«Бессоюзное сложное предложение со значением пояснения, дополнения, причины»
«Бессоюзное сложное предложение со значением пояснения, дополнения, причины»
Цель: Познакомить учащихся с бессоюзным сложным предложением со значением пояснения, дополнения, причины.
Задачи: Обучающие:
1. Повторить основные сведения о видах сложных предложений.
2. Формировать умения и навыки правильно расставлять объяснять постановку двоеточия в бессоюзном сложном предложении.
3. Использовать различные синтаксические конструкции для определения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения.
Развивающие:
1. Совершенствовать умения различать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных предложениях, а также между союзными и бессоюзными предложениями.
2. Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.
3.Обучать правильной монологической речи учащихся.
Воспитывающие:
1. Воспитывать у учащихся чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам через исследовательскую работу с текстом.
2.Воспитывать умение слушать отвечающих.
Тип урока: Урок сообщения новых знаний.
Оборудование: проектор, доска, учебник, схемы, таблицы, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент. Объявление темы урока.
II. Актуализация знаний.
Лингвистическая разминка.
– Найдите в названии темы урока прилагательное с орфограммой, которую повторяли дома. (Бессоюзное).
– Назовите корень, приставку. На какой согласный оканчивается приставка? С какого согласного начинается корень? Сформулируйте правило написания данной орфограммы (слайд 2).
- А теперь вашему вниманию предлагается небольшой словарный диктант на повторение орфограммы “буквы з и с на конце приставок”.
Взаимопроверка.
2. Работа со “слепой схемой”.
СП
? Союзные
– Восполните недостающие компоненты схемы.
– Что вы можете сказать о сложноподчиненных предложениях. Из каких частей они состоят? (СПП состоят из главной и придаточной части)
– Дать определение бессоюзному предложению. (БСП – это такое сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу и с помощью интонации)
– Какие пунктуационные знаки используем при записи бессоюзного сложного предложения? (к слайду и схеме о типах БСП. запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).
– В чем возникает трудность в этом вопросе? (трудность в правильном выборе знака препинания в БСП.)
– Чем руководствоваться надо при выборе знака нужного в БСП? (правилом)
III. Постановка целей.
– Так как сегодня мы будем говорить о БСП причины пояснения, дополнения, то как бы вы сформулировали цели нашего урока? Что мы будем учиться делать сегодня (слайд 7)? (определять при каких условиях ставится двоеточие в БСП, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, умения анализировать, сопоставлять, делать выводы)
IV. Изучение нового материала.
Задание: Проанализировать группы бессоюзных сложных предложений. Для каждого ряда своя группа предложений и определить:
а) Сколько простых предложений в составе БСП?
б) Какую смысловую нагрузку несет в себе второе предложение? Что оно делает – поясняет, дополняет или указывает на причину того, о чем говорится в 1-й части?
в) Прочитать предложения, подставляя союзы, указанные в таблице. Как они изменились?
г) Нарисовать общую схему предложений. Одну на группу.
д) Сделать вывод о постановке знака препинания в БСП, о смысловых отношениях между частями, объяснить свой выбор.
Выступления представителей групп :
I группа: Двоеточие ставится, так как вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить союз «потому что»). Эти предложения напоминают СПП причины. Следовательно, перед нами БСП со значением причины.
II группа: Двоеточие ставится, так как вторая часть дополняет первую (между ними можно вставить союз «что»). Такие предложения похожи на СПП изъяснительные. Следовательно, перед нами БСП со значением дополнения.
III группа: Двоеточие ставится, так как вторая часть раскрывает и поясняет содержание того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить «а именно»). Следовательно, перед нами БСП со значением пояснения.
Работа с учебником. Давайте обратимся к учебнику, прочитаем правило и посмотрим, правильные ли выводы мы сделали о постановке двоеточия в БСП.
Заполним таблицу и обратим внимание на схемы
Привило
Примеры
Схемы
Постановка двоеточия в БСП
Я знаю: в нашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. Пушкин)
Я доверяю любящим: они великодушны. (К. Паустовский)
Предметы потеряли свою форму: все сливалось сначала в серую, потом в темную массу. (И. Гончаров)
: .
(что)
: .
(потому что)
: .
(а именно, то есть)
V. Рефлексия.
Задание по карточкам, с использованием таблицы
Итак, ребята, перед вами две карточки. В каждой из них свое задание. Давайте сейчас выполним то, что вам предлагается сделать и вместе проверим то, что у вас получилось.
Первая группа с карточкой № 1 должна найти среди БСП предложения с двоеточием и выписать их себе в тетрадь. Вторая группа с карточкой № 2 должна заменить CПП на БСП пояснения, дополнения, причины и записать их себе в тетради.
VI. Итог урока.
– При каких условиях будем ставить двоеточие в БСП? (если перед нами БСП со значением причины, пояснения, дополнения)
– Как мы определим, какое именно перед нами БСП – причины, пояснения или дополнения? (подставим союзы а именно, потому что, что)
VII. Домашнее задание.
Записать пять предложений, определить смысловые отношения между частями предложений.
дополнение
причина
пояснение