Коррекционная программа по биологии, 6 класс, учебник Биология Пасечник В.В.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Б.Н.Куликова г.Семикаракорска»
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ№1 г.Семикаракорска»
Приказ от__________№_____
Подпись руководителя________
Ф.И.О. Ганеев И.И.
М.П.
Рабочая программа по курсу биологии 6 класс « Растения, грибы и бактерии»
(1 ч в неделю, 35 часов в год)
Коррекционная .
Обучение на дому:
Панарин Даниил -6 «Д» класс
Золотарев – 6 «Д» класс
Учитель(Ф.И.О.): Новикова Татьяна Петровна
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………………3
2. Формы и методы организации учебного процесса………………………………………………………………………….7
3. Организационно-педагогические условия реализации данной
коррекционной рабочей программы........……………………………………………………………………………………………14
4. Содержание программы…..………………………………………………………………………………………..……………………20
5. Календарно-тематическое планирование…………………………………………………………………..………………....23
6. Литература………………………………………………………………………………………………………………………..………………..40
7. Средства обучения……..…………………………………………………………………………………………………………………….43
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии с учетом регионального компонента государственного стандарта общего образования и программы для общеобразовательных школ, (автор Пасечник В.В.), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2009 году. При составлении рабочей программы использовались методические рекомендации Н.Ф. Бодровой по использованию учебника В.В. Пасечника Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы,растения. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ В.В. Пасечник.-13и-е изд., стереотип.-М.; Дрофа, 2010. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.
Так же при составлении данной рабочей программы использованы рекомендации Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой .
Цель: получение общих представлений о структуре биологической науки, её методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Задачи: - формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства.; овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
Межпредметные связи: химия,
физика,
география,
изобразительное искусство,
информационно-коммуникативные технологии.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: устные ответы,
тематические сообщения,
самостоятельные работы,
контрольные работы,
тесты,
зачётно-обобщающие уроки.
Характеристика особенностей программы:
Предлагаемая программа общеобразовательного уровня предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природа. Неживая и живая» В.М.Пакуловой. Программа по биологии для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции биологического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов биологии и проявления творческой инициативы учителя.
В 6 классе учащиеся понимают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представления о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Содержание курса биологии 6 класса способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического патриотического, трудового воспитания школьников.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету
Нормативная база преподавания предмета:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19.12.2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год".
Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
Областной закон Ростовской области от 22.10.2004 № 184-ЗС «Об образовании в Ростовской области» c изменениями и дополнениями от 2 июля 2012 г.
Постановление правительства Ростовской области от 09.07.2012 № 605 «О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 27.11.2009 № 625 «Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы «Развития образования в Ростовской области на 2010-2015 гг.».
Постановление Правительства Ростовской области от 19.07.2012 № 659 «Об утверждении Концепции развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года».
Учебный план МБОУ «СОШ № 1 им. Б. Н. Куликова г Семикаракорска» на 2015-2016 учебный год
Реализация национально-регионального и школьного компонентов к-во час.
Региональные Знакомство с растениями пришкольного участка, почвами Ростовской области, эрозией почв, их охраной. С растениями-фитоиндикаторами. Изучение побегов на примере местных видов растений. 1
Знакомство с породами древесных растений РО , их охраной и промышленным использованием. 1
Изучение листьев комнатных растений кабинета биологии. 1
Получение знаний о вреде массового сбора цветковых растений, вредном влиянии загрязнения воздуха на процесс фотосинтеза и деятельности человека на сообщества растений и животных. 1
Изучение соцветий комнатных растений, разнообразия плодов местных видов растений. 1
Школьные Освоение знаний о живой природе и присущих её закономерностях. 1
Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы. 1
Использование знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды. 1
Воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности. 1
Концепция, заложенная в содержании учебного материала.
Естественнонаучное образование – один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим и технологическим компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспитания в школе.Биология – неотъемлемая часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности изучения основного курса биологии. Главной идеей является создание базового комплекса опорных знаний по биологии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учащихся. Важно не только добиться усвоения учащимися основных понятий, но и обучить их на этом материале приёмам умственной работы, что составляет важный компонент развивающего обучения.
