Экологическая игра Мы речь свою ведем о том, что вся Земля наш общий дом
МКОУ «Вяткинская СОШ»
Усть – Пристанского района Алтайского края.
Экологическая игра
« Мы речь свою ведем о том
Что вся Земля наш общий дом»
Авторы: Гамова Галина Васильевна,
учитель географии и биологи.
Кудрявцева Вера Петровна,
учитель физики и химии
2017 год
Аннотация. Развитие познавательного интереса к предмету, привитие любви природе, явлениях и процессах происходящих в ней - одна из главных задач, стоящих перед учителем. Этот интерес можно вызвать, используя огромное количество разнообразных форм деятельности на уроке и внеклассных мероприятиях. Игровые задания всегда вызывают интерес учащихся. Поэтому разработанное нами внеклассное мероприятие проходит в форме игры , где предусмотрены домашние задания – проекты по экологии и приготовить костюмы из отходов(полиэтилен, пластика, интересные, разнообразные задания. Мероприятие можно проводить в школе, или в сельской библиотеке, так как к мероприятию приобщен библиотекарь, который знакомит ребят с Красной книгой, и делает обзор литературы на тему «Экология». Формируются 2 команды, которые выполняют задания сообща. Задействованы ребята 5,7 классов, предусмотрены задания для болельщиков.
Цели: - расширить знания о проблемах и последствиях загрязнения окружающей среды: атмосферы, литосферы, гидросферы, биосферы; - способствовать развитию интереса детей к проблемам экологии, развитию любознательности, сообразительности и находчивости. - воспитывать чувство ответственности за судьбу нашей планеты Земля
Задачи: - привлекать детей к посильному участию в охране природы, довести до сознания учащихся, что от каждого из нас зависит сохранение окружающей среды; - разъяснять, что загрязнение оболочек Земли, ведет к глобальным экологическим проблемам , которые взаимосвязаны друг с другом.
Оборудование: проектор, компьютер, плакат с игровым полем, черный ящик, красная книга, литература по экологии.
Место проведения – сельская библиотека.
Дата проведения – 15.03.2017
Ход мероприятия.
Ведущий
Есть просто храм,Есть храм науки,А есть ещё природы храм.С лесами, тянущими рукиНавстречу солнцу и ветрам Ведущий.
Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй ее святынь!
Ведущий.Она нам не жалеет ничегоДаря свои бесценные дары,И требует взамен лишь одного:Чтоб люди были к ней добры.
Ведущий. Есть один из международных праздников, отмечаемых 22 апреля, чествующий чистую Воду, Воздух, Землю. День, напоминающий всем жителям планеты об экологических катастрофах, день, когда каждый должен задуматься над тем, что лично он «здесь и сейчас» может сделать для решения насущных природоохранных проблем. Это Международный день Земли.
Ведущий. История происхождения праздника Земли уходит своими корнями в двенадцатый век и связана она с американским фермером и биологом Джулиусом Стерлинг Мортоном. Однажды, обратив свое внимание на пустынную территорию штата Небраска, на которой безжалостно вырубались имеющиеся там единичные, редко растущие деревья для строительства домов и растопки печей, он призвал всех приложить свои усилия к озеленению прерии и учредил приз для того из жителей, кто высадит небольшое количество деревьев.
Ведущий. В этот день было высажено более одного миллиона саженцев и в честь этого, в 1872 году( по другим данным 1882году), по инициативе сенатора штата Висконсин Гайлорда Нельсона был учрежден на государственном уровне официальный экологический праздник - «День Дерева», а отмечать его было решено в день рождения Мортона — 22 апреля.
