Рабочая программа по биологии для 10 класса (по 3 часа в неделю). По учебнику Биология В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонов, Е.Т.Захарова.
Пояснительная записка
к рабочей программе по биологии в 10 классе (базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе учебного плана МКОУ «Хили-Пенджикская СОШ» на 2015-2016 учебный год, федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, утвержденного приказом Министерства образования от 05.03. №1089 для базового уровня. Тип программы модифицированная, составлена на основе авторской И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова, и примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования для базового уровня.
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях, которая предусматривает изучение биологических дисциплин и рассчитана на 3 недельных часа, 102 часа. Данная программа составляет основу и продолжает формировать у учащихся научную картину мира, как компонента общечеловеческой культуры, ответственное отношение к природе, помогает подготовить школьников к практической деятельности в области медицины, экологии. Профилактика СПИДа; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни человека, их причины и профилактика; медико-генетическое консультирование помогут школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни.
В программе заложены основные принципы общего среднего образования: центрический принцип построения, обучения, развития, гуманизации, дифференциации, экологизации. научности, доступности. Особенностью программы является региональный компонент – рассматриваются экологические вопросы в соответствии с изучаемыми темами.
Целью данного курса является:
развитие у школьников понимания величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия и многообразия;
развитие экологического образования и воспитания экологической культуры учащихся.
Задачи курса:
развитие понимания значимости биологической науки для решения задач в области сельского хозяйства, медицины, экологии, микробиологии;
воспитание экологической культуры и нравственности учащихся;
формирование и развитие умения учебного труда как важного условия усвоения содержания курса и развитие логического мышления
совершенствование ключевых компетенций ( учебных, познавательных, коммуникативных, общекультурной);
совершенствование саморефлексивных качеств – самоанализ, самоконтроль, самокоррекция;
Лабораторные работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
При изучении курса для развития познавательного интереса используются различные методы и формы обучения – проблемный и частично-поисковый, работа в группах, самостоятельная работа. Предусмотрены задания творческого характера, решение познавательных творческих задач. Продолжается формирование навыков самостоятельной работы с текстом и рисунками учебника. Уделено внимание формированию и совершенствованию ключевых компетенций.
В каждой изучаемой главе курса определены основные знания и умения для учащихся, определены формы контроля знаний. Для контроля знаний используются различные измерители, разработанные для каждой темы, которые содержат разные задания – это тесты, ответы на вопросы в свободной форме, дополни предложения, в форме и по материалам ЕГЭ.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии на базовом уровне обучающиеся должны ЗНАТЬ и ПОНИМАТЬ:
* основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная Ч.Дарвина), учения В.И.Вернадского о биосфере, сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов; клетки; генов и хромосом; вида и экосистем;
сущность биологических процессов: размножение. Оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности. Образование видов, круговорот веществи превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
Учащиеся должны УМЕТЬ
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения;вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и наживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша; влияние мутагенов на организм человека; эжкологических факторов на организмы, взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности) процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизнии человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически оценивать её;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности т повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алклголизм, наркомания); правил поведения а природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)
Учебно-методический комплект
1. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова. Е.Т.Захарова. «Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс». М.Дрофа, 2009
2. Тематическое и поурочное планирование по биологии: Общая биология. Базовый уровень.10 класс.
3. CD-диск (мультимедийное приложение) к учебнику .И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс.
4. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т.Захарова «Рабочая тетрадь к учебнику В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова. Е.Т.Захарова. «Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс».
5. Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 классы. Изд. «Дрофа», 2009г.
Распределение часов по темам:
Глава 1. Биология как наука. Методы научного познания. (7 часов)
Обучающиеся должны знать:
вклад ученых биологов в развитие биологии;
достижения современной биологии;
основные открытия, сделанные в биологии в ХХ веке;
сущность жизни и свойства живой материи;
уровни организации живой материи;
методы познания живой природы.
Обучающиеся должны уметь:
объяснять сущность жизни;
вычленять уровни организации жизни;
оценивать достижения современной биологии;
характеризовать методы познания живой природы;
проводить дискуссии, работать с текстом учебника, делать выводы.