Изучение биологии в школе направленно на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных биологических понятиях
- овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить эксперимент,
- развивать познавательный интерес, самостоятельно приобретать знания;
- воспитание отношения к биологии как к одному из разделов естественных наук;
- применение полученных знаний и умений в своей жизни
Для детей с ЗПР при изучении учебного курса биологии ставятся те же учебно-воспитательные цели и задачи. Однако особенности психического развития детей указанной категории, и, прежде всего, это: недостаточная сформированность мыслительных операций, обуславливают дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности детей, на создание условий осмысление выполняемой учебной работы. При изучении раздела «Растения, грибы, бактерии» учащиеся получают элементарные сведения о растительном мире. Учащимся с ограниченными возможностями здоровья сложно усвоить все группы растений и те признаками, по которым они объединятся в таксономические группы. Поэтому в программе предлагается изучение наиболее распространенных, известных учащимся однодольных и двудольных растений, их признаков, сходств и различий, которые можно наглядно пронаблюдать в природе, в быту, в повседневной жизни, показать по цветным таблицам. Цель обучения предмету: Формирование представлений обучающихся о растительном мире, о взаимосвязях в нем существующих, о правилах поведения в природе. Из поставленной цели вытекают следующие задачи: - Сообщение учащимся знаний об элементах живой природы (о строении и жизни растений); – Формирование правильного понимания роли природных явлений, таких как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений; - Развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета «Биология»; - Нравственно - экологическое воспитание при изучении биологии; - Первоначальное ознакомление с приёмами выращивания некоторых растений (комнатных, на пришкольном участке) и ухода за ними; - Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья. Дети с ограниченным умственным развитием при обучении испытывают затруднения при ответах на вопросы. Ответы неполные, поэтому необходима индивидуальная помощь и работа над развитием речи. Детям этих групп на разных этапах урока предлагается дифференцированные задания, различные по уровню сложности. Учащимся с ЗПР обучения при работе с учебником оказывается индивидуальная помощь. При выполнении практических и самостоятельных работ для таких детей сокращается количество и объём заданий и упражнений. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать:
- Название некоторых бактерий, грибов, а также растений их основных групп: мхов, папоротников, голосемянных и цветковых; строение и общие биологические особенности цветковых растений; Разницу цветков и соцветий; - Некоторые биологические особенности, а также приёмы возделывания наиболее распространённых сельскохозяйственных культур, особенно произрастающих в нашей местности; - Разницу ядовитых и съедобных грибов; - Вред бактерий для человека и способы предохранения от заражения ими. Учащиеся должны уметь: - Отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных); - Приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных); - Различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень); - Различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений; - Выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома); - Различать грибы и растения.
Поэтому трудности, испытываемые детьми СКК при изучении биологии, и обусловили некоторые изменения, которые внесены в программу общеобразовательной школы: некоторые темы даны в ознакомительном плане: отдельные темы, лабораторные и практические работы упрощены либо вообще исключены из изучения. Программы, разрабатываемые для СКК, сохраняя обязательный минимум содержания, отличаются своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения. Темы, которые являются наиболее сложными для усвоения, изучаются в ознакомительном порядке (они выделены в предлагаемом тексте содержания программы курсивом), т.е. не являются обязательными для усвоения учащимися. Ряд тем, изучаемых ознакомительно на начальных этапах обучения предмету, станут обязательными для изучения в старших классах. Такой подход позволяет учителям СКК обеспечить усвоение учащимися по окончании основной школы обязательного минимума содержания биологического образования.
По данному курсу определяются и результаты его изучения. Они приводятся в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся». Результаты полностью ориентированы на содержание изучаемого материала и соответствуют стандарту. Основная их направленность: реализация деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Цель и задачи изучения курса биологии в 6 классе с учетом особенностей СКК , а также условий обучения в МБОУ «СОШ № 1».
Данная рабочая программа обеспечивает дифференцированный подход к обучающимся детям по программе специально-коррекционных классов и направлена на достижение следующих целей:
активизация познавательной деятельности обучающихся;
повышение уровня их умственного развития;
воспитание гражданских качеств и патриотических чувств обучающихся;
освоение знаний о важнейших биологических явлениях и процессах ;овладение элементарными методами научного познания, умениями работать с различными источниками информации;
применение знаний и представлений о биологических процессах в природе;
Коррекционно – развивающие задачи:
Основной задачей обучения детей из специальных коррекционных классах для детей с ЗПР является формирование коррекционно-развивающего пространства через:
1)активизацию познавательной деятельности обучающихся;
2)повышение уровня их умственного развития;
3)нормализацию их учебной деятельности;
4)коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
5)охрану и укрепление физического и нервно – психического здоровья;
6)социально-трудовую адаптацию.
