Конспект урока по окружающему миру на тему Живая и неживая природа (1класс)


Урок 4. Неживая и живая природа
Цель: закрепить знания детей о многообразии и взаимосвязях природы; развивать умение анализировать; воспитывать бережное отношение к природе; прививать чувство прекрасного.
Планируемые результаты: личностные: осознавать необходимость охраны природы;
предметные: различать неживую и живую природу, приводить примеры объектов живой и неживой природы;
метапредметные: объяснять связь живого и неживого на отдельных примерах.
Оборудование: карточки с понятиями, с изображением живой и неживой природы, листы А3, клей, ножницы, картинки животных, растений, цветные карандаши.
Ход урока
Организационный момент
Доброе утро, ребята! Сегодня я шла на работу и собирала улыбки. Вы удивились? Я по улице шагала и улыбки собирала. Вот улыбка малыша- до чего же хороша! (слайд). Вот улыбка почтальона – гордость нашего района! (слайд) Вот улыбка продавщицы – очень редкая вещица! (слайд) А задорный смех ребят (показываю на класс) для меня он просто клад! Всем в ответ я улыбалась. Получается менялась? Обменяйтесь друг с другом своими улыбками, пожелайте добра и радости!
Актуализация знаний
Все имеется у нас на потом и на сейчас:
Реки, горы и леса, голубые небеса,
Океаны, пальмы, снег и Земля – одна на всех!
Всё она отдать нам рада, только жадничать не надо!
И останется тогда всё для всех и навсегда!
Как поняли, о чём это стихотворение? (о природе)
Все мы с вами жители планеты Земля. Кроме нас, людей, на планете есть ещё очень много жителей. Давайте назовём наш общий дом (природа).
Что относится к природе? (Это то, что нас окружает, но не создано руками человека.)ответы детей. Что не относится к природе? Как мы должны относиться к природе? (цитирую 4 и 5 строчку стихотворения)
Приведите примеры природных объектов у нас в классе, назовите что здесь создано руками человека. (ответы детей)
Самоопределение к деятельности
Ребята, давайте построим и попробуем заселить наш общий дом Природу. (раздаю карточки дети заполняют схему) Как вы считаете, что в этом доме является живым, а что неживым? Докажите.
Деление картинок детьми на 2 группы. (Первая группа  — это живое, вторая группа— это неживое.)
Предположите, о чем будем говорить на уроке. (Наверное, о живой и неживой природе.)
Прочитаем тему урока на слайде. («Неживая и живая природа».)
Работа по теме урока
Откройте учебник на с. 8—9. Расскажите по фотографиям, что относится к неживой природе, а что к живой. (Солнце, звезды, облака, вода, камни — неживая природа; растения, грибы, животные — живая природа.) Подумайте, связаны ли между собой живая и неживая природа?
Приведите свои примеры живой и неживой природы. (Ответы детей.)
Выполните задание № 1 и 2 в рабочей тетради на с. 8 - 9. Прочитайте, что нужно сделать. (Закрасить кружки к картинкам неживой природы синим цветом, живой природы — зеленым.) 2 – какая картинка лишняя? Почему?
Продолжение работы по теме урока
Игра «Ноев ковчег»
Давным – давно случился Всемирный потоп и чтобы спасти жизнь на Земле Ной построил корабль и взял туда разных животных. Задача игроков – найти свою пару в Ноевом ковчеге. Вы получили карточки с именами различных животных. Храните своё «имя» в секрете, но своих животных вы можете изображать: издавать звуки, двигаться, искать свою пару. После этого каждая пара должна найти то, чем она питается. (картинки).( Дети доказывают почему именно эту картинку они выбрали.)
Может ли живая природа существовать без неживой? Докажите. (ответы детей.)
Конечно, живая и неживая природа тесно взаимосвязаны.
Приведите и вы свои примеры взаимосвязи живой и неживой природы, используя те карточки, которые вы выбрали во время игры (Ответы детей.)
Творческая работа
Каждая группа создаёт свой участок земли куда прибыл Ноев ковчег, расселяя животных, растения на соответствующие им места обитания (коллаж) Один представитель от группы защищает свой мини – проект показывая связь между живой и неживой природой.
Рефлексия
Какое открытие сделали на уроке?
Какое задание вам понравилось больше всего?
Что вызвало затруднение?
Оцените свои достижения на уроке по шкале.
Дополнительный материал
Игра «Гномы - великаны?»
(Называю объект живой природы – подпрыгивают, неживой - приседают)