальную значимость биологической науки и биологического образования.
Реализация программы осуществляется при использовании УМК В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, учебника «Общая биология. 10-11 класс», «Дрофа».
В ходе реализации данной программы предусмотрены следующие виды контроля: самостоятельные и проверочные работы, тестирование, в том числе частичное включение контрольно-измерительных материалов выпускного экзамена в проверочные работы на протяжении всего школьного курса биологии.
Преемственность предмета с предыдущими годами обучения заключается в формировании и углублении основополагающих понятий о единстве биологических законов, их проявлении на разных уровнях организации, взаимосвязи строения и функций органов и систем, углублении понятия об эволюционном развитии организмов, в воспитании бережного отношения к природе
Структура
1 Пояснительная записка.
2 Содержание рабочей программы.
3 Практические занятия по предмету. Контроль уровня обученности.
4 Требования к уровню подготовки учащихся
5 Календарно – тематическое планирование.
6 Критерии и нормы оценки знаний,
умений и навыков учащихся.
7 Контрольно – измерительные материалы.
8 Источники информации.
9 Средства обучения и воспитания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по общей биологии 11 класса составлена на основе документов:
1) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004г.);
2) Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (Департамент государственной политики в сфере образования, 2004 год) (базовый уровень).
3) Авторская программа по биологии И.Б Агафоновой, В.И. Сивоглазова, «Дрофа», 2004 г. (Программы для общеобразовательных учреждений).
4) Учебный план МБОУ Коммунаровской СОШ №2 на 2015-2016 учебный год, приказ № 109 от 27.08.15 г.
5) Положение «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» утвержденного приказом № 141 от 02.09.2013 г. по МБОУ Коммунаровской СОШ №2.
Данная программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и базисному учебному плану образовательного учреждения и предусматривает изучение предмета на базовом уровне.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик, в том числе для содержательного наполнения итоговой аттестации обучающихся.
Цели изучения предмета
Освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;
Овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей; развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
Воспитание: убеждённости в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс биологии на ступени среднего (полного) образования на базовом уровне направлен на формирование у обучающихся знаний о живой природе, её отличительных признаках уровневой организации и эволюции, поэтому содержание включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности.
Место предмета в учебном плане
Биология является предметом Федерального компонента учебного плана ОУ, на реализацию которого в 11 классе отводится 33 часа в год, 1 час в неделю.
Особое внимание уделено изучению темы «Основы экологии», т.к. в учебном плане нет отдельного предмета экологии, а экологический материал присутствует в ЕГЭ.
Программа предусматривает изучение предмета на базовом уровне, обеспечивая реализацию федерального государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа за предыдущий год реализована в полном объёме.
Межпредметные связи:
Строение вещества («Химия»)
Электрические явления («Физика»)
Правописание трудных слов («Русский язык»)
В течение года запланирован интегрированный урок по биологии и географии «Биосфера – живая оболочка планеты. Последствие хозяйственной деятельности человека на биосферные процессы»
Данная рабочая программа составлена для 11 класса, в котором качество знаний за 10 класс составляет 61%.
В 2015-2016 учебном году в 11 классе 8 обучающихся.
Учебная деятельность осуществляется при использовании УМК В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, учебника «Общая биология. 10-11 класс», «Дрофа». Данный учебник соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в ОУ на 2015-2016 уч. год (Приказ МО и Н РФ №253 от 31.03.14 г.)
Содержание рабочей программы
№ Название темы Содержание темы Количество часов
Авторская (примерная)
программа 35 Авторизированная
программа
34
1 Вид. Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Вид: критерии и структура. Популяция как структурная единица вида. Популяция как единица эволюции. Факторы эволюции. Естественный отбор - главная движущая сила эволюции. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Доказательства эволюции органического мира. Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. Современные представления о возникновении жизни. Развитие жизни на Земле. Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе органического мира. Эволюция человека. Человеческие расы. 20
- 25
2 Экосистема. Организм и среда. Экологические факторы. Структура экосистем. Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. Типы экологических взаимодействий. Симбиоз. Конкурентные взаимодействия. Хищничество. Паразитизм и болезни. Экологические проблемы современности. 13 8
3 Экологические
проблемы
современности Современное состояние природной среды. Атмосфера. Загрязнение атмосферы. Почва. Загрязнение почвы. Вода. Загрязнение природных вод.