Глава 2. Клетка (37 часов)
Обучающиеся должны знать:
историю создания клеточной теории;
основные положения клеточной теории;
органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток;
особенности растительной и животной клетки, их отличительные особенности и сходство;
основные компоненты клеток, их строение и функции;
биологическую терминологию и символику по теме
Обучающиеся должны уметь:
объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике;
иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками,
работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
работать с текстом учебника, проводить сравнение объектов, делать выводы, описывать изучаемый объект
Глава 3. Организм. (58 часов)
Обучающиеся должны знать:
многообразие организмов;
сущность метаболизма;
этапы энергетического и пластического обмена;
способы деления клетки, сущность, особенности;
сущность и типы размножения организмов; биологическое значение размножения;
индивидуальное развитие организма, его периоды;
сущность и задачи генетики;
генетическую символику, законы Г.Менделя;
закономерности наследственности и изменчивости
биологическую терминологию и символику по теме
Обучающиеся должны уметь:
характеризовать этапы энергетического обмена;
объяснять особенности фотосинтеза;
характеризовать способы деления клеток, типы размножения организмов,
объяснять отрицательное влияние алкоголя. никотина на развитие зародыша человека;
решать элементарные генетические задачи;
составлять элементарные схемы скрещивания;
выявлять источники мутагенов в среде;
сравнивать процессы и делать выводы на основе сравнения;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках, классифицировать и критически её оценивать;
владеть компонентами доказательств, формулировать проблему и определять способы её решения;
описывать изучаемый объект, выявлять его существенные признаки,
вести дискуссию, участвовать в диалоге
№
урока
Тема.
Основные понятия.
Формирование
ключевых
компетенций.
Домашнее задание.
Раздел 1 «Биология как наука. Методы научного познания».(7)
1.
Краткая история развития биологии.
Биология, жизнь, система биологических наук, биогеография, биохимия, этология, эмбриология
Коммуникативная:
участие в учебном диалоге
§1.1.стр:8-10.
Р.Т.
2.
Система биологических наук.
§1.1.стр:10-11.
Р.Т.
3.
Сущность жизни.
§1.2.стр:11-12.
Р.Т.
4.
Свойства живого
§1.2.стр:12-15.
Р.Т.
5.
Уровни организации живой материи.
Саморегуляция, гомеостаз, дискретность, открытость, ритмичность
Учебно-инфор-
мационная:
самостоятельно прорабатывать текст учебника, составлять тезисы.
§1.3.стр:15-19.
Р.Т.
6.
Методы познания живой природы.
§1.3.стр:19-21.
Р.Т.
7.
Контрольная работа № 1 по теме «Биология как наука. Методы научного познания»
Раздел 2 «Клетка» (37)
8.
История изучения клетки.
Клетка, цитология, прокариоты, эукариоты, макроэлементы, микроэле-
менты,
ультрамикроэлементы
Учебно-инфор-
мационная:
самостоятельно прорабатывать текст учебника, составлять тезисы.
§2.1.стр:24.
Р.Т.
9.
Клеточная теория.
§2.1.стр:24-27.
Р.Т.
10.
Основные положения клеточной теории.
§2.1.стр:27-29.
Р.Т.
11.
Химический состав клетки.
§2.2.стр:28-30.
Р.Т.
12.
Микро- и ультрамикроэлементы.
§2.2.стр:30-33.
Р.Т.
13.
Неорганические вещества клетки. Вода.
Неорганические вещества клетки, гидрофильные и гидрофобные соединения клетки, диполь
Учебно-инфор-
мационная:
самостоятельно прорабатывать текст учебника, составлять таблицу
§2.3.стр:33-36.
Р.Т.
14.
Неорганические вещества клетки. Соли.
§2.3.стр:36-37.
Р.Т.
15.
Общая характеристика органических веществ.
Биополимеры, мономер, регулярные и нерегулярные полимеры, липиды, воски, жироподобные вещества
Учебно-инфор-
мационная:
самостоятельно прорабатывать текст учебника, составлять таблицу
§2.4.стр:37-38.
Р.Т.
16.
Липиды.