Ведущий. В 2009 году на сессии Генеральной Ассамблеи ООН был учрежден международный праздник именуемый «День Матери-Земли»
Ведущий. Основной целью проведения Дня Земли (Дня Матери — Земли) является внимание людей к защите природы, формированию у подрастающего поколения чувства сопереживания всему живому, ответственности за отношение к окружающей среде. Как известно, что посеешь — то и пожнешь
Ведущий. А сейчас мы предлагаем вам немного поиграть. Принимают участие две команды смешанные из ребят 5, 7 классов. Перед вами игровое поле, на котором в квадратах зашифрованы задания. Вы называете номер любого квадрата, например В-2 или Ж — 4 и т. д. И выполняете задание открытого квадрата игрового поля. ( Приложение № 13)
Задания игрового поля.
«Следопыт». Чьи следы? По следам определить какому животному они принадлежат. (Презентация, приложение № 1)
Голоса птиц. Определить, какой птице принадлежит голос. (Презентация. Приложение № 2)
SOS – выполнить тестовые задания по теме «Загрязнение окружающей среды».
«Ромашка» - выполнить задания ведущего: - а) «Помоги природе» Вам нужно составить обращение к человечеству и объяснить какой вред наносим мы природе и как она страдает от нас. Оно должно затронуть человека, побудить его к полезным действиям. (5 минут на задание)
Пока команды готовятся вопросы болельщикам. Приложение № 4.
б). «Путаница»
Переставьте слова в нужном порядке. Выигрывает команда, справившаяся с этой задачей первой.
Пингвины – жители пустыни,
Ужата очень любят дыни,
Шоферы знают толк в малине,
Ребята ползают по трясине,
Верблюды плавают на льдине,
Медведи возят груз в машине,
Неспешно ходит черепаха,
Могучий еж не знает страха,
Колючий лев в траве таится,
За ним охотится лисица.
Нет ни склада тут, ни лада…
Переставьте все как надо!
Ответы. Приложение № 5
В) «Экологическая АБВГДейка» ( приложение № 6)
За одну минуту должны вспомнить представителей флоры, – представителей фауны, по алфавиту.
Г) Проект. Домашнее задание. Защита проектов на экологическую тему. Приложение № 7- 9.
Д) «Природа и фантазия»
Ребята, мы все любим отдыхать среди природы. Но всегда ли мы оставляем место своего отдыха в том виде, каким оно было до нашего прихода. Многие, гуляя по улице или парку, не задумываясь бросают полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки, обертки от шоколадок, чипсов, хотя до урны остается несколько шагов. Все эти брошенные вещи не разлагаются несколько лет, например, бумага будет лежать более 2-х лет, консервные банки - более 30 лет, полиэтиленовые пакеты - более 200 лет. Вам было дано домашнее задание приготовить одежду из бытовых отходов: пакетов, бутылок. Продемонстрируйте и объясните ваш костюм
«Черный ящик»
В Нью-Йоркском зоопарке у клетки с толстыми прутьями висит табличка: «Самый опасный хищник на Земле». Кого или что можно увидеть внутри клетки? (Зеркало)
Красная книга. Выступление сельского библиотекаря о истории создания и содержании книги. ( Приложение № 10)
Обзор литературы на экологическую тему. Выступление сельского библиотекаря. ( Приложение № 11)
Жюри подводят и тоги. Команда, набравшая большее количество баллов, награждается грамотой, ей присваивается звание - «Лучшие знатоки природы». Вторая команда - грамотой «За вклад в познание природы».
Учитель: ребята, сегодня вы еще школьники, а через несколько лег - рабочие, директора и руководители предприятий, фабрик, заводов, инженеры, ученые .... И я прошу вас всегда помнить, что природа - среда обитания человека, и чтобы не случилось общечеловеческой катастрофы, вы должны бережно и разумно обращаться с ней. Спасибо ребята за приготовленные проекты, за игру.
Ведущий. Я сорвал цветок, - и он увял. Я поймал мотылька, - и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте Можно только сердцем. Ведущий. Пора бы человечеству понять, Богатства у природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – живая!
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте –ка мы все навек объединимся.
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
Все исполняют песню «Земля не спит»
Земля не спит
Музыка: Добрынин В.
Слова: Рождественский Р.
