Конспект урока по письму и развитию речи. Тема: Слова , которые отвечают на вопрос КТО или ЧТО.


Тема: Слова , которые отвечают на вопрос КТО или ЧТО
Цель урока: Учить различать названия предметов по вопросам «кто?» и «что?»
Задачи урока:
Образовательная: учить соотносить вопрос и слово, обозначающее название предмета.
Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие мышления путём установления общего свойства ряда предметов, коррекция мелкой моторики пальцев рук на основе упражнений для рук.
Воспитательная: воспитывать аккуратность при выполнении заданий, усидчивость, познавательную активность, уверенность в своих возможностях.
Ход урока:
I. Организационный этап.
1. Приветствие
- Начинаем наш урок русского языка.
– Руки? (На месте!)
– Ноги? (На месте!)
– Локти? (У края!)
– Спина? (Прямая!)
- Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку.
2. Разминка для пальцев.
- Давайте приготовим свои пальчики для работы, помассируем их:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – Я.
Вот и вся моя семья. (Дети массируют поочередно каждый пальчик)
Запишем число и месяц.
-Откроем тетради. Отступаем от написанного две строки вниз. На третьей строчке посередине записываем число. На второй сточке классная работа, удвоенная( с ).
Минутка чистописания.- Буква, которую мы сегодня будем писать, потерялась.
Прочитайте слова и подумайте, какая это буква.
М..сква, к..рова, с..бака, ..гурец.
- Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой.
( звук о – гласный, бывает ударным и безударным)
-Запишите её на новую строчку, соблюдая закономерность.
О о
- На новую строчку перепишите слова с доски, поставьте ударение, а пропущенную букву подчеркните.
- прочитать слова с ударением.
II.Основной этап.
1. Сообщение темы и цели урока.- А сейчас определим тему урока.
На слайде картинка. (Учитель предлагает детям назвать, что они увидели на экране. Дети перечисляют.)
-Ребята, а что вы сейчас делали? (Мы называли предметы, нарисованные на картинках.)
- Вы произносили слова, обозначающие название предмета Сейчас я буду указывать на предмет, а вы записывайте слово, называющее этот предмет. Слова пишем в столбик. (девочка, мальчики) Как можно назвать одним словом мальчиков и девочек? (Ребята.) (собака, цыпленок) Теперь будем писать слова во второй столбик (цветы, кусты, паровозик, мяч).
- Как вы думаете, почему мы записывали слова в два столбика? (в левом столбике слова отвечают на вопрос КТО?, клик по стрелке, в правом – на вопрос ЧТО?, клик по стрелке). Кто может сказать, какие слова отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО? (выслушиваются ответы детей без комментария учителя). Сегодня на уроке мы уточним, какие слова отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО? И узнаем, какие предметы они называют.
- Итак, сегодня мы с вами говорим о словах, которые называют предмет.(клик по стрелке) Ребята, я сейчас покажу и назову несколько предметов. Я называю предмет, а вы говорите на вопрос КТО? или ЧТО? он отвечает.
Девочка, мальчик, мама , тетя Лена и т.д. Ребята, назовите одним словом, кого я называла (Людей!), клик на девочку. Собака, цыпленок, кот, бабочка, воробей… - назовите одним словом. (Животные!), клик на собачку.
Знаете ли вы другие слова, кроме «людей и животных», которые отвечают на вопрос КТО? В русском языке на вопрос КТО? отвечают только слова, которые называют людей и животных (клик по стрелке). Эти слова называют одушевленные предметы (клик на КТО). Какие предметы являются одушевленными? (Люди и животные). А что же с остальными предметами? (клик на паровозик), на какой вопрос они отвечают? (ЧТО?), клик по стрелке. Люди и животные – это одушевленные предметы, остальные - неодушевленные (клик на ЧТО).
Физкультминутка.
- Я буду называть предметы, если предмет одушевленный (отвечает на вопрос кто?) – прыгаете, если неодушевленный (отвечает на вопрос что?) – приседайте, а если слово вообще не является названием предмета – руки скрещиваете перед собой. ( Люстра, груша, медведь, слон, красивый, …)
Задание 1:
1 столбик_кто?
2 столбик - что?
Задание : Спиши слова. В один столбик запиши слова, которые отвечают на вопрос кто?, в другой - на вопрос что?
Повар, стрекоза, дуб. обруч, муравей, конфета, газета, Света.
Задание 2:

-Вставьте вместо картинки нужное слово и запишите полученные предложения.
-Назовите слова - предметы, задайте к ним вопрос? Определите, какие предметы “живые”, а какие - “неживые”. Подчеркните в предложениях слова – предметы. Прочитайте слова с вопросами.
Вывод:
У.: - Что обозначают слова, которые вы выписали?
Д.: - Предметы: живые и неживые.
У.: - На какие вопросы они отвечают?
Д.: - Кто? и Что?
III. Заключительный этап.
Домашнее задание.
- карточка

Подведение итогов урока.
- Понравился ли вам урок?
- Что нового вы узнали на уроке?
-Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?
- Какие упражнения вам понравились? Кому было трудно на уроке?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
Рефлексия.
- У вас на столах лежат нарисованные шарики. Они у вас будут грустит или радоваться после нашего урока. Нарисуйте ваше отношение. Покажите друг другу.
-Все сегодня работали активно, слушали внимательно, все молодцы.