Рабочая программа по биологии к учебнику Биология:Человек, 8 кл./Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев/


Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ

ШМО учителей физики, биологии, химии директор МБОУ Курагинской СОШ №1
Руководитель ШМО
____________Е.Ю.Вольхина
____________ О. В.Шкопкин

Протокол № _____________ Приказ №_________________

«____» ____________ 20г. «____» ______________20.г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2015 / 2016 учебный год





Учитель Мухачёва Валентина Николаевна
Предмет Биология
Класс 8
ШМО учителей физики, биологии, химии







Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основании приказа Министерства образования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», и предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы, является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (автор Пасечник В.В.), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования Р.Ф., опубликованная издательством «Дрофа» в 2011 году. Данная программа относится к авторским программам, составленным в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта.
Общие цели:
формирование и развитие знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека;
гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни для сохранения психического, психического и нравственного здоровья человека;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний о своем организме, формирование и развитие интеллектуальных умений и познавательных качеств личности, овладение методами исследования организма человека.
Общая характеристика учебного предмета
В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью

Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 35 недель, согласно учебному плану школы (70 часов)
Количество часов в неделю:
по программе: 2
по учебному плану школы: 2
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
 испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- уметь выделять эстетические достоинства человеческого тела;
 следить за соблюдением правил поведения в природе;
 использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудах,ожогах,обморожениях,травмах,спасении утопающего
 уметь рационально организовывать труд и отдых;
--- уметь проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
 понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;
 признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
 осознавать значение семьи в жизни человека и общества;
 принимать ценности семейной жизни;
 уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;
 понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
 проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
 признавать право каждого на собственное мнение;
 проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
 уметь отстаивать свою точку зрения;
 критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
 уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
-устанавливать причинно-следственные связи между строением органов и выполняемой им функцией;
- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов ,рефератов, презинтаций;
-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об заболеваниях организма человека, оформлять её в виде рефератов, докладов;
- проводить исследовательскую и проектную работу;
- выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье;
- аргументировать свою точку в ходе дискуссии по обсуждению глобальных проблем: СПИД,наркомания,алкоголизм
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки.тканей, органов и систем органов человеческого организма;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
- заболевания и заболевания систем органов, а также меры их профилактики;
- вклады отечественных учёных в развитие наук: анатомии, физиологии, психологии, гигиены, медицины
Учащиеся должны уметь:
-выделять существенные признаки строения и функционирования органов человеческого организма;
- объяснять:роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- в системе моральных норм ценностей по отношениюк собственному здоровью и здоровью других людей;
- проводить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
-получать информацию об организме человека из разных источников

Содержание учебного предмета


Тема
кол-во часов

 1
Введение. Науки, изучающие организм человека
2

 2
Происхождение человека.
3+1

 3
Строение организма
4+1

 4
Опорно-двигательная система
7

 5
Внутренняя среда организма
3

 6
Кровеносная и лимфатическая системы
6

 7
Дыхание
4

 8
Пищеварение
6

 9
Обмен веществ и энергии
3+1

 10
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение
4

 11
Нервная система
5

 12
Анализаторы. Органы чувств
5

 13
Высшая нервная деятельность. Поведение, психика
5

 14
Эндокринная система
2

 15
Индивидуальное развитие организма
5+1

 16
Резервное время
2

Итог:
 
70


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ урока
Тема
Д/з
Виды учебной деятельности
Дата проведения урока

Введение. Науки, изучающие организм человека (2 часа)

1
Науки о человеке. Здоровье и его охрана
§1
Объясняют место и роль человека в природе. Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни. Выявляют методы изучения организма человека



2
Становление наук о человеке
§2
Объясняют связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине



Происхождение человека (3 часа+1)

3
Систематическое положение человека
§3
Объясняют место человека в системе органического мира. Приводят доказательства (аргументировать) родства человека с млекопитающими животными. Определяют черты сходства и различия человека и животных



4
Историческое прошлое людей
§4
Объясняют современные концепции происхождения человека. Выделяют основные этапы эволюции человека



5
Вводная контрольная работа




6
Расы человека. Среда обитания
§5
Объясняют возникновение рас. Обосновывают несостоятельность расистских взглядов



Строение организма (4 часа+1)

7
Общий обзор организма человека
§6
Выделяют уровни организации человека. Выявляют существенные признаки организма человека. Сравнивают строение тела человека со строением тела других млекопитающих. Отрабатывают умение пользоваться анатомическими таблицами, схемами


8
Клеточное строение организма
§7
Устанавливают различия между растительной и животной клеткой. Приводят доказательства единства органического мира, проявляющегося в клеточном строении всех живых организмов.


