Диагностические методики Определение готовности детей к обучению в школе
Комплект диагностических методик, определяющих готовность
детей к школьному обучению.
I этап - фронтальное обследование
Задание 1.
Цель: Выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы, не округляя их.
Текст задания: «Посмотрите сюда» (указывается рисунок к заданию). "Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке" (учитель обводит указкой большую рамочку). Оценка выполнения задания.
3 балла - Изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены.
2 балла - Изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если: общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена.
1 балл - Существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо.
0 баллов - Не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-то замкнутая линия. В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, ставится значок "-" в дополнение к баллу.
Задание 2.
Цель: Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки.
Текст задания: "Задание будете выполнять на клетчатой бумаге" /указывается место для выполнения задания/.
1) Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо 4 клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.
2) Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз через две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.
3) Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.
4) Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом.
Оценка выполнения задания.
3 балла - Все выполнено верно.
2 балла - Выполнено верно 2-3 пункта задания.
1 балл - Выполнен верно только 1 пункт задания (допущены ошибки в направлении, счёте, начале отсчёта).
0 баллов - Задание не выполнено.
В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится "-".
Задание 3.
Цель: Выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).
Текст задания: "Здесь вы будете выполнять третье задание" (указывается место для выполнения задания № 3). "Посмотрите на свои листки. Послушайте задание."
"На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке." (Текст задачи можно повторить).
"В машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить).
Оценка выполнения задания.
3 балла - Выполнены верно обе задачи.
2 балла - Одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное.
1 балл - Выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет.
0 баллов - Есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.
Задание 4.
Цель: выявление умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).
Текст задания: "Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники"(указывается рисунок к заданию 5). "Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов больше, то нарисуйте рядом еще один круг. Если треугольников больше, то нарисуйте еще один треугольник."
Оценка выполнения задания:
3 балла - Сравнение проведено верно.
О баллов - Сравнение проведено неверно.
Задание 5.
Цель: выявление умения классифицировать; умения находить признаки, по которым произведена классификация.
Текст задания: "Рассмотрите эти два рисунка" (указываются рисунки к заданию 6). "На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию."
Оценка выполнения задания:
3 балла - Линия проведена правильно (к зверям).
2 балла - Линия проведена к птицам.
0 баллов - Задание не выполнено.
Задание 6.
Цель: обследование состояния моторики и зрительно-моторных координаций, умения копировать заданный письменными буквами образец.
Текст задания: «Писать вы ещё не умеете, но вам нужно срисовать эту надпись. Внимательно посмотрите, как на вашем листе написаны буквы, и ниже перерисуйте их так же».
Оценка выполнения задания:
3 балла – хорошо и разборчиво скопирован образец. Правильно передано количество букв в каждом слове.
2 балла – достаточно разборчиво скопирован образец, но имеется пропуск буквы, неверно написаны 2-3 буквы.
1 балл – с образцом совпадают 2-3 буквы.
0 баллов – каракули.
Задание 7.
Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.
Текст задания: "Посмотрите на расположенные на листе картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно будет самостоятельно назвать каждую картинку. Если в названии картинки есть звук [с] , то нужно зачеркнуть кружок под ней. Первая картинка "солнце", в слове "солнце" есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания."
Оценка выполнения задания:
3 балла - Правильное выполнение задания
2 балла - Выделен звук только из позиции начала слова. Ошибочного выделения других звуков нет.
1 балл - Наличии ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с]- [з]).
0 баллов - Отсутствие дифференциации звуков [с]-[з], [с]- [ц], [c]-[in] или полное непринятие задания.
Задание 8.
Цель: выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.
Текст задания: "Вы видите «домик» с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко - звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините линией с домиком."
Оценка выполнения:
3 балла - Правильное выполнение задания.
2 балла - Наличие ошибок в один звук.
0 баллов - Непринятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества "окошечек".
II этап - индивидуальное обследование.