Формы и методы организации учебного процесса.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающихся специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
наглядные – наблюдение, демонстрация
практические – упражнения.
методы изложения новых знаний
методы повторения, закрепления знаний
методы применения знаний
методы контроля
Занятия проводятся в форме домашнего обучения.
Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для развития и восстановления эмоционально - личностной сферы детей осуществлятся контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся по СКП 7- 8 вида по изменённой шкале оценивания, разработанной с учетом возрастных особенностей и имеющихся у обучающихся специфических нарушений. В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающихся специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Методы: словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой; наглядные – наблюдение, демонстрация; практические – упражнения; методы изложения новых знаний; методы повторения, закрепления знаний; методы применения знаний; методы контроля. Занятия проводятся в индивидуальной форме.
Виды и формы контроля: индивидуальный и фронтальный опросы; работа по карточкам; биологический диктант; практическая работа; самостоятельные работы; тестовый контроль; составление таблицы; проверка домашней работы; защита докладов, рефератов, сообщений; оценка планов тезисов.Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой основного общего образования по биологии.
Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 6-х классов основной общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 35 часов ( 1 час в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Обучение предмету «биология» в СКК вида ведётся на основе тех же учебников, что и в общеобразовательных классах.
Организационно – педагогические условия реализации данной коррекционной рабочей программы.
Требования к тетрадям обучающихся по биологии :В тетрадях должны быть грамотно оформлены все записи, писать разборчивым почерком. Поля в обязательном порядке выделяются в рабочих тетрадях, для контрольных работ по всем предметам. Дата записывается на полях цифрами (7.09.14 ).Обязательно соблюдение красной строки. Подчеркивания выполнять аккуратно. Таблицы, условные обозначения выполнять карандашом, в случае необходимости с применением линейки. Исправление ошибок: зачеркивать косой линией (ручкой), часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией, а вместо зачеркнутого надписать нужную запись. Проверка тетрадей производится красной пастой. В тетрадях для контрольных работ не применять штрих. Не должно быть посторонних записей, рисунков в рабочих тетрадях.
Количество ученических тетрадей.
По биологии должно быть по одной рабочей тетради и тетради для контрольных работ. а т.ж. одна тетрадь для лабораторных работ. Допускаются тетради на печатной основе.
Порядок проверки письменных работ учителями.
Рабочие тетради обучающихся по биологии проверяются выборочно, но не реже 1 раза в четверть. Контрольные, рабочие тетради на печатной основе проверяются и возвращаются к следующему уроку, а при большом количестве работ через урок.
II. Требования к опросу на уроке.
Частотность опроса должна быть не менее одного раза в 3-4 урока.
Комбинированный опрос должен быть отражен записью в журнале (практические, тесты, диктанты и другие виды работ).При монологическом опросе обучающийся дает ответ стоя, при фронтальном опросе, дискуссии он может не вставать с места. По окончании урока оценки за опрос обучающимся выставляются в дневник и в журнал. Тесты должны быть распечатаны или представлены в электронном виде. Не должно быть тестов «на слух», оценок только за письменные работы.
Домашнее задание.
Объем домашнего задания не должен превышать норм Санпина. Домашнее задание записывается в дневник. С 8 класса учитель не отвечает за запись д/з. Закрепление пройденного материала или опережающее или дифференцированное. Письменные работы проверяются в соответствии с орфографическим режимом (ошибки в терминах, названиях учитывать). Проверка д/з должна осуществляться в разных формах. Д/з записывается в журнале в соответствии с календарно – тематическим планом. Отставание по программе не ликвидировать за счёт д/з.
Диагностическая часть
Результаты образовательной программы по курсу биологии отслеживаются через систему предметного мониторинга, который складывается из следующих элементов:
• умение работать с текстом:
1) выделять главное;
2) разделить текст на части;
3) озаглавить части текста;
4) умение составлять тезисный план, опорный конспект;
5) уметь работать с таблицами и рисунками;
6) работать с графиками и диаграммами;
7) работать с терминами;
8) отвечать на вопросы, задавать вопросы;
• усвоение терминов, дат (биологический диктант)
• выполнение и оформление практических и лабораторных работ, соблюдение требований к написанию и оформлению таких работ
• навыки решения практических задач.
