Час общения Классный час по толерантности
ЧАС ОБЩЕНИЯ
ТОЛЕРАНТНОСТЬ. ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ, НО ВСЕ МЫ ВМЕСТЕ
Цель:
- формировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
- формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
- развитие способности к познанию себя и других людей.
Задачи:
- развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;
- содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;
- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
- способствовать повышению уровня творческой активности учащихся;
- формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности.
Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.
Б. Шоу
Подготовительная работа
* Притчи: « Сколько весит стакан воды?», «Притча о цветке», «Кофе»,
«Песок и камень»
* Что такое толерантность? История происхождения понятия толерантность.
* Праздник толерантности. (Плакат. Презентация)
* Эмблема толерантности
* Флаг толерантности.
* к упражнению «Толерантная и интолерантная личности» (Плакат)
* Фото к тренингу (создать словесный портрет по фотографии, затем после сообщения показать презентацию « Каждый день – это борьба за жизнь»
* к упражнению «Ситуация» ( Просмотр видео «Камень» )
Беседа Как бы я поступил?
* «Дерево ожиданий».
Перед началом работы учитель предлагает ребятам объединиться в 4 группы
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит песня «Я, ты, он, она – вместе дружная страна)
Вводная часть
Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.
Как вы думаете, какая тема нашего мероприятия?
Ледокол «Австралийский дождь»
Цель: обеспечение психологической разгрузки, активизация энергии участников.
Ход упражнения:
Тренер: знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по цепочке я буду передавать движение. Как только это движение вернётся ко мне, я передам следующее. Каждый из нас начинает новое движение только после того, как оно придёт к нему от соседа - не раньше и не позже. Следите внимательно!
- В Австралии поднялся ветер (Тренер трёт ладонь о ладонь)
- Срывается мелкий дождь (Щёлкает пальцами)
- Дождь усиливается (поочерёдные хлопки по груди)
-Вот уже не просто дождь, а настоящий ливень в Австралии (Хлопки по коленям)
-Но вот ураган утихает. (Хлопки по коленям)
- Ещё идёт дождь, но постепенно утихает (поочерёдные хлопки по груди)
- Вот уже редкие капли дождя падают на крышу (Щелчки пальцами)
- Только небольшой шелест напоминает о прошлой буре (Шелест ладоней)
- Солнце! (Все дружно поднимают реки вверх)
Дерево ожидания
Ведущий обращает внимание участников на осенний пейзаж за окном, раздаёт разноцветные стикеры в форме осенних листьев и предлагает записать на них свои ожидания от занятия по теме. Затем участники прикрепляют листочки на плакат с изображением дерева (внизу).
** Озвучить ожидания можно после проведения мероприятия: прикрепляя на ветки дерева, если они оправдались)
Упражнение «Кукла»
Участники становятся спиной друг к другу и пальцами формируют фигуру куклы. Затем поворачиваются, показывая свои работы.
*** Заполнять будут в конце занятия (по форме)
Эпиграфом нашего классного часа послужит высказывание Бернарда Шоу
«Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди».
Как вы понимаете смысл этого высказывания?
Что значит, жить на земле, как люди?
Вывод. Жизнь человеку дается только один раз и, каждый сам выбирает, как его прожить.
История происхождения понятия толерантность
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.
2
Праздник толерантности – 16 ноября
Толерантность - уважительное, терпимое отношение людей к инакомыслию, особенно актуальна в современном мире. Толерантность предполагает готовность признать "другого", имеющим равные права на определенные жизненные ценности.
(Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)
16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. 16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности.
«Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.
Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным постижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
День терпимости отмечается в разных странах по аналогичному сценарию. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира. Большинство мероприятий ориентировано на учебные и профессиональные заведения, но часть их проводится и для всей общественности.
Понимание толерантности в разных языках неоднозначно.
В английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь».
Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов».
В испанском оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
В китайском языке быть толерантным - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».
В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим».
В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».
В русском – способность терпеть что- то или кого–то (быть выдержанным, стойким, уметь мириться с существованием чего – либо или кого – либо).
Какое из определений вам импонирует более всего? Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? А что же объединяет эти определения? (смотри слайд )
4. Упражнение «СЧАСТЬЕ - ЭТО»
Учащимся предлагается написать (нарисовать) СЧАСТЬЕ - ЭТО
и защитить свой проект (разместить на доске )
Беседа * Какими качествами обладает счастливый человек?
* Что мешает быть счастливым?
5. Работа с притчами «Песок и камень»
«Кофе»
6. Все мы разные, у каждого из нас свои черты характера, свой темперамент, мы имеем разные вкусы и предпочтения. И наша задача - научиться конструктивно общаться друг с другом, невзирая на различия по внешности, национальной культуре. Следовательно, мы должны быть терпимы к своеобразию и самобытности других людей, научиться принимать людей такими, какие они есть.
Упражнение «Словесный портрет»
Задание: по фотографии составить словесный портрет
Просмотр презентации
Упражнение «Толерантная и интолерантная личности».
Вам даны разные понятия, рассмотрите их и определите к какой личности они относятся.
Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.
Работа в группах
Продолжите фразу:«Толерантная личность - это»
«Толерантная семья - это»
«Толерантная школа – это»
"Толерантная страна – это»
Учащиеся в течение нескольких минут записывают ответ и озвучивают
Проблемный вопрос: «Как бы я поступил в этой ситуации?»
Видео – клип «Камень»
Вопросы:
- Легко рассуждать о поступках человека, видя это со стороны?
Вывод
9. Рефлексия в конце занятия
- Какую полезную информацию вы для себя получили на занятии?
Что больше всего понравилось?
Заполнить «Дерево ожидания».
Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что час общения оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша страна всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.
15