Радиоактивность в биосфере. Экологические проблемы биосферы. Основы рационального управления природными ресурсами и их использования. Химические загрязнения среды и здоровье человека. Биологические загрязнения и болезни человека. Влияние звуков на человека. Физические факторы среды и самочувствие человека. Питание и здоровье человека. Ландшафт как фактор здоровья. Проблемы адаптации человека к окружающей среде. Экосистема населённого пункта. Экология посёлка, в котором мы живём. Значение экологических знаний в жизни человека. Человечество - часть биосферы. 2 -
Практические занятия по предмету. Контроль уровня обученности.
№ Название темы Вид практического занятия Количество Литература
1 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле 1 Тематическое и
поурочное
планирование
В.И. Сивоглазова, И.Б.
2 Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека 1 Агафонова. «Дрофа». 2009 г.
ДЕМОВЕРСИИ к ГИА и ЕГЭ НА САЙТЕ WWW.FIPI.RUhttp://biouroki.ru/test
3 Составление схем переноса вещества и энергии в экосистеме (пищевых цепей и сетей) 1 4 История эволюционных идей Тематический контр тест
1 5 Доказательства эволюции органического мира Тематический контр тест 1 6 Происхождение человека Тематический контр тест
1 7 Экосистема Тематический контр тест
1 8 Антропогенное воздействие на биосферу Тематический контр тест 1 Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса.
Обучающиеся должны:
понимать мировоззренческую значимость научных взглядов о возникновении жизни на Земле;
иметь представления об истории развития взглядов на проблему о возникновении жизни на Земле и о современных гипотезах;
иметь представления о становлении и развитии эволюционного учения, их предпосылках;
приводить определения основных эволюционных понятий (с точки зрения современной теории эволюции);
определять движущие силы эволюции;
иметь представление о микроэволюции и макроэволюции;
определять место человека в системе органического мира;
устанавливать сходство и различия человека и животных;
знать этапы и движущие силы антропогенеза;
иметь представление о человеческих расах как совокупности популяций биологического вида Человек разумный;
знать современные экологические проблемы и возможные пути преодоления экологического кризиса;
относиться к природе, жизни, здоровью человека как к наивысшим ценностям;
понимать личностную и социальную значимость биологической науки и биологического образования.
Календарно – тематическое планирование.
Биология. 11 класс.
(по учебнику Сивоглазова В.И., Агафоновой И.Б., ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ. Базовый уровень. Изд-во «Дрофа»)
№ урока Тема урока Дата проведения Вид контроля Средства обучения, оборудование Повторение
по плану фактически Вид (25 часов)
1 1 Развитие биологии в додарвиновский период. Работа Карла Линнея.
Инструктаж по ТБ 09 09 Учебник
Доп литература Что изучает биология
2 2 Эволюционаая теория Ж.Б. Ламарка.
16 09 Учебник
Доп литература Систематика раст и жив
3 3 Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. 23 09 Учебник
Доп литература Что такое эволюция?
4 4 Эволюционная теория Ч. Дарвина.
30 09 Учебник
Доп литература Скелет позвоночных
Виды изменчивости
5 5 История эволюционных идей (обобщение темы)
07 10 Контр тест №1 «История эвол идей» Учебник
Доп литература 6 6 Вид: критерии и структура.
14 10 Учебник
Уровни орг жив прир7 7 Критерии вида (решение задач).
21 10 Учебник
8 8 Популяция как структурная единица вида.
28 10 Учебник
9 9 Популяция как единица эволюции.