• тестирование по типу пробного ГИА.
• устный ответ обучающихся:
1) полнота, правильность ответа;
2) использование терминов, дат, научных теорий, достижений науки, знание формулировок законов;
3) умение отвечать на вопросы.
Критерии и нормы оценивания знаний обучающихся по биологии.
Настоящие критерии разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Утверждённым Постановлением Правительства РФ от 10.03.1997 №288 с изменениями от 10.03.2000 №212
Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для развития и восстановления эмоционально-личностной сферы обучающихся рекомендуется осуществлять контроль устных и письменных работ по учебным предметам по изменённой шкале оценивания. Так, в вышеуказанных документах, применительно к классам СКК, рекомендуется : не применять при оценивании знаний обучающихся отметку «2», так как это влияет на мотивацию в изучении данного предмета, а так же является преодолением негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, совершенствование учебной деятельности обучающихся с задержкой психического развития, повышением их работоспособности, активизацией познавательной деятельности. В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:- неправильный ответ на поставленный вопрос; - неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;- при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;- при правильном ответе неумение самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его;- неумение точно сформулировать ответ решенной задачи; - медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника; - неправильное произношение биологических терминов.Норма оценок :Устные ответы
«5» -ставиться, если учащийся понимает сущность биологических явлений, закономерностей;
-дает правильный ответ на поставленный вопрос;
-строит ответ самостоятельно или по учебнику, сопровождая примерами;
-умеет применять теоретические знания на практике;
Допускается 1-2 неточности в ответе, которые ученик сам исправляет.
«4» -ставиться в том случае, если в ответе допускается 1 ошибка, которую ученик сам может исправить;
-или не может применять знания в новой ситуации;
-не умеет связывать ответ с предыдущим материалом, хотя ответ на поставленный вопрос дал правильный.
«3» -если учащийся в целом понимает сущность химических систем и процессов, происходящих в них, но допускает грубые ошибки;
-недочеты в ответе;
-затрудняется делать выводы;
- не умеет читать таблицы.
«2» -если учащийся не овладел основными понятиями;
-допускать грубые ошибки, которые не может исправить при помощи учителя, учащихся;
-недобросовестно готовил домашнее задание;
Оценку «2» в классах СКК (КРО) ставлю за письменные контрольные работы, тест, если учащийся выполнил ½ работы (в обычных классах).
Практические и лабораторные работы
«5» -ставиться, если работа выполнена аккуратно в полном объеме с заданной последовательностью проведения наблюдений, опытов;
-сделан вывод, рисунки выполнены карандашом.
Допускаются орфографические ошибки (учащихся очень неграмотные).
«4» -ставится, если допущены (2-3) недочета;
-небрежность в оформлении;
-вывод неполный.
«3» -работа выполнена не полностью;
-выводы неполные, хотя оформлена работа аккуратно;
-рисунки яркие, но нет пояснения к ним.
«2» -работа выполнена на 50%;
-допущены грубые ошибки;
-выводов нет.
Содержание программы.
Введение
Многообразие растений. Значение растений и их охрана. знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Семя растения. Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, назначение этого явления. Листопад и его значение. Дыхание растений.
Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от коры к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и растительного организма со средой обитания).
Лабораторные работы.
Органы цветкового растения.
Строение цветка.3. Строение семени фасоли. 4.. Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.
Практическая работа. Определение всхожести семян.
Демонстрация опытов:
Условия, необходимые для прорастания семян.
Испарение воды листьями.
Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).
Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
Экскурсии в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября).
Многообразие растений, бактерий и грибов Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.Экскурсии в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрасрастания папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения.Использование древесины хвойных и лиственных деревьев.
Покрытосеменные или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Цветковые растенияДеление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные различия (строение семян, корневой системы, жилкование листа).
Однодольные растения Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие). Ныращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
-Лилейные. Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище)'Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание посев, уход, уборка. Использование человеком.Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Лабораторная работа. Строение луковицы.
Двудольные растения
-Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, дикий паслен, душистый табак.Лабораторная работа.Строение клубня картофеля.
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.
-Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).Биологические особенности растений сада. Особенности paзмножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
-Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение.Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком.
