Конспект урока по познанию мира: Смена дня и ночи и ее причины. Смена времен года. (4 класс)
МaCалімніS сабаK жоспарлары МaCалім Зинькив Е.С.
П‰н: познание мира Сынып Класс 4 «А» ОKу жылы 18.02.15г
ТаKырып: Смена дня и ночи и ее причины. Смена времен года.
МаKсат: Обеспечение усвоения детьми связи между сменой дня и ночи и вращением Земли вокруг своей оси, способствовать формированию ключевых компетентностей (познавательной, информационной, коммуникативной), знакомство с вращением Земли вокруг своей оси, как причиной смены дня и ночи, времен года, актуализация знаний о явлениях природы, развитие основных операций мышления (сравнение, обобщение, умение делать выводы на основе полученной информации), умение анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы, формирование основных компонентов учебной деятельности(умение ставить учебную задачу, обобщать, делать выводы), содействовать познанию мира, формирование навыков самоанализа в рамках урока
Jaрал- жабдыKтар : презентация Рower Point
Тип урока: урок изучения нового и первичного закрепления новых знаний
Технологии: игровая, информационная, развивающая, проблемная (выбор оптимальной модели обучения для данных конкретных условий).
Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические, (выполнение учащимися практических действий)
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Форма работы, стратегии
Оценивание
Ресурсы
Вызов
Начать наш урок я хочу словами французского философа Жан-Жака Руссо:
«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
Я желаю вам сегодня на нашем уроке убедиться в правильности этого высказывания.
Осмысление информации
Запись на доске:
«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
Сейчас отгадайте загадку:
Друг за дружкой чередой Мирно ходят брат с сестрой. Братец будит весь народ, А сестра, наоборот, Спать немедленно зовет.Ребята! Чем день отличается от ночи?
Почему днём светло?
Почему ночью темно? (на небе нет солнца
Соотносят текст загадки с личным опытом:
(День и ночь)
(днём светит солнце, поют птицы, а ночью на небе луна, звёзды, природа замирает)
(потому, что на небе солнце)
Загадка
«Рассуждай-ка»
Взаимооценивание
Слайд:
К вечеру умирает, по утру оживает. (день)
Подходить к дому стала С неба солнце украла. (ночь)
Актуализация знаний:
-Сейчас я предлагаю вам выполнить задание:
У вас на столах лежат карточки.
1 вариант – подчеркивает явления, которые происходят днём.
2 вариант - подчёркивает явления, которые происходятночью.
У живых существ нет часов. Как же они определяют время?
Соотносят личный опыт с вопросами, формулируют ответ
Делают вывод
(они обладают чувством времени)
Опора на жизненный опыт
Взаимопроверка с доски в парах
Вариант 1.
Подчеркни явления, которые происходят днём.
поют птицы
вылетают совы и летучие мыши
закрываются цветы, складываются листья
летают яркие бабочки
летают мотыльки и ночные бабочки
распускаются цветы
Вариант 2.
Подчеркни явления, которые происходят ночью.
поют птицы
вылетают совы и летучие мыши
закрываются цветы, складываются листья
летают яркие бабочки
летают мотыльки и ночные бабочки
распускаются цветы
Осмысление
К нам на урок сегодня пришли герои.
Кто их узнал? (Миша и Лена) .
Они получили в подарок картины одного маленького художника, которые лежат у вас на партах. Рассмотрите.
Что необычного вы заметили на этих картинах?
Какие ошибки художника вы заметили?
Анализируют увиденное, соотносят с действительностью, личным опытом
Опора на наглядность, связь жизненного опыты
Оценивание в группе
Вывешиваю «героев»
Ребята! Рассмотрите иллюстрацию на доске.
-Какое время суток на ней изображено?
-Чем заняты папа и Миша?
-Прочитайте реплику Лены.
Что же получается: в одно и то же время у нас в Казахстане ночь, а в Америке – день?
-Почему так происходит?
Поднимите руку, кто догадался, что нам предстоит сегодня выяснить?
Поздний вечер, близится ночь, по телевизору папа с Мишей смотрят прямую трансляцию футбольного матча
-Земля обращается к Солнцу то одной, то другой стороной. Сначала в Америке будет день, а у нас ночь. Потом наоборот.
Проблемный диалог
Самооценивание (при рассуждении)
Диалог на карточке
-Какова тема нашего урока?
«Смена дня и ночи»
вывод
соотношение
Что мы никогда не увидим ночью на небе?
Что представляет собой Солнце?
Что представляет собой Земля?
Прочитайте определение в словаре Ожегова.
Как называется эта игрушка? (волчок)
Что общего у планеты Земля и волчка ?
Что это за предмет?
