Рекомендации для учителей начальных классов «Виды трудностей при обучении письму и их возможные причины»
Рекомендации для учителей начальных классов
«Виды трудностей при обучении письму и их возможные причины»
№ п/п
Виды трудностей
Возможные причины
1
Трудности формирования зрительного образа буквы (трудность запоминания конфигурации графического элемента)
недостаточная сформированность зрительной памяти
недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия
недостатки методики обучения (опора на принцип механического копирования) форсирование темпа обучения
2
Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента
недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия
недостаточная сформированность зрительно-моторных координации
форсирование темпа обучения
недостаточная сформированность зрительной памяти
недостатки методики обучения
3
Неспособность скопировать графический элемент, букву (неровные штрихи, тремор)
недостаточная сформированность зрительно-моторных координации
недостаточная сформированность моторных функций
недостатки методики обучения
4
Ошибки в пространственном расположении букв
недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия
5
Не «видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы, путает буквы «вд», пишет «лишние элементы»: «иш», «лм» или, наоборот, не дописывает
недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия
недостаточная сформированность зрительной памяти
недостатки методики обучения
форсирование темпа обучения
сильное функциональное напряжение, трудность концентрации внимания
6
Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор)
недостаточная сформированность моторных функций
нарушение зрительно-моторных координации
недостатки методики обучения
форсирование темпа обучения
7
Сильный нажим, тремор
недостаточная сформированность моторных функций
нарушение координации движений (неправильная поза, неправильное положение ручки)
нарушение координации движений в связи с сильным утомлением и функциональным напряжением
8
Ошибки при письме: пропуски согласных и гласных букв (определенного характера)
замены согласных букв, близких по звучанию («3 О, «Г К", «б П", «Д Т» И Т. Д.), не дописывание букв, слогов
трудности звуко-буквенного анализа
форсирование темпа обучения
недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия
трудности концентрации внимания
9
Не использует правила (заменяет буквы, сливает предлоги с последующими словами, не ставит точку не разделяет предложения и т. п.)
непосильный темп, трудности концентрации внимания, низкая, неустойчивая работоспособность
индивидуальные особенности организации деятельности
педагогические недоработки
10
Ухудшение почерка, пропуски букв, замены и т. п. при письме под диктовку
непосильный темп, трудности концентрации внимания, низкая, неустойчивая работоспособность
индивидуальные особенности организации деятельности
педагогические недоработки
11
Те же явления при списывании
недостаточная сформированность навыков звуко-буквенного анализа
слишком быстрый темп письма
недостаточная сформированность зрительно-моторной координации
недостаточная сформированность зрительной памяти
15