Из опыта работы Военно-спортивного клуба
Из опыта работы
военно-патриотического спортивного клуба «Защитник Отечества»
Макеевской общеобразовательной школы I-III ступеней № 50
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание успешных, социальноориентированных граждан, обладающих высокой нравственной культурой. Одной из актуальных проблем воспитания современной молодежи является патриотическое воспитание.
Современный учебно-воспитательный процесс ориентирован на развитие личности, поэтому мы рассматриваем ребенка как субъекта социализации, который не только усваивает социальные нормы и ценности, но и становится активным участником социальных процессов, при этом развиваясь и реализуя себя как личность.
Очевидны трудности, которые стоят перед школой: влияние социума, пагубное влияние улицы, сверстников, СМИ. Конечно, школа не может противостоять этому, изолировать ребенка, но может помочь ему найти свое место в жизни, стать школой социального опыта, развивающей и воспитательной средой. И работа учителя должна быть направлена на непрерывное социально-личностное развитие учащихся. Опыт работы показывает, что в школе должна быть создана особая воспитательная среда, включающая содержательный и технологический компонент.
В качестве идеологической основы этой воспитательной среды мы выбрали патриотическое воспитание школьников.
Современный подход требует создания емкой концептуальной системы воспитательной работы, основанной на современных научных знаниях: психологии, педагогике, социологии, культуры. Эта система представляет собой единство и совокупность целей и задач, содержания, принципов, методов и средств целостного, организованного, непрерывного индивидуального развития личности.
Патриотическим воспитанием и физическим развитием подрастающего поколения наша школа занимается с первых дней ее существования. Имея определенный опыт работы в этом направлении, возникла необходимость создания военно-патриотического спортивного клуба. Дети поддержали инициативу администрации школы, а военрук – Нерсесов Геннадий Абрамович – откликнулся на предложение и желание учеников. Так родился школьный клуб «Защитник Отечества».
Школа имеет определенную материально-техническую базу, которая помогает в работе военно-патриотического спортивного клуба. Это: кабинет военной подготовки, спортивная площадка, спортивный зал, малый спортивный зал, тренажерный зал, тир, элементы единой полосы препятствий, макеты автоматов, учебные гранаты, общевойсковые защитные комплекты, пневматические винтовки и пистолет, спортивный инвентарь.Успешная деятельность клуба напрямую зависит от его структурной организации. Почетным президентом клуба является директор школы Удод Виктория Владимировна. Непосредственным руководителем и вдохновителем – военрук Нерсесов Геннадий Абрамович. Из числа членов клуба был избран штаб, который имеет своего начальника и заместителя, командиров взводов. Учитывая специфику работы школы, штабом были сформированы 4 взвода: взвод начальной школы, среднего звена и старшей школы, а так же взвод воспитательной работы.
Каждый взвод состоит из отделений, которые возглавляют командиры.
Как и любая организация, наш клуб определил цели своей деятельности. Это:
участие в патриотическом движении, в военно-спортивной работе;
предупреждение негативных явлений в молодежной среде, самовоспитании и самосовершенствовании;
приобретение навыков общения;
реализация творческих способностей молодежи;
подготовка к службе в рядах Вооруженных Сил
Из вышеуказанных целей вытекают задачи работы нашего военно-патриотического спортивного клуба:
Создание условий для воспитания патриотизма, гражданской позиции учеников
Изучение героического прошлого своего народа, ознакомление с военными профессиями, воспитание уважения к военной истории, сохранение и приумножение воинских традиций
Формирование нравственных качеств школьников: милосердия, искренности, достоинства, ответственности
Формирование чувства любви к Родине, уважительного отношение к национальным традициям своего народа и народов других стран
Формирование правовой культуры, готовности к сознательному служению своей Родине
Формирование понимания необходимости воинской службы
Благодатной нивой в формировании нравственных качеств, патриотических чувств и ответственности всегда были, есть и будут младшие школьники. Поэтому самые инициативные, творческие, одаренные ребята, участники нашего клуба, входят в состав I взвода «Юные патриоты». Члены этого взвода оказывают посильную помощь в организации работы с учащимися начальной школы. Они руководят подготовкой и проведением различных мероприятий: как классных, так и общешкольных.
Можно отметить наиболее яркие мероприятия в начальной школе, проводимые под эгидой взвода «Юные патриоты»: конкурс ко Дню защитника Отечества; торжественная линейка, посвященная Дню Победы и возложение цветов у памятника погибшим воинов; малые Олимпийские игры; конкурс «Мама, папа и я – спортивная семья». Одним из любимых видов оздоровительной деятельности младших школьников являются Дни здоровья. Особую радость малышам доставляют зимние забавы.
Распространенным видом изучения истории родного края и привития любви к Отчизне являются экскурсии, которые дают возможность ощутить чувство Родины и гордость за ее славное прошлое и настоящее.
Более осознанно формируются личностные и нравственные качества у детей среднего школьного возраста. Исходя из этого, был сформирован II взвод «Следопыты». Школьники данного учебного звена ответственнее относятся к выполнению порученного, у них ярче выражена мотивация деятельности, имеется огромное желание узнать как можно больше, что помогает командиру взвода организовать с ними интересную, кропотливую, плодотворную работу. Система деятельности взвода «Следопыты» включает в себя разнообразные виды и формы деятельности. Выделим наиболее яркие и продуктивные из них: спортивные соревнования «Эстафета», соревнования ко Дню защитника Отечества «А ну-ка, парни», традиционное проведение Дня гражданской защиты, встречи с ветеранами и детьми героями Великой Отечественной войны, воинами интернационалистами и участниками боевых действий.
Следующие два взвода: «Защитники» и «Поисковики» работают в тесном контакте. Если один взвод делает упор на развитие физических качеств и изучение военного дела, то другой занимается поисково-краеведческой работой, что способствует изучению героического прошлого своего народа, ознакомлению с военными профессиями, воспитанию уважения к военной истории, сохранению и приумножению воинских традиций, а так же формированию нравственных качеств учащихся.
Основными видами работ в этих взводах являются экскурсии по местам боевой славы, военно-спортивные соревнования, полевые сборы, подготовка к выполнению и сдаче военно-спортивных нормативов.
Слаженная работа клуба в тесном взаимодействии всех его взводов направлена на достижение ожидаемых результатов:
Улучшение материально-технической базы
Создание единого воспитательного пространства
Организация нетрадиционных форм работы
Выход на более эффективную творческую деятельность и создание условий для формирования личности ребёнка
Реализация творческого потенциала, физических, духовных и социальных потребностей
Выявление проблем и оказание практической помощи
Взаимосвязь поколений