Я речь свою веду о том,
Что вся земля наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том веду я речь,
Что этот дом хотят поджечь,
Хотят, чтоб к нам пришла беда,
Чтоб жизнь исчезла навсегда.
Земля не спит и каждый день
Глядит в глаза своих детей.
Тебе и мне глядит в глаза,
И нам с тобой молчать нельзя.
Я речь свою веду о том,
Что всем нам дорог этот дом.
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том веду я речь,
Что мы наш дом должны сберечь,
Давай докажем, что не зря
На нас надеется земля.
Земля не спит и каждый день
Глядит в глаза своих детей.
Тебе и мне глядит в глаза,
И нам с тобой молчать нельзя.
Земля не спит и каждый день
Глядит в глаза своих детей.
Тебе и мне глядит в глаза,
И нам с тобой молчать нельзя.
Земля не спит и каждый день
Глядит в глаза своих детей.
Тебе и мне глядит в глаза,
И нам с тобой молчать нельзя.
(Минусовка к песне – Приложение № 12)
Приложение № 4.
Вопросы болельщикам.
*Кто зимой голоден, а летом сыт? (Волк)*У кого скелет снаружи? (У насекомых, раков и других членистоногих)*Что птицам страшнее – голод или холод зимой? (Голод)* Вороне через три года что бывает? (Четыре года)*В пруду купался, а сух остался. (Гусь, утка)*Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)*Куда осенью деваются бабочки? (Большинство гибнет, другие забиваются в щели)*У кого осенью детеныши родятся? (У зайцев)*Цветы ангельские, а когти дьявольские. (Шиповник, роза)*Листья, каких деревьев осенью краснеют? (Осины, рябины, клена)*Из куста шипуля, за ногу тяпуля. (Гадюка)*Птенцы, какой птицы шипят в дупле, как змеи? (Вертиголовки) *Сколько крыльев у жука? (Две пары)*Какая рыба может превращаться в шахматную доску? (Камбала)*Какая самая маленькая птица в России? (Королек)*Какая птица сама себя называет? (Утка кряква)*Кит - рыба или зверь морской? (Зверь морской)*Какое животное на дне морском на цветок похоже? (Актиния)*Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? (Морской конек)*Назовите город, носящий имя рыбы? (Судак, Калуга).
Приложение № 5
«Путаница»
Пингвины – плавают на льдине, Ужата ползают в трясине,
Шоферы знают толк в машине,
Ребята очень любят дыни,
Верблюды - жители пустыни,
Медведи знают толк в малине,
Неспешно ходит черепаха,
Могучий лев не знает страха,
Колючий еж в траве таится,
За ним охотится лисица.
Приложение № 6.
«Экологическая АБВГДейка»
Варианты ответов:
ФЛОРА ФАУНА
А – акация аист
Б – береза беркут
В – василек варан
Г – горицвет горилла
Д – дуб дикообразЕ – ель енот
Ж – жасмин жираф
З – земляника зебра
И – ива иволга
К – клен кит
Л – липа лось
М – малина морж
Н – незабудка носорог
О – ольха ондатра
П – полынь павлин
Р – ромашка рысь
С – сосна сыч
Т – тополь тушканчик
У – улотрикс удав
Ф – фиалка фазан
Х– хвощ хорек
Ц– цикорий цапля
Ч– чистотел чайка
Ш– шиповник шакал
Щ– щавель щука
Э –элодея эму
Ю– юка юрок
Я – ягель ягуар
Приложение № 7
Берегите лес от пожаров.
Слайд 1,2 Нашу Землю часто называют зеленой планетой. Только здесь из всех известных планет существует жизнь во всем ее великолепии и разнообразии - в горах и в пустынях, на морских побережьях и в арктических льдах. Но, пожалуй, главное средоточие жизни на Земле, среда обитания самого большого числа живых организмов - это леса. Они дают и кров и пищу, укрывают от врагов и щедро делятся своими дарами.