Практическая работа по перевалке и пересадке комнатных растений.
Практическая работа в саду, на школьном учебно-опытном участке. Вскапывание приствольных кругов. Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
Экскурсия — «Весенние работы в саду».
Обобщение по теме «Растение — живой организм».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/пДата № урока Тема Демонстрационные, лабораторные и практические работы Контрольная работа № Виды деятельности учащихся
Тема 1. Введение – 1 час
1
3.09 1 Введение. Разнообразие растений. Значение растений.
Охрана растений электронная презентация, Индивидуальная работа с учебником и тетрадью. Освоение приемов работы с учебником и тетрадью. Работсо словарем.
Тема «Цветок» - 2 часа 2
10.09 1 Строение цветкового растения. Строение цветка Лабораторная работа, Электронная презентация , инструкции по ТБ, журнал по ТБ, таблицы, Составление рабочих схем и таблиц
3 17.09
2 Виды соцветий. Опыление цветков Эл. презентация , таблицы Самостоятельная работа с учебником. Составление рабочих схем и таблиц, составление ленты времени, ответы на вопросы учителя. .
Тема «Плод»-4 часа 4
24.09 1 Плоды. Разно Размножение растений семенами образие плодов. Эл. Презентация, таблицы Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы учителя, выполнение индивидуального задания.
5 1.10 2
Внешний вид и строение семени фасоли. Лабораторная работа Беседа с учителем, ответы на вопросы учителя, самостоят. работа с учебником, заполнение таблицы , работа со словарем,
6 8.10 1 Строение зерновки пшеницы. Лабораторная работа, Электронная презентация, таблицы Самостоятельная работа с учебником. Составление рабочих схем и таблиц, решение биол. задач , беседа с решением проблемных вопросов и ситуаций. ГИА-2013, ч.А, вар. 1, зад.6-9, ч.В, зад.1 .
7 15.10 1 Условия прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Лабораторная работа, Практическая работа Самостоятельная работа с учебником. Составление рабочих схем и таблиц,
Тема «Корень» -2 часа 8 22.10 1 Корень. Виды корней. Корневые системы. Корневые волоски. Электронная презентация, таблицы Самостоятельная работа с учебником. Составление рабочих схем и таблиц, Беседа с практическими заданиями. Беседа с моделированием объектов и ситуаций вопросов и беседа с учителем
9 29.10 1 Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней. Электронная презентация, таблицы Работа с тестами , с учебником. Составление рабочих схем и таблиц, составление плана ответа и рассказ учителю по плану Беседа с решением проблемных ситуций. Рассказ с демонстрацией образцов.
Тема «Лист»- 5 часов 10 12.11 1 Лист. Внешнее строение листа Электронная презентация, таблицы Самостоятельная работа с учебником. Составление рабочих схем и таблиц, составление плана ответа. Беседа с практическими заданиями.
11 19.11 2 Из каких веществ состоит растение. Образование органических веществ в растениях Электронная презентация, таблицы ответ- рассказ с использованием электронных презентаций. Беседа с решением проблемных ситуаций . Рассказ с демонстрацией опытов
Раздел 2. Структурная организация живых организмов-9 часов.
Тема 2.1. Клеточная теория строения организмов. Химическая организация клетки. – 4 часа.
12 26.11 1 Испарение воды листьями Э. презентация, таблицы, Самостоятельная работа с учебником. Составление рабочих схем и таблиц, групповая работа , в паре с сильными уч-ся
составление схем и рисунков, таблиц.
Выполнение лабораторной работы.
13 3.12 2 Дыхание растений Таблицы, презентация Работа по составлению в тетрадях таблиц, схем, составление опорного конспекта , ответы на вопросы учителя. Беседа с моделированием объектов и ситуаций
14 10.12 3 Листопад и его значение Демонстрация таблиц, эл презентации Самостоятельная работа с учебником, составление схем и рисунков, таблиц. Лабораторная работа
Тема « Стебель» - 2 часа 15 17.12 4 Стебель. Строение стебля Демонстрация таблиц, презентация Составление схем, работа с учебником и словарем, заполнение таблицы. Беседа с практическими заданиями.