Что такое глобус? (модель земли)
Глобус тоже может вращаться вокруг своей оси.
За сколько часов Земля сделает полный оборот вокруг своей оси?
Демонстрация вращения Земли
Как вы думаете, что больше Земля или Солнце?
Наши предки не могли знать большое солнце или маленькое. Оказывается, если нарисовать Солнце размером с крупный апельсин, то Земля окажется размером с маковое зёрнышко.
И масса Солнца тоже огромна. Для того, чтобы уравновесить воображаемые весы, на одну чашу надо положить Солнце, а на другую чашу весов 330 тысяч таких планет, как Земля.
солнце
Солнце – центральное тело Солнечной системы.
Солнце – ближайшая к Земле звезда – огромное раскалённое космическое тело
Земля это планета Солнечной системы Земля тоже вращается вокруг своей оси, только у волчка ось настоящая, а у Земли – воображаемая
глобус
Полный оборот она делает за 24 часа (или за сутки), а если быть точнее за 23 часа 56 минут
«Совместное открытие»
Обращение к словарю
Словарь Ожегова
Игрушка «Волчок»
глобус
физминутка
Поднимите руки, кто из вас любит загорать, резвиться на солнышке?
Сейчас у нас вами тоже будет такая возможность. Тихо встали. (физ. минутка под музыку «Солнышко жгучее»)
Ребята! Посмотрите на этот прибор.
Кто из вас знает, как он называется?
Теллурий
Прочитаем слово хором.
Вы сегодня должны раскрыть тайну, почему на этот урок я принесла именно этот прибор. (включаю теллурий)
Я хочу выслушать ваши мнения.
Какие предположения? (Модель Земли и Солнца, теллурий изображает как вращается Земля, относительно Солнца)
Что происходит, когда Земля вращается вокруг своей оси? (смена дня и ночи)
Кто может показать, где находится на глобусе Москва?(отмечаю флажком)
Где Америка? (показываю опыт)
Когда эта часть Земли освещена, то на противоположной стороне - ночь.
Почему происходит смена дня и ночи? (Земля вращается вокруг своей оси)
Поскольку Земля вращается, Солнце освещает то одну, то другую её половину.
Высказывают предположения
«копилка идей»
опыт
теллурий
Давайте представим, как изменился бы наш мир, если вращение Земли прекратилось?
Ответить на этот вопрос вам поможет иллюстрация в учебнике.
На той части Земли, которая будет освещаться солнцем - будет очень жарко, будет недостаток питьевой воды;
На той части Земли, которая не будет освещена солнцем – будет очень холодно, не будут расти растения, будет длинная ночь.
«Предположение»
Соберите из слов пословицу.
( вывешиваю на магнитной доске, один ученик расставляет)
Чтение пословицы хором.
В народе говорят: “День да ночь сутки прочь”. Как понимаете смысл пословицы? (день и ночь составляют 24 часа или сутки)
ДЕНЬ ДА НОЧЬ СУТКИ ПРОЧЬ
Сколько полных оборотов вокруг своей оси сделает наша Земля за неделю? (7 оборотов)
Почему?(7 дней недели)
А если бы Земля не вращалась или перестала бы вращаться вокруг своей оси. Чтобы произошло? .)
Собирают пословицу -рассуждают
(Одна бы сторона всё время была бы повёрнута к Солнцу, а другая – нет
Пословица
Слова из которых состоит пословица:
ДЕНЬ ДА НОЧЬ СУТКИ ПРОЧЬ
\Рефлексия, итог урока
Давайте вернёмся к вопросу, который я задала вам в начале урока.
Почему в одно и то же время у нас в России ночь, а в Америке – день?
Почему происходит смена дня и ночи?
(Земля вращается вокруг своей оси)
У вас на столах лежат 3 солнышка: радостное, серьёзное и грустное. Выберите то, которое соответствует вашему настроению. Покажите мне. Молодцы!
У меня тоже отличное настроение. Огромное спасибо вам за работу.
Миша и лена прощаются с вами. Урок Окончен.
Инструктаж д/з
Читать параграф, законспектировать
Результат урока: смогут установить связи между сменой дня и ночи и вращением Земли вокруг своей оси, познакомятся с вращением Земли вокруг своей оси, установят причину смены дня и ночи, времен года, явлениях природы, разовьют в рамках урока основные операции мышления (сравнение, обобщение, умение делать выводы на основе полученной информации), смогут проанализировать и найти пути решения поднимаемой проблемы, сформируют основные компоненты учебной деятельности(умение ставить учебную задачу, обобщать, делать выводы), в рамках задач данного урока, смогут проанализировать свою работу на уроке
ИђЗаголовок 1 ђЗаголовок 2qђЗаголовок 3qђЗаголовок 4ђЗаголовок 515