§2.4.стр:38-40.
Р.Т.
17.
Органические вещества. Углеводы.
Моносахариды, дисахариды, полисахариды, полипептиды, структура белка, денатурация и ренатурация, аминокислоты
Учебно-инфор-
мационная:
самостоятельно прорабатывать текст учебника, составлять таблицу
§2.5.стр:41-42.
Р.Т.
18.
Органические вещества. Белки.
§2.5.стр:42-44.
Р.Т.
19.
Функции белков.
§2.5.стр:44-47.
Р.Т.
20.
Каталитическая активность ферментов.
Конспект.
21.
Лабораторная работа № 1. «Расщепление перекиси водорода с помощью ферментов».
22.
Нуклеиновые кислоты. ДНК.
Нуклеиновые кислоты, нуклеотиды,
ДНК, РНК, АТФ, комплементарность,
транскрипция, матрица
Учебно позна-
вательная:
постановка цели,
определение алгоритма работы
§2.6.стр:47-52.
Р.Т.
23.
Нуклеиновые кислоты. РНК.
§2.6.стр:52-53.
Р.Т.
24-25.
Практическая работа № 1 по теме «Нуклеиновые кислоты»
26.
Контрольная работа № 2 по теме «Химическая организация клетки»
27.
Эукариотческая клетка. Наружная клеточная мембрана.
Плазматическая мембрана, мембранные, немембранные органоиды, митохондрии, лизосомы
Учебно позна-
вательная:
постановка цели,
определение алгоритма работы
§2.7.стр:53-58.
Р.Т.
28-29.
Строение и функции органоидов клетки.
§2.7.стр:58-63.
Р.Т.
30.
Строение и функции ядра.
Ядро, хроматин, хромосомы, центромера, кариоплазма, кариотип, гаплоидный, диплоидный набор хромосом
Учебно-позна-
вательная
сравнение, анализ, делать выводы
§2.8.стр:63-64.
Р.Т.
31.
Хромосомы. Хромосомный набор.
§2.8.стр:64-68.
Р.Т.
32.
Прокариотическая клетка
Прокариоты, нуклеоид, плазмиды, ,капсула
Учебно-позна-
вательная
сравнение, анализ, делать выводы
§2.9.стр:68-72.
Р.Т.
33.
Лабораторная работа № 2 «Строение растительной, животной, бактериальной и грибной клеток под микроскопом»
34.
Лабораторная работа №3. «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука».
35.
Контрольная работа №3. по теме «Строение эукариотической и прокариотической клеток».
36.
Реализация наследственной информации в клетке.
Генетическая информация, генетический код, транскрипция, трансляция, матричный синтез
Учебно-позна-
вательная
умение делать выводы, обобщение
§2.10.стр:73-74.
Р.Т.
37.
Генетический код.
§2.10.стр:74-75.
Р.Т.
38.
Биосинтез белка. Транскрипция.
§2.10.стр:75-76.
Р.Т.
39.
Биосинтез белка. Трансляция.
§2.10.стр:76-79.
Р.Т.
40-41.
Практическая работа № 2 по теме «Биосинтез белка».
42.
Вирусы. Строение вирусов.
Вирусы, капсид, бактериофаги, ВИЧ,
СПИД
Учебно-позна-
вательная
сравнение, анализ, делать выводы
§2.11.стр: 79-81.
Р.Т.
43.
Вирусы как возбудители болезней.
§2.11.стр: 81-85.
Р.Т.
44.
Контрольная работа № 4 по теме: «Реализация наследственной информации в клетке».
Раздел 3. «Организм». (58)
45.
Многообразие организмов. Одноклеточные организмы.
Одноклеточные, многоклеточные, колониальные организмы
Учебно-позна-
вательная
сравнение, анализ, делать выводы
§3.1.стр:90-92.
Р.Т.
46.
Многообразие организмов. Многоклеточные организмы.
§3.1.стр:92-93.
Р.Т.
47.
Обмен веществ и энергии. Энергетический обмен.
Метаболизм, энергетический, пластический обмен, ассимиляция, диссимиляция, анаэробные, аэробные организ
мы, гликолиз
Коммуникативная:
включаться в коллективное обсуждение проблем.
