Методики выявления одарённых детей в начальной школе
ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСА К НАУЧНОЙ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОССПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССАХАннотация: в статье рассматриваются вопросы неоднородности интел-
лектуального и творческого потенциала детей. Описываются методики выявления одаренных детей, виды одаренностей, а также портрет одаренного ребенка. Автор статьи предлагает рекомендации родителям, воспитателям, а
также педагогам по выявлению одаренных детей и дальнейшему развитию его
способностей.
Ключевые слова: одаренные дети, портрет одаренного ребенка, интеллек-
туальная одаренность, творческая одаренность, академическая одаренность, психомоторная одаренность, художественная одаренность.
В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории
одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе.
«Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели – видят мир вовсей его свежести и первозданности, каждый день они заново придумывают
свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом».
(П. Вайнцвайг).
Работу с одарённым ребёнком нужно начинать с выявления этого ребёнка вдетском коллективе. Основной формой диагностики в начальных классах является наблюдение. После того как заметили яркие способности ученика, необходимо выявить уровень одарённости. Для этого можно использовать различные формы: анкеты для родителей, опросники, методику «Карта одарённости», методику оценки общей одарённости и др. После выявления обязательно надо согласовать свои дальнейшие действия с родителями ученика, администрацией. После этого составить план работы с одарённым ребёнком. Он может включать в себя не только темы, которые необходимо изучить в ходе работы, но и предусматривает сотрудничество с педагогическим коллективом. Психолог должен провести диагностику, тестирование, выявление, помочь составить план работы с учётом
психологических особенностей ученика. Учителя начальных классов оказать помощь друг другу в организации совместных мероприятий, предметных олимпиад, выборе наиболее результативных форм и методов работы, делиться опытом, который принёс результат. Администрация руководит, согласует, анализирует деятельность учителей и учеников. Ежегодно подводить итоги работы, и в план работы вносить соответствующие коррективы. Детский коллектив может и должен в некоторой степени влиять на развитие высокомотивированных учеников через дружеское соперничество на уроках, при проведении игр клуба знатоков, на внеклассных мероприятиях.
Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.
Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь
каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.
Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и
в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.
Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия
между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у ихсверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать,
обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Задача учителя – во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во вторых, умело их развивать и применять на практике. Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечает быстрое осмысление и переосмысление информации у одних; запоминание, удерживание в памяти и вспоминание полученной информации у
других; а концентрация внимания и легкость усвоения материала свойственны третьим.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылкидля таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительныйпроцесс.
Для эффективного выявления одаренных детей необходим комплексный
подход к процедуре исследования. Центральные фигуры в педагогическом процессе – педагог и ребенок. Исходя из этого, наблюдения педагога, его критерии выявления одаренных детей наиболее ценны. В педагогическом процессе возрастает роль педагога как диагноста, где самый главный его инструментарий педагогическое чутье, интуиция и опыт.
Одаренность бывает:
1. Академической (способность учиться): у детей незаурядный интеллект,
они обладают хорошей памятью, легко и быстро схватывают школьный мате-
риал.
2. Интеллектуальной (умение анализировать, мыслить): задают много не-
обычных вопросов, рассудительны не по годам, ясно мыслят, остро реагируют на все новое, неизведанное.3. Художественной (музыкально-художественной): дети любят музыку,
легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и лепить умеют видеть прекрасное и необычное рядом, с помощью рисунка и лепки пытаются выражать свои эмоции и чувства» с удовольствием рассматривают художественные произведения искусства.
4. Творческой (не шаблонное мышление): дети интересуются разными ме-
ханизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели.
5. Психомоторной (спортивная): дети энергичны и все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто в них выигрывают, хорошо развиты физически, координированы в движениях, ловко управляются со скакалками и мячами.
Одаренный, талантливый ребенок – это, прежде всего ребенок. Как и другим
детям, ему нужны ласка, любовь, внимание и помощь близких. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым, – задача педагогов и родителей. Всегда важно найти время радоваться ребенку. Не стоит забывать о том, что одаренном ребенку нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только в большей мере.
Одаренному ребенку нужна и дисциплина, и возможность делать ошибки и
брать на себя ответственность. Следует помнить, что одаренный ребенок уже в очень раннем возрасте склонен к очень серьезным размышлениям, интересуется глобальными проблемами, о которых часто говорят взрослые, устанавливает для себя высокие критерии, стремится к совершенству, в любом вопросе доходит до самой сути.
Одаренный ребенок проявляет понимание к другим людям, очень чувстви-
телен несправедливости, крайне критичен к взрослым, которые идут на компромисс с совестью во избежание конфликтов, склонен самонаблюдению и постоянно оценивает, что хорошо и что плохо в нем самом. Одаренный ребенок не выносит глупости, особенно когда она маскируется чьим-то авторитетом. Он стремится быть творческим, изобретательным и, как результат, ищет необычные, новые способы выполнения обычных дел. Такой ребенок, конечно же, проявляет склонности к занятиям наукой и искусством.
Портрет одаренного ребенка:
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает
его.
4. Склонен к рискованным действиям.
5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях,
которые могут не казаться другим смешными.
7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
8. Не конфликтен, не боится отличиться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Академик А.Н. Колмогоров сказал: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».
Творческие способности учеников особенно проявляются при проведении
предметных недель, которые регулярно проводятся в нашей школе, при организации литературных гостиных. Большинство детей моего класса принимают активное участие в различных предметных и интеллектуальных конкурсах уже с 1класса.
Дети моего класса также активно участвуют и в исследовательской работе.
Конечно, это не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих личностных качеств, приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Учебная исследовательская деятельность –специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности.
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.
Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то,
что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.
Список литературы
1. Одаренные дети. Общ.ред. / Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. / М.: Про-
гресс, 1991.
2. Одаренные дети в детском саду и школе. / Савенков А.И. / М.: Академия,
2000.__