9
Клеточное строение организма
§7
Закрепляют знания о строении и функциях клеточных органоидов


10
Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная
§8
Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы: клеток, тканей, органов и систем органов. Сравнивают клетки, ткани организма человека и делают выводы на основе сравнения. Наблюдают и описывают клетки и ткани на готовых микропрепаратах. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Работают с микроскопом. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним



11
Нервная ткань. Рефлекторная регуляция
§9
Выделяют существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека. Объясняют необходимость согласованности всех процессов жизнедеятельности в организме человека. Раскрывают особенности рефлекторной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов


Опорно-двигательная система (7 часов)

12
Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей
§10
Распознают на наглядных пособиях органы опорно-двигательной системы (кости). Выделяют существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов


13
Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей
§11
Раскрывают особенности строения скелета человека. Распознают на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Объясняют взаимосвязь гибкости тела человека и строения его позвоночника


14
Соединения костей
§12
Определяют типов соединения костей


15
Строение мышц. Обзор мышц человека
§13
Объясняют особенности строения мышц. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов


16
Работа скелетных мышц и их регуляция
§14
Объясняют особенности работы мышц. Раскрывают механизмы регуляции работы мышц. Проводят биологические исследований. Делают выводы на основе полученных результатов


17
Нарушения опорно-двигательной системы
§15
Выявляют условия нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения. На основе наблюдения определяют гармоничность физического развития, нарушение осанки и наличие плоскостопия



18
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов
§16
Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. Осваивают приёмы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы



Внутренняя среда организма (3 часа)

19
Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма
§17
Сравнивают клетки организма человека. Делают выводы на основе сравнения. Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями. Изучают готовые микропрепараты и на основе этого описывают строение клеток крови. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним. Объясняют механизм свёртывания крови и его значение



20
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

§18
Выделяют существенные признаки иммунитета. Объясняют причины нарушения иммунитета


21
Иммунология на службе здоровья
§19
Раскрывают принципы вакцинации, действия лечебных сывороток, переливания крови. Объясняют значение переливания крови



Кровеносная и лимфатические системы (6 часов)

22
Транспортные системы организма
§20
Описывают строение и роль кровеносной и лимфатической систем. Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем



23
Круги кровообращения
§21
Выделяют особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов


24
Строение и работа сердца
§22
Устанавливают взаимосвязь строения сердца с выполняемыми им функциями



25
Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

§23
Устанавливают зависимость кровоснабжения органов от нагрузки


26
Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов
§24
Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики сердечнососудистых заболеваний


27
Первая помощь при кровотечениях.
§25
Осваивают приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформляют её в виде рефератов, докладов



Дыхание (4 часа)

28
Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей

§26
Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Распознают на таблицах органы дыхательной системы


29
Легкие. Легочное и тканевое дыхание

§27
Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Делают выводы на основе сравнения


30
Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

§28
Объясняют механизм регуляции дыхания


31
Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: их профилактика, первая помощь. Приемы реанимации
§29
Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики лёгочных заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформляют её в виде рефератов, докладов



Пищеварение (6 часов)

32
Питание и пищеварение
§30
Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения. Распознают на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы



33
Пищеварение в ротовой полости
§31
Раскрывают особенности пищеварения в ротовой полости. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов



34
Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока
§32
Объясняют особенности пищеварения в желудке и кишечнике. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов



35
Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника
§33
Объясняют механизм всасывания веществ в кровь. Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы



36
Регуляция пищеварения
§34
Объясняют принцип нервной и гуморальной регуляции пищеварения


37
Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций
§35
Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы в повседневной жизни


Обмен веществ и энергии (3 часа+1)

38
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ
§36
Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Описывают особенности обмена белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей. Объясняют механизмы работы ферментов. Раскрывают роль ферментов в организме человека


39
Витамины
§37
Классифицируют витамины. Раскрывают роль витаминов в организме человека. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики авитаминозов


40
Энергозатраты человека и пищевой рацион
§38
Обсуждают правила рационального питания


41
Энергозатраты человека и пищевой рацион
§38
Составляют суточный рацион питания


Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 часа)

42
Покровы тела. Кожа – наружный покровный орган
§39
Выделяют существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов


43
Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи
§40
Приводят доказательства необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями, а также соблюдения правил гигиены


44
Терморегуляция организма. Закаливание
§41
Приводят доказательства роли кожи в терморегуляции. Осваивают приёмы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова


