Работа учителя в условиях обучения по ФГОС общего образования: смена профессиональной парадигмы или «смена названия»? (Из опыта работы)


Работа учителя в условиях обучения по ФГОС общего образования: смена профессиональной парадигмы или «смена названия»?
(Из опыта работы)
Ключникова Т.Д., учитель английского языка
Основной формой обучения сегодня по-прежнему остаётся урок. Что же изменилось на уроке иноязычного образования в связи с переходом на ФГОС? Если ответить кратко, то всё. Если уточнить, то все этапы урока подверглись изменению: его планирование, организация, реализация целей урока и контроль, коррекция знаний учащихся и анализ результатов.
Изменились новые учебники, в которых теперь много упражнений поискового, исследовательского характера, упражнений со знаком «Работа в группе», « Работа в парах», упражнений на выполнение творческих заданий, проектов. Увеличился объём упражнений для самостоятельной работы.
Изменилась деятельность учителя. Каждый урок стараюсь интегрировать с другими школьными предметами, тем самым продолжая всестороннее развитие личности ребёнка.
В свою практику стала внедрять новые технологии, например, технологию  индивидуальных образовательных маршрутов. Считаю, что она эффективно скажется  на  учебном процессе и развитии личности моих воспитанников.
Теперь на уроках иноязычного образования мы должны моделировать не учебный процесс, а образовательный процесс, значит учебно-воспитательный процесс стоит во главе наших уроков. Поэтому задачу патриотического воспитания, духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России ставлю во главу угла и на уроках и во внеклассной работе.
Так сейчас мои ученики участвуют в международном сетевом социальном проекте (Пламя Великой Победы).
4 этапа ребята успешно прошли: проработали материалы школьного музея, пролистали подшивки районной газеты, собрали и перевели материал об участниках Великой Отечественной войны на английский язык, оформили этот материал в виде буклета и распространили его среди учащихся школы.
А затем опубликовали его русский и английский вариант в специально открытой для этого теме на форуме.
Сетевое взаимодействие это новая инновационная образовательная технология. Она способствует развитию у учащихся умению ориентироваться в информационном пространстве, умения видеть, формулировать и решать проблему, позволяет идти в ногу со временем и соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
На уроках сейчас большое внимание уделяю выполнению различных проектных работ. Выбор этого метода в моей работе с детьми, во-первых, обусловлен тем, что он позволяет учащимся наиболее полно реализовать их способности и интересы, то есть речь идет о реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Вторая причина связана с особенностями иностранного языка, как учебного предмета.
В V–VII классах школьники начинают работу с научно-популярными изданиями, учебной литературой, и решать конкретные проблемы, а также проводить небольшие исследования частично-поискового характера, результаты которых воплощаются в постерах, буклетах, различных докладах обучающихся, презентациях представляются на учебных занятиях. Наши проекты имеют свободную форму исполнения, поэтому работы получаются совершенно разные, в них проявляется индивидуальность каждого ребенка.
Кроме того ребята учатся использовать в своей работе местный и региональный материал, учатся работать в команде.
Изменения коснулись и деятельности обучающихся. Учащиеся теперь сами формулируют тему урока, его цели и задачи, сами планируют способы достижения намеченной цели, осуществляют учебные действия по намеченному плану.
Новым является и то, что учащиеся самостоятельно формулируют свои затруднения, осуществляют коррекцию, дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей).
Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями. Традиционными формами работы с учащимися остались конкуры и олимпиады, в которых мои учащиеся показывают неплохие результаты
Мои учащиеся занимаются научно-практической деятельностью. Представляют успешно свои работы на районных, региональных, всероссийских конференциях.26 марта в Липецком государственном педагогическом университете состоялась областная научно-практическая конференция учащихся школ и заведений начального и среднего профобразования «Юность, наука, культура». Рябцева Алиса удостоилась 1 места и признана победителем областной конференции.
При подготовке к уроку помимо учебника и методических рекомендаций чаще пользуюсь ресурсами Интернета. Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными.
Домашнее задание учащиеся выбирают с учётом индивидуальных возможностей( письменное сообщение, устный рассказ, запись вопросов, составление диалога по данной теме и т. д. ).
Теперь я должна сформировать у детей новые умения - универсальные, составляющие основу умения учиться. Поэтому свои уроки моделирую с использованием системно-деятельностного подхода. Разработки моих уроков и мероприятий не раз занимали призовые места в конкурсах, некоторые из низ опубликованы на различных сайтах.
Работы моих учеников также размещены на сайте издательство «Просвещение», в журнале «Живое слово».