Слайд 3. ЦИФРЫ И ФАКТЫ• 70 процентов сохранившихся на Земле неосвоенных лесов находятся на территории трех стран: России, Канады и Бразилии.• В 11 странах мира, в том числе в Финляндии, Швеции, во Вьетнаме и в Таиланде, сохранившиеся леса находятся под угрозой: только 5 процентов леса в этих странах относятся к неосвоенным, и те уже в опасности. В 76 странах мира уже нет неосвоенных лесов.• Лесозаготовки грозят стереть с лица Земли 70 процентов неосвоенных лесов, а добыча полезных ископаемых, энергоресурсов и прокладка дорог ставят под удар 40 процентов лесных массивов.• С 1991 по 1994 год потребление бумаги на душу населения выросло в мире в среднем на 86 процентов, а в развивающихся странах - на 350 процентов!.Лес – наше богатство, это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес – всегда чистый воздух. Это дом для зверей и птиц, это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Ученик. Слайд 4
Почему мы с лесом дружим,Для чего он людям нужен?Вот стоит обычный стол. Это лес!Или рама, двери, пол. Лес!А пенал красивый наш? Это лес!Или этот карандаш? Лес!Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!А тетрадка, книга? Лес! Лес!Оглянись, все вокруг – Это наш зеленый друг!
слайд 5.
Природа – наша кладовая. Все в ней есть для жизни. Но, как всякая кладовая, она постепенно истощается. С большой тревогой будут задумываться об этом будущие поколения. Охрана окружающей среды – важная задача.
Ученик.
Лес не только для нашей забавы,Он – богатство нашей страны.Все деревья в нем, ягоды травыНам на пользу, друзья, взращены.
3.Лесные пожары.
Ученик: слайд 6.
Лес, как и все живое, требует бережного отношения к себе не только лесничих, ученых, но и всех людей. Особенно страшен для леса пожар. Случайно брошенная спичка, незалитый костер – и пошел гулять по лесу огонь. Легче не допустить пожара, чем его потушить.
Ученик. Слайд 7
Забывчивый охотник на привалеНе разметал, не растоптал костра.Он в лес ушел, а ветки догоралиИ нехотя чадили до утра.А утром ветер разогнал туманы,И ожил потухающий костерИ, сыпля искры посреди поляны, Багровые лохмотья распростер.Он всю траву с цветами вместе выжег.Кусты спалил, в зеленый лес вошел.И, как испуганная стая белок рыжих,Он заметался со ствола на ствол.И лес гудел от огненной метелиС морозным треском падали стволы,И, как снежинки, искры с них летелиНад серыми сугробами золы.
Ученик: слайд 8,9,10
На сегодняшний день доля естественных пожаров (от молний) составляет около 7 %-8 %, то есть возникновение большей части лесных пожаров связано с деятельностью человека.
В зависимости от того, где распространяется огонь, пожары делятся на низовые, верховые и подземные:
.
Ученик: (слайд 11)
Влияние лесных пожаров на здоровье человека
Поскольку пожары, особенно длительные, значительно изменяют состав воздушной среды, существует опасение об их вреде для здоровья людей, а именно: возможен вред для органов дыхания и для системы кровообращения.
4. Тушение лесных пожаров.
Ученик: (слайды 12,13, 14, )При тушении лесных пожаров применяют следующие способы и технические средства:
захлестывание огня (сбивание пламени) по кромке пожара;
засыпка кромки пожара грунтом;
прокладка заградительных и опорных минерализованных полос и канав;
отжиг горючих материалов перед фронтом пожара;
тушение водой и огнетушащими растворами;
тушение с применением авиации.
Очень важно сохранять леса и не допускать лесных пожаров. Ознакомьтесь с этими памятками.
5. Памятки по предотвращению пожаров. Слайды 15,16,17, 18
Приложение № 10
Выступление библиотекаря Живаевой Е.В. : Красная книга
Кра́сная кни́га — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.
