Конспект урока русского языка в 8 классе Пунктуация при вводных словах , предложениях, при вставных конструкциях.
Пунктуация при вводных словах и предложениях,
при вставных конструкциях
Цели и задачи урока: учащиеся должны знать пунктуацию при вводных словах и вводных предложениях;уметь видеть вставные конструкции и обосновать свой выбор при постановке знаков препинания.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на уроке. Сегодня мы продолжим работу над вводными словами и вводными предложениями, их видами и значениями.
1 Синтаксический разбор предложения
. Когда мы шли на реку, щенок, конечно, увязывался с нами.
2.Найти лишнее , объяснить свой выбор.
1)соб..ратель, заж..гать, соч..тание, вн..мание;
2)совреме..ик, связа..ы, естестве..о, пусты..ый;
3)(по)французски, (по)зимнему, (по)нашему, (по)этому.
4)окруж..нный, холщ..вый, плеч..м, горяч..
3.Записать текст, объяснить роль вводных слов, поставить знаки препинания.
Друзья мои, читайте книги! Книги – наши учителя и помощники, советчики. Они, безусловно, играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. Во – первых, книги рассказывают о том, что человечество совершило, передумало, чего достигло в далеком прошлом; во – вторых, объясняют настоящее и , наконец, увлекают в мир будущего.
(безусловно – степень достоверности, большая степень уверенности; во-первых, во-вторых – оформление мысли перечисление; наконец – оформление мысли, вывод)
4. Опрос.
-Какую роль играет вставная конструкция в предложении?
(передают дополнительную, необязательную информацию, поясняют описываемую речевую ситуацию)
-Какими знаками препинания выделяются вставные конструкции?
(Скобки и тире)
5.Закрепление материала. Проверка умений и навыков учащихся.
-Списать предложения, расставить знаки препинания.
а)Стало быстро темнеть, и теперь (это ощутил каждый из нашей группы) надо было срочно искать ночлег.
б)Сидя в клетушке, придерживая под боком вещевой мешок (где между прочими вещами находились Дашины фарфоровые кошечка и собачка), он с умилением вспоминал горячие речи, сказанные за столом.
в)Валерия – так звали девушку , от тоски по которой я сбежал из деревни в Москву,- слушала меня, мечтательно глядя перед собой.
6.Синтаксический разбор предложения.
Сквозь цветы , и листья, и колючие ветви, кажется, глянет старый дом в сердце моё.
7.Творческая работа.
-Распространить данные предложения вводными словами, вводными предложениями, вставными конструкциями.
1.Горный воздух()действует благотворно на здоровье человека.
2.()у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр.
3.Полевая клубника()уже поспела.
4.Орловская деревня()обыкновенно расположена среди распаханных полей.
Слова для справок: я уверен; мы говорим о восточной части Орловской губернии; без всякого сомнения; одним словом.
(1-без всякого сомнения; 2-одним словом; 3- я уверен; 4 – мы говорим о восточной части орловской губернии).
8.Списать предложения, расставить знаки препинания, объяснить орфограммы.
(листочки с заданиями раздать ученикам)
Не раздумывая (я уже не раз отмечал, что на это времени не было), подчиняясь одному чувству страха, Сергей, нагнувшись, юркнул в темную лазейку и , по-видимому, побежал вдоль стены. Он спотыкался о корни (они торчали , словно многорукий великан растопырил свои пальцы), разбивая себе в кровь руки, но тотчас вставил, не замечая, кажется, боли , и опять бежал вперед, согнувшись почти вдвое и не слыша своего крика.
-Объяснить знаки препинания.
-Объяснить орфограммы в словах с пропусками.
9.Подведение итогов урока.
-Чем отличается вставная конструкция от вводных предложений?
Задание на дом. Составить по 2 предложения с вводным словом, вводным предложением и вставной конструкцией.
Приложение Технологическая карта урока
1 Синтаксический разбор предложения
. Когда мы шли на реку, щенок, конечно, увязывался с нами.
2.Найти лишнее , объяснить свой выбор.
1)соб..ратель, заж..гать, соч..тание, вн..мание;
2)совреме..ик, связа..ы, естестве..о, пусты..ый;
3)(по)французски, (по)зимнему, (по)нашему, (по)этому.
4)окруж..нный, холщ..вый, плеч..м, горяч..
3.Записать текст, объяснить роль вводных слов, поставить знаки препинания.
Друзья мои, читайте книги! Книги – наши учителя и помощники, советчики. Они, безусловно, играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. Во – первых, книги рассказывают о том, что человечество совершило, передумало, чего достигло в далеком прошлом; во – вторых, объясняют настоящее и , наконец, увлекают в мир будущего.
(безусловно – степень достоверности, большая степень уверенности; во-первых, во-вторых – оформление мысли перечисление; наконец – оформление мысли, вывод)
4. Списать предложения, расставить знаки препинания.
а)Стало быстро темнеть и теперь это ощутил каждый из нашей группы надо было срочно искать ночлег.
б)Сидя в клетушке, придерживая под боком вещевой мешок где между прочими вещами находились Дашины фарфоровые кошечка и собачка он с умилением вспоминал горячие речи, сказанные за столом.
в)Валерия так звали девушку , от тоски по которой я сбежал из деревни в Москву слушала меня, мечтательно глядя перед собой.
5.Синтаксический разбор предложения.
Сквозь цветы , и листья, и колючие ветви, кажется, глянет старый дом в сердце моё.
6.Распространить данные предложения вводными словами, вводными предложениями, вставными конструкциями.
1.Горный воздух()действует благотворно на здоровье человека.
2.()у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр.
3.Полевая клубника()уже поспела.
4.Орловская деревня()обыкновенно расположена среди распаханных полей.
Слова для справок: я уверен; мы говорим о восточной части Орловской губернии; без всякого сомнения; одним словом.
(1-без всякого сомнения; 2-одним словом; 3- я уверен; 4 – мы говорим о восточной части орловской губернии).
7.Списать предложения, расставить знаки препинания, объяснить орфограммы.
(листочки с заданиями раздать ученикам)
Не раздумывая (я уже не раз отмечал, что на это времени не было), подчиняясь одному чувству страха, Сергей, нагнувшись, юркнул в темную лазейку и , по-видимому, побежал вдоль стены. Он спотыкался о корни (они торчали , словно многорукий великан растопырил свои пальцы), разбивая себе в кровь руки, но тотчас вставил, не замечая, кажется, боли , и опять бежал вперед, согнувшись почти вдвое и не слыша своего крика.
®ђЗаголовок 315