11 11 Учебник
10 10 Факторы эволюции.
18 11 Учебник
Мутация
11 11 Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. 25 11 Учебник
12 12 Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. 02 12 Учебник
Примеры приспособленности орг к условиям существов.
13 13 Видообразование как результат эволюции.
09 12 Учебник
Понятие ВИД
14 14 Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. 16 12 Учебник
Доп литература Красная книга
15 15Доказательства эволюции органического мира. 23 12 Учебник
Эволюция
16 16 Эволюция органического мира (обобщение темы) 30 12 Контр тест №2 «Эвол орг мира» 17 17 Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.Пр р1 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле 13 01 Учебник
Доп литература Основные свойства живого
18 18 Современные представления о возникновении жизни. 20 01 Учебник
Доп литература Белки, НК, автотрофы, гетеротрофы
19 19 Развитие жизни на
Земле.
27 01 Учебник
Доп литература Палеонтология
20 20 Основные этапы развития жизни на Земле.
03 02 Учебник
Доп литература 21 21 Гипотезы происхождения человека.
Пр р2 Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека 10 02 Учебник
Доп литература 22 22 Положение человека в системе органического мира. 17 02 Учебник
Доп литература Общие признаки типа Хордовые, Кл Млекопитающие
23 23 Эволюция человека.
24 02 Учебник
Доп литература 24 24 Человеческие расы.
03 03 Учебник
25 25 Происхождение жизни на Земле, происхождение человека (обобщение темы) 10 03 Контр тест №3 «Происх человека» Учебник
Доп литература Повторение. Основы цитологии (8 часов)
26 1 Организм и среда Экологические факторы.
17 03 Учебник
Доп литература Наука ЭКОЛОГИЯ
Экол факторы
27 2 Видовая, пространственная, морфологическая структура экосистем. 07 04 Учебник
Доп литература 28 3 Трофическая структура экосистем.
14 04 Учебник
Доп литература 29 4 Пищевые связи.
21 04 Учебник
Доп литература 30 5 Круговорот веществ и энергии в экосистемах (решение задач). 28 04 РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ Учебник
Доп литература 31 6 Типы экологических взаимодействий. Симбиоз. 05 05 Учебник
Доп литература Строение лишайника, грибов
32 7 Конкурентные взаимодействия. 12 05 Учебник
Доп литература 33 8 Паразитизм и болезни. Хищничество. 15 05 Контр тест №4 «Экосистема» Учебник
Доп литература Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
по биологии
Оценивание устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае: 1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. Отметка "4": 1. Знание всего изученного программного материала. 2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. Отметка "2": 1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик: 1) правильно определил цель опыта; 2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; 3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; 4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта.
В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы; 5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но: 1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; 2. или было допущено два-три недочета; 3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, 4. или эксперимент проведен не полностью; 5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.Отметка "3" ставится, если ученик: 1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; 2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; 4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик: 1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик: 1. выполнил работу без ошибок и недочетов; 2) допустил не более одного недочета. Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 2. или не более двух недочетов. Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 1. не более двух грубых ошибок; 2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 3. или не более двух-трех негрубых ошибок; 4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Отметка "2" ставится, если ученик: 1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; 2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценивание ТЕСТА.
Оценка «5» - 100-90 %
Оценка «4» - 89-70 %
Оценка «3» - 69-50 %
Оценка «2» - 49-20 %
Оценка «1» - 19- 0 %
Источники информации
11 класс
Учебник
В.И. Сивоглазов. И.В, Агафонова. Общая биология. «Дрофа». 2010 г. Базовый уровень.
Дополнительная литература для учителя и обучающихся
Электронное учебное издание. Биология 6-11 кл. Издательство «Учитель», 2008 г.
Электронное учебное издание. Биология. 1С. Репетитор. Издательство «Учитель», 2006 г.
Электронное учебное издание. Экология. Медиатека.
Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. М.: «Просвещение», 1988 г.
Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: «Дрофа», 2006 г.
Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. «Дрофа». 2000 г.
Красновидова С.С., Павлов С.А. Дидактические материалы. 10-11. М.: «Просвещение»
2000 г.
Зарудняя Т.В. Олимпиады по биологии. Волгоград. «Учитель – АСТ». 2005 г.
Буковский Е.М. Экологические олимпиады для учащихся 9-11 классов. М.: «АКТИ». 2005 гА.Т. Зверев. Экологические игры. М.: ОНМКС 21 век. Дом педагогики. 2001 г.
Акимушкин И.И. Занимательная биология. М.: «Молодая гвардия», 1967 г.
Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира. М.: «Просвещение», 1991 г.
Болдырихина Е.А., Онищенко А.В. Биология. Экзамен на пять. Санкт-Петербург. «Виктория».2005 г.
Петросова Р.А. Размножение организмов. М.: «Дрофа». 2003 г.
Высоцкая М.В. Биология. 10-11 классы. Рефераты. Волгоград. Учитель.2007 г.
Пакулова В.М., Смолина Н.А. Биология: в вопросах и ответах. М.: «Владос». 2001 г.
Прокофьев С.М. Природа Хакасии. Абакан. 1993 г.
Журнал «Биология в школе»
Журнал «Биология для школьников»
.
Интернет - ресурсы
http://www.rnacroevolution.narod.ru/ — Библиотека по проблемам эволюции
http://www.genoterra.ru — Сайт, посвященный генетике и биотехнологии http://www.genetics.ru/ — Сайт, посвященный медицинской генетике http://www.ecoinform.ru/public/ — Экологическое информационное агентство
http://www.talkorigins.org - Вся правда о теории эволюции
http://www.ethology.ru/ — Сайт по этологии, науке о поведении животных http://mglinets.narod.ru/ — Сайт по эмбриологии и генетике http://johnhawks.net/weblog/fossils/ — Ископаемые останки древних людей
http://ic.krasu.ru/test/005.html — Тесты по общей биологии
http://www.clone.ru/ — Сайт о клонировании
http://www.cbio.ru/ — Сайт о биотехнологии
http://www.mnh.si.edu/anthro/humanorigins/index.htm — Сайт об эволюции человека
Средства обучения и воспитания
Модель ДНК
Модель Микростроение клетки
Модель – аппликация Генетика групп крови
Модель – аппликация Биосинтез белка
Модель – аппликация Гаметогенез чел
Модель – аппликация Дигибридное скрещивание
Модель – аппликация Моногибридное скрещивание
Модель – аппликация Наследование резус-фактора
Модель – аппликация Неполное доминирование
Модель – аппликация Взаимодействие генов
Модель – аппликация Перекрест хромосом
Модель – аппликация Митоз и мейоз
Гербарии
1 Гербарий для начальной школы
2 Культурные растения
3 Лекарственные растения
Коллекции
1 Плоды сельскохозяйственных растений
2 Лен и продукты его переработки
3 Хлопок и продукты его переработки
4 Шерсть и продукты ее переработки
5 Морская звезда

Приборы лабораторные
1 Микроскопы учебные "Аналит"
2 Лупа школьная
Посуда и принадлежности по биологии
1 Стекло предметное (1 уп. = 50 шт)
Технические средства обучения
1 Набор классных инструментов (линейка)
2 Экран настенный 1,25х1,25м
3 Телевизор
Компьютер, проектор – в кабинете информатики
Микропрепараты - нет
Печатные пособия - нет
Приборы демонстрационные - нет
МЕДИАТЕКА
Электронное учебное издание. Биология 6-11 кл. Издательство «Учитель», 2008 г.
Электронное учебное издание. Биология. 1С. Репетитор. Издательство «Учитель», 2006 г.
Электронное учебное издание. Экология. Медиатека.
Библиотека электронных наглядных пособий. Биология. 6-9 классы.