Международный союз охраны природы (МСОП) в 1948 году объединил и возглавил работы по охране живой природы государственных, научных и общественных организаций в большинстве стран мира. В 1949 году в числе первых его решений было создание постоянной Комиссии по редким видам (англ. Species Survival Commission). Её задачами было изучение состояния редких видов растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения, проведение разработки и подготовки проектов международных и межнациональных конвенций и договоров, составление кадастров подобных видов и выработка соответствующих рекомендаций по их дальнейшей охране.
Основной своей целью Комиссии было создание всемирного аннотированного списка (кадастра) животных, которым по тем или иным причинам угрожает вымирание. Председатель Комиссии Питер Скотт (Piter Scott) предложил назвать данный список Красной книгой (англ. Red Data Book) для того, чтобы придать ему ёмкое значение, так как красный цвет символизирует собой также среди прочего и опасность. Красную книгу МСОП часто называют Международной красной книгой. Данное название использовалось в отечественной научно-популярной литературе времён СССР.
Красная книга является основным документом, в котором обобщены материалы о современном состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, на основании которых проводится разработка научных и практических мер, направленных на их охрану, воспроизводство и рациональное использование.
В Красную книгу заносят виды растений и животных, которые постоянно или временно растут либо обитают в естественных условиях на определённой территории (преимущественно территории отдельно взятой страны), и находятся под угрозой исчезновения. Виды животных и растений, занесённые в Красную книгу подлежат особой охране на всей отдельной взятой территории, которую охватывает конкретное издание Красной книги.
Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные.
Первое издание Красной книги МСОП вышло в свет в 1963 году. Это было «пилотное» издание с небольшим тиражом. В два его тома вошли сведения о 211 видах и подвидахмлекопитающих и 312 видах и подвидах птиц. Красная книга рассылалась по списку видным государственным деятелям и учёным. По мере накопления новой информации, как и планировалось, адресатам высылались дополнительные листы для замены устаревших.
Три тома второго издания книги вышли в 1966—1971 годах. Теперь у неё был «книжный» формат (21,0 × 14,5 см), но, как и первое издание, она имела вид перекидного толстого календаря, любой лист которого мог быть заменён новым. Книга по-прежнему не была рассчитана на широкую продажу, она рассылалась по списку природоохранным учреждениям, организациям и отдельным учёным. Количество видов, занесённых во второе издание Красной книги МСОП, значительно увеличилось, так как за прошедшее время была собрана дополнительная информация. В первый том книги вошли сведения о 236 видах (292 подвидах) млекопитающих, во второй — о 287 видах (341 подвиде) птиц и в третий — о 119 видах и подвидах рептилий и 34 видах и подвидах амфибий.
Постепенно Красная книга МСОП совершенствовалась и пополнялась. В третье издание, тома которого начали выходить в 1972 году, были включены сведения уже о 528 видах и подвидах млекопитающих, 619 видах птиц и 153 видах и подвидах рептилий и амфибий. Была изменена и рубрикация отдельных листов. Первая рубрика посвящена характеристике статуса и современного состояния вида, последующие — географическому распространению, популяционной структуре и численности, характеристике местообитаний, действующим и предлагаемым мерам по охране, характеристике содержащихся в зоопарках животных, источникам информации (литературе). Книга поступила в продажу, и в связи с этим был резко увеличен её тираж.
Последнее, четвёртое «типовое» издание, вышедшее в 1978—1980 годах, включает 226 видов и 79 подвидов млекопитающих, 181 вид и 77 подвидов птиц, 77 видов и 21 подвид рептилий, 35 видов и 5 подвидов амфибий, 168 видов и 25 подвидов рыб. Среди них 7 восстановленных видов и подвидов млекопитающих, 4 — птиц, 2 вида рептилий. Сокращение числа форм в последнем издании Красной книги произошло не только за счёт успешной охраны, но и в результате более точной информации, полученной в последние годы.
Работа над Красной книгой МСОП продолжается. Это документ постоянного действия, поскольку условия обитания животных меняются и всё новые и новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Вместе с тем усилия, предпринимаемые человеком, дают хорошие плоды, о чём свидетельствуют зелёные её листы.
