Обобщающий урок окружающего мира УМК Л.В.Занкова на тему «Живая природа»


ОбоБщАЮЩИЙ УРОК ПО разделу «ЖИВАЯ ПРИРОДА»
Вопросы и задания:
I. Живую природу учёные делят на царства:

II. Классы растений:

Ответы: мхи, водоросли, лишайники, папоротники, хвойные, цветковые, дикорастущие, культурные.
III. Нарисуйте грибную полянку, чтоб каждый гриб находился на своём любимом месте обитания.
IV. Отгадайте загадки:
Через море-океан
Плывёт чудо-великан.
Пряча ус во рту,
Растянулся на версту.
(Кит.)
В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход!
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит…
(Крокодил.)
Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбёшкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь – и был таков.
(Пеликан.)
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я – …
(Осьминог.)
Он в самом омуте живёт,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.
(Сом.)
Что за чудо? Вот так чудо:
Сверху блюдо, снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги.
(Черепаха.)
У неё во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь – в котёл попала.
(Щука.)
Скажи ты мне,
какой чудак
И днём и ночью
носит фрак?
(Пингвин.)
V. Назовите детёнышей:
Корова(телята).
Курица(цыплята).
Овца(ягнята).
Утка(утята).
Лошадь(жеребята).
Белка(бельчата).
Волк(волчата).
Кошка(котята).
VI. Класс делится на 4 команды. Каждой команде необходимо написать название животных и птиц за 1 минуту.
Домашние
животныеДикие
животныеДомашние
птицыДикие
птицыкоровазебракурыорёлкозалосьуткискворецлошадьоленьгусипеликансвиньятигриндюксоколVII. Викторина «Что?» «Где?» «Когда?».
Класс делится на несколько команд. В каждой команде выбирают капитана. На каждый вопрос отводится одна минута. При правильном ответе получают одно очко. Побеждает та команда, у которой большее количество очков.
1. Почему ласточки перед дождём низко летают? (Они летают за насекомыми, которых холодный воздух, увеличившаяся влажность прибивают к земле.)
2. Кит – это рыба? А дельфин – это рыба? (Нет, кит и дельфин – млекопитающие.)
3. Какие животные спят с открытыми глазами? (Рыбы – у них нет век, и змеи – у них веки срослись.)
4. Какие рыбы имеют оружие на носу? (Меч-рыба, пила-рыба.)
5. Какая рыба без чешуи? (Сом.)
6. Какая обезьяна самая большая? (Горилла.)
7. Куда осенью деваются бабочки? (Большинство их гибнет с первыми холодами, некоторые забираются в щели деревьев, заборов и там перезимовывают.)
8. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов.)
9. Где у кузнечика ухо? (Орган уха у кузнечика – это зазубринки, на крыле – зацепочки. Треск получается от трения ног о крыло.)
10. Вьют ли гнезда наши перелётные птицы на юге? (Нет.)
11. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушки.)
12. Какие птицы роют норы для гнезда? (Береговая ласточка, щурка, зимородок.)
13. Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж.)
14. Всегда ли рак двигается назад? (Плавает рак всегда назад, но к пищи всегда устремляется вперёд.)
15. Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)
16. Одинаковы ли зрачки у кошки днем и ночью? (Неодинаковы. Днем, при солнечном свете, зрачки кошки узкие, к ночи сильно расширяются.)
17. Какой лесной зверек сушит себе на деревьях грибы? (Белка.)
18. Умеют ли слоны плавать? (Слон не только хорошо плавает, но и может погружаться под воду, выставляя над её поверхностью конец хобота.)
19. Что значит «волка ноги кормят»? (Волк не стережёт добычу в засаде, а догоняет её бегом.)
20. Какой страшный хищный зверь падок до малины? (Медведь.)
21. Куда зайцу удобнее бежать: с горы или в гору? (В гору. У зайца передние ноги короткие, задние – длинные. Поэтому заяц в гору бежит легко, а с горы летит кубарем через голову.)
22. Почему лоси могут сравнительно легко бежать по таким болотам, где всякое другое животное их веса увязло бы? (Лось имеет на каждой ноге два копыта, между которыми натянута перепонка. Когда он бежит, копыта раздвигаются, перепонка натягивается, получается большая площадь опоры, и лось не вязнет.)
23. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (Змеи при линьке.)