Индивидуальное обследование проводится с использованием листа, на котором ребёнок выполнял задания в процессе группового обследования. Ответы ребёнка записываются на этом листе рядом с заданием.
Задание 5-И.
Если ребенок ошибся в выполнении задания № 5 в групповой работе, ему необходимо повторить задание и спросить: «Почему ты думаешь, что кругов (треугольников) больше?»
Если объяснение правильное: «Один круг лишний», «В каждом круге есть треугольник, а в этом - нет», по-видимому, ошибка связана с недостаточным вниманием к формулировке задания, и Вы сразу изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования (ставите 2 балла).
В случае неправильного ответа или его отсутствия, необходимо дать ребенку более простое аналогичное задание (5 кругов, 6 треугольников) и спросить "Чего больше?"
Если ребенок выполнил задание и верно дал объяснение, то вместо первоначальной оценки Вы ставите ему 2 балла. Если задание выполнено верно, но не дано объяснение — ставите 1 балл, если задание не выполнено и не объяснено оценка не изменяется.
Задание 6 — И.
Если ребенок ошибся при выполнении задания № 6 во фронтальном обследовании, необходимо выяснить причину ошибки. Это делается с помощью вопроса "Почему ты провел линию от белочки к этому рисунку?" Если ученик говорит: «Я ошибся! Надо было провести линию от белочки к зверям», вы ещё раз спрашиваете: «Почему ты думаешь, что надо провести линию от белочки к зверям?» В случае ответа: «Белка не птица» (или другого ответа, связанного с существенным признаком классификации) изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования (ставите 2 балла).
Если объяснение дается с опорой на внешние признаки («Чтобы на каждом рисунке было по 5 предметов», или «Птицы и белки живут на деревьях») вы изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования (ставите 1 балл). Если ребенок не может объяснить своих действий, оценка не изменяется - 0 баллов.
Задание 7-И.
Если в ходе выполнения групповой работы ребенок допустил ошибки в определении картинок, названия которых содержат звук [с], следует дать ему более простые задания. 1) Самостоятельно назвать слово с заданным звуком: «Скажи слово со звуком [с]».
2) Вернуться к заданию № 7 групповой работы и показать картинки, названия которых содержат звук [с]: «Называй каждую картинку. Если в названии есть звук [с], покажи эту картинку».
Если ребенок отобрал только картинки, в названиях которых звук [с] находится в начальной позиции, учитель говорит ему: "Ты верно выбрал эти картинки, но некоторые ты пропустил. Сейчас послушай, я назову картинки еще раз, а ты будешь говорить - есть звук [с] или нет". Учитель должен слегка интонационно выделять звук [с] при произнесении слов.
Если при первой самостоятельной попытке ребенок показал наряду с картинками, названия которых содержат звук [с], картинки, названия которых содержат звук [з] или [ш], нужно сказать ему: "Ты старался, но среди картинок, которые ты выбрал, есть лишние; сейчас я буду называть все отмеченные тобой картинки, а ты будешь говорить - есть звук [с] или нет, можешь после меня повторять слова". При произнесении слов интонационно выделяются звуки [с], [з], [ш].
Если ребенок самостоятельно выделил звук в начале слова, а из позиции середины и конца слова выделил звук после произнесения учителем этого слова с интонационным выделением заданного звука, то оценка группового обследования меняется, ставится 2 балла.
Если ребенок выделяет нужный звук с помощью учителя только в начале слова и не различает звуки [ш]-[ж], [ш]-[с] в собственном произношении, а только при восприятии образца учителя, ставится 1 балл. О баллов, за отсутствие дифференциации звуков [ш]-[ж], [ш]-[с] даже при восприятии образца учителя; за непринятие задания.
Задание 8-И.
Детям, несправившимся в ходе групповой работы с заданием № 8, предлагается дополнительное задание. «В слове "мак" три звука. Посмотри, я скажу слово и покажу, где «живёт» каждый звук.» Учитель медленно произносит слово «мак», ведя указкой по схеме звукового состава слова.