Красная книга МСОП, как и Красные листы, не является юридическим (правовым) документом, а носит исключительно рекомендательный характер. Она охватывает животный мир в глобальном масштабе и содержит рекомендации по охране, адресованные странам и правительствам, на территории которых сложилась для животных угрожающая ситуация. Эти рекомендации неизбежно, именно вследствие глобальности масштабов, носят самый общий, приблизительный характер.
Красная книга Алтайского края — официальный документ, содержащий аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов Алтайского края, сведения о их состоянии и распространении, а также необходимых мерах охраны. Учреждена в 1996 году Постановлением Главы Администрации Алтайского края. Выдержало два издания: первое в 1998 году и второе в 2006 году
Том первый. Растения
Первое издание вышло в Новосибирске в 1998 году. Во второе издание (2006 год; Барнаул) первого тома Красной книги Алтайского края внесены 212 видов растений, нуждающихся в первоочередной охране, в том числе 2 вида плаунов, 4 — мхов, 23 — лишайников, 9 — грибов, 18 — папоротников и 156 — цветковых. ПО каждому виду приводятся описания, карты ареалов, данные по численности популяций, биологии, экологии и географии видов, черно-белые рисунки, принятые и рекомендованные меры охраны
Том второй. Животные
Первое издание (1998) включало 17 видов зверей, 82 — птиц, 3 — рептилий, 2 — амфибий, 4 — рыб и 26 видов насекомых. Во второе издание (2006 год; Барнаул) первого тома Красной книги Алтайского края внесены 20 видов млекопитающих, 84 — птиц, 3 — рептилий, 2 — амфибий, 5 — рыб (добавили стерлядь), 30 видов насекомых (9 видов исключили, но добавили 13), по одному виду других беспозвоночных (медицинская пиявка и паук эрезус цинаберинус)
Приложение № 11
Выступление библиотекаря Живаевой Е.В. : «Обзор литературы по экологии»
Первый раздел представлен книгами:
- «Мир вокруг нас.» О том как возник мир, откуда произошел человек, какие законы управляют природой, ответы читатели найдут именно в этой книге.
- «Планета Земля в опасности». – английский писатель Дотто повествует о проблеме большого накопления ядерного оружия, и о том какие последствия для всей экологической системы Земли будут в случае возникновения ядерной войны.
- «Природа не прощает ошибок» З.Н.Новрузова- книга посвящена некоторым аспектам взаимодействия человека и природы. На ярких примерах показано как губительны бывают последствия безответственного поведения общества.
- «Птицы наши друзья» А.И.Рахманов – красочная книга посвящена охране птиц. Эта книга расскажет все и даже больше о птицах и будет незаменима будущим орнитологам.
- «Путешествие натуралистов» Николая Дроздова – окунет вас в тайны живой природы. Вместе с этой книгой вы посетите дельту Волги и Кандалакшский заповедник, побываете на птичьих базарах Сахалина и многое, многое другое.
Также этот раздел представлен красочными энциклопедиями о животных и растениях.
В разделе «Мир прекрасный мир живой» - собраны произведения авторов пишущих о природе и животных занимательные рассказы. И представлен такими экземплярами:
- «Алтайские жарки» –хрестоматия
- «Мясной рулет». Джорж Дарелл - «Четыре времени года». Н.Н.Зубов
-«Атлантиды пяти океанов» А.Кондратов – раскроет нам тайны затонувших материков.
Конкурс рисунков «Сохраним Биосферу»
Игровое поле: Приложение № 13.
1 2 3 4 5 6
А
SOS
SOS
Б
SOS
+ 1
В
SOS
Г
SOS
SOS
Д
SOS
- 1
Е
SOS
- следопыт
SOS – тесты на тему загрязнения окружающей среды
- голоса птиц
-черный ящик
- выступление библиотекаря
- выступление библиотекаря
- задания ведущего
- переход хода