16 24.12 1 Значение стебля в жизни дерева
Разнообразие стеблей
Электронная презентация, таблицы
Самостоятельная работа с учебником. Составление рабочих схем и таблиц , Беседа с решением проблемных ситуаций. Заочное путешествие
Растение — целостный организм (7ч) 17 14.01 1 Взаимосвязь частей растения. Связь растения со средой обитания. Демонстрация таблиц, презентация Заполнение кластера, работа в тетради со схемами и таблицами, работа со словарем,
18 21.01 2 Деление растений на группы. таблицы, презентация, Выполнение сам. Работы с учебником, заполнение таблиц, работа с рисунками, просмотр анимаций с паузами для обсуждений
19 28.01 3 Мох как представитель многолетних травянистых растений. таблицы, презентация. Деловая игра, Беседа с практическими заданиями.
20 4.01 4 Папоротники- нецветковые растения. Работа с тестами . Беседа с практическими заданиями.
21 11.02 5 Голосеменные хвойные растения Электронная презентация, таблицы
Самостоятельная работа с учебником, тетрадью, заполнение таблицы и схемы, работа со словарем, Рассказ-описание с использованием опорных схем.
22 18.02 6 Волшебный мир растений. Электронная презентация, таблицы Самостоятельная работа с учебником, тетрадью, составление схемы, работа со словарем, урок-игра
23 25.02 7 Деление цветковых на классы Электронная презентация, таблицы Самостоятельная работа с учебником, тетрадью, заполнение таблицы и схемы, работа со словарем,
Однодольные покрытосеменные растения.( 2 ч) 24 4. 03 1 Однодольные покрытосеменные растения. Общие признаки злаковых. Хлебные злаковые культуры. Выращивание зерновых и использование злаков в сельском хозяйстве. Демонстрация таблиц, презентация выполнение в тетрадях схемы,
беседа с учителем, формулирование выводов.
25 11.03 2 Общие признаки лилейных. Цветочно-декоративные лилейные. Овощные лилейные. Строение луковицы. Дикорастущие лилейные. Ландыш.
Электронная презентация, таблицы Самостоятельная работа с учебником, составление схем и рисунков, работа с терминами. Заочная экскурсия
Двудольные покрытосеменные растения.(7ч) 26 18.03 1 Пасленовые. Определение общих признаков пасленовых. Паслен. Строение клубня картофеля. Технология выращивания картофеля. Овощные пасленовые. Томат. Баклажаны и перцы. Электронная презентация, таблицы
Лабораторная работа Беседа с решением проблемных ситуаций. Лабораторная работа . Рассказ с демонстрацией образцов.
27 1.04 2 Общие признаки бобовых. Пищевые бобовые. Фасоль и соя -южные бобовые культуры. Кормовые бобовые. Электронная презентация, таблицы Самостоятельная работа с учебником. Решение задач, формулирование 3 закона Менделя
28 8.04
3 Общие признаки розоцветных. Шиповник -растение группы розоцветных. Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня. Груша Практическая работа. Работа с гербарием и определительными карточками Ответы на вопросы учителя. Беседа с практическими заданиями.
29 15.04 4 Плодово-ягодные розоцветные. Вишня. Малина. Земляника. Персик и абрикос -южные плодовые розоцветные культуры Электронная презентация, таблицы Беседа с практическими заданиями. Рассказ -описание с составлением характеристики объектов
30 22.04
5 Общие признаки сложноцветных. Пищевые сложноцветные. Подсолнечник. Календула и бархатцы -однолетние цветочно-декоративные сложноцветные. Маргаритка и георгин -многолетние цветочно-декоративные сложноцветные.
Ответы на вопросы учителя. Самостоятельная работа с учебником, с картой, заполнение таблицы, рисунка, схемы, работа со словарем Обобщение и контроль знаний уч-ся,
31 29.04 6 Уход за комнатными растениями. Перевалка. Пересадка Электронная презентация, таблицы, Практическая работа Самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы
32 6.05 7 Растение - живой организм. Многообразие растительного мира. Электронная презентация, таблицы, Ответы на вопросы учителя. Самостоятельная работа с учебником, Беседа с моделированием объектов и ситуаций
Тема « Многообразие растений, бактерий и грибов» – 2 часа 33 13.05 1 Бактерии и особенности их жизнедеятельности. Электронная презентация, таблицы, Ответы на вопросы учителя. заполнение таблицы. Рассказ -описание с составлением характеристики объектов.
34 20.05 1 Строение и особенности жизнедеятельности грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Ядовитые грибы. Электронная презентация, таблицы, Беседа с моделированием объектов и ситуаций.