§3.2.стр:93-95.
Р.Т.
48.
Этапы энергетического обмена.
§3.2.стр:95-97.
Р.Т.
49.
Пластический обмен. Типы питания.
§3.3.стр:98-99.
Р.Т.
50.
Пластический обмен. Фотосинтез.
Фотосинтез, автотрофы, гетеротрофы,
световая, темновая фаза, миксотрофы
Коммуникативная:
включаться в коллективное обсуждение проблем.
§3.3.стр:99-100.
Р.Т.
51.
Фазы фотосинтеза.
§3.3.стр:100-102.
Р.Т.
52.
Хемосинтез.
Конспект.
53.
Контрольная работа № 5 по теме «Обмен веществ и превращение энергии»
54.
Деление клетки.
Митоз, жизненный цикл клетки, интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза
Учебно-позна-
вательная
умение делать выводы, обобщение
§3.4.стр:102-105.
Р.Т.
55.
Митоз. Значение митоза.
§3.4.стр:106-107.
Р.Т.
56.
Бесполое размножение.
Размножение, интерфаза, митоз, хромосомы, амитоз, мейоз, хроматида,
половое, бесполое размножение, гаметы, яйцеклетка, сперматозоид
Коммуникативная:
включаться в коллективное обсуждение проблем.
§3.5.стр:108-111.
Р.Т.
57.
Половое размножение.
§3.5.стр:111-112.
Р.Т.
58.
Значение бесполого и полового размножения.
§3.5.стр:112-113.
Р.Т.
59.
Образование половых клеток.
Мейоз, конъюгация, кроссинговер, гомологичные хромосомы, редукция, фазы деления, гаметогенез, овогенез, сперматогенез
Учебно-позна-
вательная
умение делать выводы, обобщение
§3.6.стр:113-115.
Р.Т.
60.
Мейоз.
§3.6.стр:115-119.
Р.Т.
61.
Контрольная работа № 6 по теме:
«Деление клетки».
62.
Оплодотворение – наружное и внутреннее.
Оплодотворение, зигота, самооплодотворение, двойное оплодотворение, наружное, внутреннее, искусственное оплодотворение
Коммуникативная:
включаться в коллективное обсуждение проблем.
§3.7.стр:120-122.
Р.Т.
63.
Двойное оплодотворение.
§3.7.стр:122-124.
Р.Т.
64.
Индивидуальное развитие организмов.
Онтогенез, филогенез, эмбриогенез, эктодерма, мезодерма, энтодерма, прямое. непрямое развитие
Познаватель-
ная, информа-
ционная:
умение отстаи-
вать свою точку зрения, участвовать в диалоге
§3.8.стр:124-125.
Р.Т.
65.
Эмбриональный период.
§3.8.стр:125-127.
Р.Т.
66.
Постэмбриональный период.
§3.8.стр:128-129.
Р.Т.
67.
Эмбриональное развитие.
Репродуктивное здоровье. эмбриональное и постэмбриональное развитие, репродуктивный период, период старение
Познаватель-
ная, информа-
ционная:
умение отстаи-
вать свою точку зрения, участвовать в диалоге
§3.9.стр:130-133.
Р.Т.
68.
Влияние никотина, алкоголя и наркотических веществ на развитие зародыша человека.
§3.9.стр:133-134.
Р.Т.
69.
Постэмбриональное развитие.
§3.9.стр:134-136.
Р.Т.
70.
Контрольная работа № 7 по теме «Индивидуальное развитие организмов»
71.
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Генетика, наследственность, изменчивость, фенотип, генотип, ген, гибридологический метод, моногибридное скрещивание
Учебно позна-
вательная:
постановка цели,
определение алгоритма работы
§3.10.стр:136-138.
Р.Т.
72.
У истоков генетики.
§3.10.стр:138-139.
Р.Т.
73.
Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.
§3.11.стр:140-143.
Р.Т.
74.
Закон чистоты гамет.
§3.11.стр:143-146.
Р.Т.
75.
Практическая работа № 3 «Моногибридное скрещивание»
76.
Дигибридное скрещивание.