Затем учитель предлагает ребёнку назвать каждую картинку к заданию № 8 (жук, волк, утка) и сказать, какое из слов живёт в этом домике.
Если ребёнок затрудняется с ответом, учитель вместе с ребёнком произносит каждое слово и ведёт указкой по схеме звукового состава слова. Затем спрашивает: «Какое слово живёт в этом домике?».
Если ребенок самостоятельно справляется, с заданием, то оценка группового обследования изменяется (ставится 2 балла).
Если ребенок справляется с заданием только с помощью учителя, ставится 1 балл, если не справляется с заданием - оценка не изменяется (0 баллов).
Данные педагогической диагностики позволят Вам с первых дней знакомства с ребенком реализовать индивидуальный подход в обучении, определить особенности общения с каждым учеником, наметить содержание коррекционно-развивающей работы, определить тактику и стратегию работы с классом еще до начала систематического обучения.
7.
8.
Бланк обследования
Школа ______________класс_____
№ Ф.И. Месяц, год рождения Пол
М/Ж 1 2 3 4 5 6 7 8 Всего Примечания
*Если после индивидуального обследования оценка изменена, в графе «примечания» Вы отмечаете, например: «По заданию 4 балл изменён с 0 на I»
Анкета для учителя начальной школы.
класс_____________ число учащихся___________________
Инструкция.
1. В колонке № 1 проставьте порядковые номера Ваших учеников в соответствии с классным журналом.
2. В колонке № 2 напишите фамилию, имя и отчество каждого ученика в соответствии с классным журналом.
3. В колонку № 3 запишите общий балл, набранный каждым учеником при диагностике его готовности к школьному обучению (перепишите этот балл из Бланка обследования).
4. В колонке № 4 укажите, каков, по Вашему мнению, уровень понимания учениками Вашего класса Ваших объяснений на уроке. Запишите против каждого ученика его уровень.
Высокий - 3
Средний - 2
Низкий- 1
Затрудняюсь ответить - 0
5. В колонке № 5 укажите, каков, по Вашему мнению, уровень организации своей деятельности на уроке у учеников Вашего класса. Запишите против каждого ученика его уровень.
Высокий - 3
Средний - 2
Низкий - 1
Затрудняюсь ответить - 0
6. В колонке № 6 укажите, каков, по Вашему мнению, уровень умений Ваших учеников общаться со сверстниками в школе. Запишите против каждого ученика его уровень.
Высокий - 3
Средний - 2
Низкий - 1
Затрудняюсь ответить – 0
7. В колонке № 7 укажите, каков, по Вашему мнению, уровень умения Ваших учеников общаться с учителями в школе.0Запишите против каждою ученика его уровень.
Высокий - 3
Средний - 2
Низкий - 1
Затрудняюсь ответить - 0
8. В колонке № 8 укажите, каков, по Вашему мнению, уровень тревожности Ваших учеников на уроке. Запишите против каждого ученика его уровень.
Высокий - 3
Средний - 2
Низкий -1
Затрудняюсь ответить - 0
9. В колонке № 9 укажите, насколько уверенно ученики чувствуют себя на уроке. Запишите против каждого ученика его уровень.
Как правило уверенно -3
Иногда уверенно, иногда нет -2
В основном неуверенно -1
Затрудняюсь ответить - 0
10. Для заполнения колонки № 10 каждому ученику Вашего класса в течение первых двух недель в личной беседе задайте вопрос: «Нравится ли тебе учиться в школе?» Ответ ученика отнесите к одной из четырех категорий:
Да, нравится -3
Иногда нравится, иногда нет- 2
Нет, не нравится -1
Не знаю -0
11. Для заполнения колонки № 11 каждому ученику Вашего класса в течение первых двух недель в личной беседе задайте вопрос: «Где тебе больше нравится, в школе или в детском саду?» Ответ ученика отнесите к одной из четырех категорий:
Больше нравится в школе -3
Нравится и в школе и в детском саду- 2
Больше нравится в детском саду -1
Не знаю-0
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11