35 27.05 Летние задания
Ресурсное обеспечение рабочей программы:
1. Методика преподавания естествознания в 5-7 классах общеобразовательных учреждений: Книга для учителя /Под ред.
А.Г.Хрипковой. – М.: Просвещение, 1997. -С. 83-93, 125-139.
2. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1988. – 175 с.
3.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:(Олигофренопедагогика) /Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Академия,
2000. –С.152-172.
4.Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе//Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания
умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1987. – С. 65-69.
5. Худенко Е.Д. Использование словесных методов на уроках естествознания //Дефектология. – 1989. - №1. – С. 30-35.
6. Худенко Е.Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания //Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1983. – С. 72-77.
7.Брэм А.Э. Жизнь животных. В 3-х т. – М.: «Терра» – «Terra», 1992. –Т.3. - С. 5-160.
8. Книга для чтения по зоологии: Пособие для учащихся. – М.:Просвещение, 1981. – С. 94-141.
9. Основы экологии /Под ред. В.И. Жидкина. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1994. – 352 с.
10. Что такое? Кто такой? В 3-х т. – М.: Педагогика-Пресс, 1995. – Т.2. –С. 7-8, 43-47, 104-105, 112-113, 162-164, 338; Т. 3. – С. 50-51, 131, 161, 172,262-263, 293, 332-333.
11. Имехенова С.В., Шелкунова О.В. К вопросу о формировании экологической культуры у учащихся с нарушением интеллекта // Ступени: Научный журнал. – 2002. – № 3.
12. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Кн. для учителя. – М., 1991.
13. Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А. Занимательная ботаника: Кн. для учащихся, учителей и родителей. – М., 1998.
14. Шелкунова О.В. В помощь студенту, ориентированному на творческую профессиональную самореализацию: Методические рекомендации по методике преподавания естествознания в школе 8 вида. – Иркутск, 2002.
15. Шелкунова О.В. Тестовый контроль знаний на уроках естествознания в специальных (коррекционных) школах // Ступени: Научный журнал. – 2000. – № 1.
16. Яковлева О.В., Шелкунова О.В. Использование детской литературы на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Ступени: Научный журнал. – 2002. – № 3.
А.И.Никишов,Н.ИАрсиневич«Естествознание. Неживая природа.»Москва «Просвещение» 2004 год ( 6 класс)
www.ikprao.ruwww.uchportal.ruСредства обучения :
Объекты натуральные
гербарий к курсу основ общей биологии,
виды защитных окрасок у животных (коллекция раздаточная),
форма сохранности ископаемых растений и животных (коллекция раздаточная),
набор микропрепаратов по общей биологии,
таблица «Развитие растительного и растительного мира»,
таблица «Современная система органического мира»,
видеофильм «Возникновение жизни на Земле».
коллекции семян, листьев древесных пород,
муляжи и влажные препаратымикропрепараты растительных и животных тканей
микроскопгербарий культурных растениймуляжи плодов и корнеплодов культурных растений.
технические средства обучения
видеофильмы
электронные презентации
мультимедиа-проектор, экран
компьютер
Оборудование лабораторное
Приборы: * Лупа (7-10*)
Лупа препаровальнаяПриборы (демонстрационные): *Прибор для демонстрации дыхательных процессов (модель Дондерса)
Микропроектор (р) или насадка для микропроекцииМикроскоп учебный УМ-301
Оборудование для опытов: * Воронка лабораторная В-75-80 или В-36-80
Зажим пробирочный ЗП
Колба коническая Кн-1-500-34
Колпак стеклянный с кнопкой и рантом
Ложка для сжигания веществ ЛСЖ
Мензурка 500 мл
Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП
Спиртовка лабораторная СЛ-1 или СЛ-2
Цилиндр измерительный 250 мл
Чаша выпарительная
Чаша коническая с обручем 190 мм
Шпатель фарфоровый
Штатив лабораторный ШлбЛоток для раздаточного материала
Препаровальные инструменты
Иглы препаровальныеПинцет анатомический с насечкой
Ножницы с одним острым концом
Скальпель брюшистыйРулетка (10 м)
Укладка для луп (по 10 шт)
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ «СОШ№1 г.Семикаракорска»
От_________20___года №_____ №____________ _______________
Подпись руководителя МС Ф.И.О.