Дигибридное скрещивание, доминантный, рецессивный признак, расщепление, аллельные гены, гомозиготные, гетерозиготные организмы, закон чистоты гамет
Учебно позна-
вательная:
постановка цели,
определение алгоритма работы
§3.12.стр:146-149.
Р.Т.
77.
Анализирующее скрещивание.
§3.12.стр:149-150.
Р.Т.
78.
Практическая работа № 4 «Дигибридное скрещивание»
79.
Хромосомная теория наследственности. Работы Т.Моргана.
Группа сцепления, генетические карты, закон Моргана
Познаватель-
ная, информа-
ционная:
умение отстаи-
вать свою точку зрения, участвовать в диалоге
§3.13.стр:150-153.
Р.Т.
80.
Нарушение сцепления. Генетические карты.
§3.13.стр:153.
Р.Т.
81.
Геном человека.
Геном человека, генотип. регуляторные участки, взаимодействие генов
Учебно-позна-
вательная
умение слушать,
выделять глав-
ное, делать записи
§3.14.стр:154-156.
Р.Т.
82.
Взаимодействие генов.
§3.14.стр:156-157.
Р.Т.
83.
Генетика пола. Хромосомное определение пола.
Аутосомы, половые хромосомы, гомогаметный , гетерогаметный пол, сцепленное с полом наследование
Учебно-позна-
вательная
умение слушать,
выделять глав-
ное, делать записи
§3.15.стр:158-161.
Р.Т.
84.
Сцепленное с полом наследование.
§3.15.стр:162-164.
Р.Т.
85.
Наследственная (модификационная) изменчивость.
Изменчивость, модификационная изменчивость, норма реакции, генотипическая изменчивость, комбинативная, мутационная изменчивость, мутации, мутагенные факторы
Учебно-позна-
вательная
умение слушать,
выделять глав-
ное, делать записи
§3.16.стр:164-166.
Р.Т.
86.
Наследственная (генотипическая) изменчивость.
§3.16.стр:166-169.
Р.Т.
87.
Генетика и здоровье человека.
Генеративные мутации, генные болезни, хромосомные болезни, гемофилия, медико-генетическое консультирование
Учебно позна-
вательная:
постановка цели,
определение алгоритма работы
§3.17.стр:170-171.
Р.Т.
88.
Наследственные болезни человека.
§3.17.стр:171-175.
Р.Т.
89.
Профилактика наследственных заболеваний.
§3.17.стр:175-176.
Р.Т.
60-91.
Практическая работа № 5.
«Решение генетических задач».
92.
Контрольная работа № 8 по теме:
«Наследственность и изменчивость».
93.
Селекция.
Селекция, сорт, порода, отдаленна, внутривидовая гибридизация, гетерозис, гибридная сила
Учебно-позна-
вательная
сравнение, анализ, делать выводы
§3.18.стр:176-180.
Р.Т.
94.
Основные методы селекции.
§3.18.стр:180-183.
Р.Т.
95.
Биотехнология.
Биотехнология, генная. клеточная инженерия, клонирование, биоэтика
Учебно позна-
вательная:
постановка цели,
определение алгоритма работы
§3.19.стр:183-184.
Р.Т.
96.
Генная инженерия.
§3.19.стр: 184-185
97.
Клонирование.
§3.19.стр:186-188.
98.
Этические аспекты развития биотехнологии.
§3.19.стр: 189-191.
99.
Лабораторная работа № 4.
«Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».
100.
Контрольная работа № 9 по теме:
«Селекция и биотехнология».
101.
Заключение.
102.
Резерв.
13 EMBED Word.Document.8 \s 1415
МКОУ «Хили-Пенджикская СОШ»
«Принято» на заседании «Согласовано» «Утверждаю»
ШМО учителей заместитель директора по УВР директор МКОУ «Хили-Пенджикская СОШ»
биологии и химии ____________С.Р.Раджабова _____________________А.А.Рагимханов
протокол № ________________
от «____» _____________ 2015г. «_____» _______________2015г. «______» ______________________ 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
«Общая биология»
10 класс.
Учитель биологии – А.А.Абдуллаев.
2015 – 2016 учебный год.
Root Entry15