45
Выделение
§42
Выделяют существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Распознают на таблицах органы мочевыделительной системы. Объясняют роль выделения в поддержании гомеостаза. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы


Нервная система (5 часов) 

46
Значение нервной системы
§43
Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности


47
Строение нервной системы. Спинной мозг
§44
Определяют расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознают на наглядных пособиях органы нервной системы. Раскрывают функции спинного мозга


48
Строения головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка
§45
Описывают особенности строения головного мозга и его отделов. Раскрывают функции головного мозга и его отделов. Распознают на наглядных пособиях отделы головного мозга


49
Функции переднего мозга
§46
Раскрывают функции переднего мозга


50
Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы
§47
Объясняют влияние отделов нервной системы на деятельность органов. Распознают на наглядных пособиях отделы нервной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов


Анализаторы. Органы чувств (5 часов)

51
Анализаторы
§48
Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов чувств


52
Зрительный анализатор
§49
Выделяют существенные признаков строения и функционирования зрительного анализатора


53
Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней
§50
Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения


54
Слуховой анализатор
§51
Выделяют существенные признаки строения и функционирования слухового анализатора. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха


55
Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус
§52
Выделяют существенные признаки строения и функционирования вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов. Объясняют особенности кожно-мышечной чувствительности. Распознают на наглядных пособиях различные анализаторы


Высшая нервная деятельность. Поведение, психика (5 часов)

56
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности
§53
Характеризуют вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности


57
Врожденные и приобретенные программы поведения
§54
Выделяют существенные особенности поведения и психики человека. Объясняют роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека


58
Сон и сновидения
§55
Характеризуют фазы сна. Раскрывают значение сна в жизни человека


59
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы
§56
Характеризуют особенности высшей нервной деятельности человека, раскрывают роль речи в развитии человека. Выделяют типы и виды памяти. Объясняют причины расстройства памяти. Проводят биологическое исследование, делают выводы на основе полученных результатов


60
Воля. Эмоции. Внимание
§57
Объясняют значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека. Выявляют особенности наблюдательности и внимания


Эндокринная система (2 часа)

61
Роль эндокринной регуляции
§58
Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы. Устанавливают единство нервной и гуморальной регуляции


62
Функция желез внутренней секреции
§59
Раскрывают влияние гормонов желез внутренней секреции на человека


Индивидуальное развитие организма (5 часов)

63
Жизненные циклы. Размножение. Половая система
§60
Выделяют существенные признаки органов размножения человека


64
Развитие зародыша и плода. Беременность и роды
§61
Определяют основные признаки беременности. Характеризуют условия нормального протекания беременности. Выделяют основные этапы развития зародыша человека


65
Промежуточная аттестация




66
Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем
§62
Раскрывают вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек, инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции. Характеризуют значение медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека


67
Развитие ребенка после рождения. Становление личности.
§63
Определяют возрастные этапы развития человека. Раскрывают суть понятий «темперамент», «черты характера»


68
Интересы, склонности, способности
§64
Раскрывают суть понятий «темперамент», «черты характера»


69
Обобщение

Приводят доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека. Характеризуют место и роль человека в природе. Закрепляют знания о правилах поведения в природе. Осваивают приёмы рациональной организации труда и отдыха. Проводят наблюдений за состоянием собственного организма


70
Повторение




Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся
Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. Учебник / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.


Для учителя
 Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
«Актуальные проблемы биологии». Сборник статей №1. Составитель Морзунова И.Б. - М., Дрофа, 2010.
«Биология. Оценка качества подготовки выпускников основной школы». – М., Дрофа, 2006.
«Биология. 8 класс. Книга для учителя». Составитель Спиридонова Н.Ю. - М., Дрофа, 2010.
«Сборник нормативных документов. Биология». - М., Дрофа, 2009.
Уроки биологии по курсу «Биология. 8 класс. Человек». - М., Дрофа, 2009.

Материально-техническое обеспечение
-Модель «Происхождение человека». Модели остатков древней культуры человека.
- Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
- Модель головного мозга человека.
- Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков. Распилы костей.
- Модель гортани. Модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха.
-Торс человека.
- Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза.
- Модель гортани с щитовидной железой.
-Модель почек с надпочечниками.
- Модели сердца.
- Рельефная таблица «Строение кожи».
-. Рельефная таблица «Органы выделения».
- Модели глаза и уха.

Планируемые результаты изучения учебного курса «Человек и его здоровье»
предусматривают следующие уровни:
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
15