Конспект урока литературное чтение:Пейзаж зимнего утра. С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».
Урок литературного чтения 21.01.15
Тема урока: Пейзаж зимнего утра. С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».
УУД: научится объяснять заглавие стихотворения «Привет» и подбирать синонимы к слову привет. Находить пейзаж в стихотворении «Зимний день». Работать с иллюстрацией и текстом самостоятельно. Получит возможность научиться сравнивать темы стихотворений и их интонационные рисунки. П. Овладевает навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Сравнивает, анализирует, синтезирует, обобщает, классифицирует по родовидовым признакам. Устанавливает аналогии и причинно-следственные связи. Р. Определяет критерии оценивания совместной работы. К.Активно использует речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Работает в парах. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может успешно справиться самостоятельно.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2.Вступительная беседа
- Дорогие друзья! Сегодня у нас необычный урок. Мы нашу встречу посвятим одному из прекраснейших времен года. Что же это за время года?
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (зимой)
- «Матушка» - так в старину русский человек называл зиму. Не весну - красну, не лето теплое, не осень сытую, а именно зиму с её холодами, снегами, метелями и буранами. Может быть, потому, что зима, словно родная матушка, прикрывает всю землю снежным одеялом, защищая от лютых морозов.
- А какие прекрасные стихотворения написаны поэтами о зиме. Кто из вас может вспомнить строки? Давайте послушаем. (Никитин «Встреча зимы», Суриков «Зима», Тютчев «Чародейкою зимою…», Фет «Чудная картина» и т.д.)- И художники в стороне от зимней темы не остались. Посмотрите на репродукции картин. (Показать слайд-шоу).
3.Работа по теме урока
1.Знакомство с творчеством Дрожжина.
Спиридон Дмитриевич Дрожжин (1848-1930) родился в деревне на Волге. Семья жила бедно, поэтому Дрожжин проучился в школе всего две зимы. Но он много читал, особенно близких ему А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова. Вся жизнь С.Д.Дрожжина прошла в деревне, где он писал стихи о родной природе, о труде крестьян. Некоторые его стихи стали народными песнями.
( презентация об авторе)
2.Чтение стихотворения учителем
3.Проверка первичного восприятия:
- Какую картину рисует поэт?
- Какое время суток изобразил поэт?
4.Словарная работа:
Задворье – задний двор, место позади двора.
Божий храм – церковь.
5.Вторичное чтение
Самостоятельное чтение учащихся
Чтение учащихся вслух (3-4 человека);
6.Ответы на вопросы, беседа по содержанию(учебник)
- Как автор описывает наступление дня?
- Рассмотрите иллюстрацию. Сравните пейзажи на иллюстрации и в стихотворении. Выборочное чтение подходящих строк.
Физкультминутка.
7.Работа в рабочей тетради (Стр. 11, №1-5)
– Молодцы, хорошо справились с заданиями!
8. Игра «Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке»
Ребята, а сколько придумано загадок о зиме (чтение загадок)
- Назовите-ка, ребятки,
1.Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
2. Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт,
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)
3. Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ногам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль)
9. Знакомство со стихотворением «Привет» С. Дрожжина
Работа по презентации
10. Итог урока:
- Что нового узнали на уроке?
- С творчеством какого поэта познакомились?
Домашнее задание: стр.14-16 , наизусть по выбору, р.т., 12-13