Методические рекомендации Психологические причины трудностей и ошибок при обучении письму и чтению


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 9» Асбестовского городского округа
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Психологические причины трудностей и ошибок при обучении письму и чтению

Автор: Новикова Л.В.
учитель-логопед
Асбестовский городскй округ, 2016 г.
Аннотация к методическим рекомендациям
Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе. Он же одновременно является и важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения. К сожалению, есть дети, и их количество в последние годы неуклонно растёт, которые допускают множество специфических ошибок при письме. Иногда эти ошибки невозможно объяснить никакими правилами. Обычно взрослые считают такие ошибки нелепыми и объясняют их неумением слушать учителя, невнимательностью. Да, эти дети зачастую рассеянны, нестарательны. Но основная причина плохой успеваемости в недоразвитии тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма. У детей с речевыми нарушениями зачастую плохо развиты слуховое и зрительное внимание, восприятие и память, наблюдаются и затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой. Это не вина, а его беда.
Такие специфические трудности письма, как пропуск и смешение букв, перестановка букв в слове, недописывание слов, ошибки в употреблении мягкого знака и другие свидетельствуют о наличии у ребенка так называемой дисграфии.
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма. Дисграфические ошибки - это специфические ошибки письма, не связанные с применением грамматических правил родного языка.
Различные виды дисграфии (нарушений письма) - явление в школе нередкое. 40 % детей от общего количества учащихся начальных классов имеют тот или иной вид дисграфии. Поэтому проблема оказания помощи детям с нарушениями письма остаётся очень актуальной.
Специально подобранный материал по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи помогут учителям-логопедам, учителям начальных классов, а также родителям в коррекционной работе при обучении младших школьников русскому языку.
Ошибки, симптоматика трудностей
 
1. Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова.
2. Неразличение при письме сходных по начертанию букв (б-в, н-п, м-л, ш-т, ш-щ, б-д…)
3. Перестановка букв и слогов в словах (переписал-пеперисал, умная -уманя…)
4. При письме сращивание и расщепление слов; слитное написание с предлогами; раздельное написание приставок ( при летели, жвлсу…)
5. «Зеркальное» написание букв, неузнавание букв в перевёрнутом виде.
6. Замена букв по пространственному сходству (с-е, б-д, и-п, н-п…)
7. Высота букв несоответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки.
8. Расположение букв при списывании в обратной последовательности, копия располагается слева от образца.
9. Расположение учебного материала на строках страницы снизу вверх.
10. Затруднения при усвоении правильного начертания букв, затруднения при написании из округленных деталей букв и цифр.
 11. Недостаточность зрительного анализатора. Недоразвитие микромоторики. Несформированность зрительно-двигательных координаций. Несформированность дифференцированных зрительных образов букв.
 11. Очень медленный темп письма.
 12. С ошибками списывает с доски.
 13. Искажение почерка (нестабильность графических форм).
 14. Сложности при переводе звука в букву и наоборот.
 15. Плохо ориентируется в пространстве листа тетради.
 16. Неумение выделить предложение из текста, и слитное написание предложений.
17. Побуквенное или послоговое чтение.
18. Повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней.
19. Неправильное чтение похожих по начертанию букв.
20. Правильно прочитывается начало слова, а конец читается с искажениями (выше-вышла).
21. Трудности при переводе слов из слуховой формы в графическую.
  Психологические причины
 
1. Недостаточность развития анализа пространственных отношений. Несформированность фонетико-фонематического анализа.
2. Недостаточность зрительного анализа. Несформированность анализа пространственных отношений.
 3. Недостаточность зрительного анализа. Недостаточность звукобуквенного анализа. Неустойчивость произвольного внимания. 4. Несформированность вербального анализа. Недостатки в развитии процессов зрительного анализа и синтеза. Недостаточное развитие анализа пространственных отношений).5. Недостаточность зрительного анализа. Недостаточное развитие анализа пространственных отношений. 6. Недостаточное развитие анализа пространственных отношений. Недостаточность зрительного анализа. 7. Слабо развита тонкая моторика руки. Не сформирована зрительная координация. Недостаточное развитие анализа пространственных отношений. Не усвоено понятие «рабочая строка».
8. Недостаточно развит анализ пространственных отношений. Не сформирована одно направленность считывания слева направо.
9. Недостаточно развит анализ пространственных отношений. Не отработано правило размещения учебного материала в направлении сверху вниз.
10. Несформированность зрительно-двигательных координаций. Недостаточное развитие микромоторики. Трудности в произвольном управлении движениями. Инертность нервных процессов.
11. Несформированность процессов зрительного анализа. Неустойчивость произвольного внимания, зрительной памяти.
12. Недостатки в развитии зрительно-двигательных координаций Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами букв.
13. Несформированность звукобуквенного анализа. Не выработаны прочные ассоциативные связи между звуковой и графической формами буквы. Не усвоены понятия «звук» и «буква» и их соотношение.
14. Недостаточность развития анализа пространственных отношений (право-лево, верх-низ).
15. Недостаточное развитие процессов зрительного анализа.
16. Несформированность процесса синтеза звуко-буквенных элементов.
 
17. Недостаточное развитие анализа пространственных отношений.
 18. Несформированность процессов зрительного анализа. Неточность ассоциаций между звуковой и графической формами букв.
19. Недостаточное развитие анализа пространственных отношений. Недостаточность зрительного анализа слова.
20. Отсутствие прочных связей между звуковым и зрительным образами слов.
Пространственные представления у школьников с нарушениями письменной речи
Пространственные представления - это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Практика логопедической помощи учащимся с нарушениями письменной речи показывает, что у части из них возникают следующие проблемы: сложности в определении правых и левых частей предметов, объектов;
 трудности понимания схемы собственного тела и тела стоящего напротив человека;
 неспособность, верно оценить пространственное расположение объектов;
 затруднения в понимании последовательности предметных и числовых рядов;
 трудности графического обозначения направлений (лево-право, верх-низ, по диагонали и пр.) 

 7645400-368427000