Доклад на тему «Процесс выявления способных детей. Виды одарённости»


Доклад
на тему: «Процесс выявления способных детей. Виды одарённости»
прочитала учитель начальных классов Храмова Т.Н.

Процесс выявления способных детей. Виды одарённости.
Все дети похожи на маленькие звездочки. Все они - любознательные, творческие личности, и каждый хоть в чем-то, но талантлив. Но даже среди них всегда найдутся те, кто светит ярче, чьи способности вызывают восхищение и уважение. Их называют одаренными детьми. Одаренность бывает двух типов: общей (умственной), и специальной - художественной, социальной, спортивной, и т.д. Каждый из этих типов также имеет свои виды одаренных детей, которые зависят от специальных способностей. Например, для умственных способностей это деление происходит по предметным признакам, поэтому они бывают физико-математическими, или способностями к изучению гуманитарных предметов и т.д.
Развивая определенным образом каждый из этих видов учебных способностей, можно сформировать соответствующую научно-исследовательскую способность. Нужно сказать, что все виды одаренных детей взаимосвязаны, и все они, к какому бы типу не относились, зависят от определенного уровня развития умственных способностей.
Когда проявляется одаренность ребенка? Можно ли разглядеть одаренного ребенка дошкольника среди других детей? Педагоги считают, что дети с ранним подъемом интеллекта впоследствии сохраняют и приумножают умственные достоинства, обнаруженные у них в период ускоренного развития, и способны легко опережать своих сверстников и в школе. То есть, раннее развитие действительно свидетельствует о наличии у них особых возможностей. Многое зависит от поведения педагогов, их умения развить талант способного ребенка.
Однако, склонность детей к высоким достижениям в отдельных случаях может не проявляться сразу, а существовать в виде потенциала для развития в разных областях: общих интеллектуальных способностей; конкретных академических способностей; творческих или продуктивных способностей; лидерских способностей; психомоторных способностей; художественных и исполнительских искусств. Для выявления такого потенциала существуют тесты для одаренных детей. Они сегодня имеют как сторонников, так и противников. Многие специалисты считают, что одаренные дети должны выявляться в процессе их обучения, постепенно, на основе длительного анализа возможностей ребенка. То есть, тесты дают дополнительную информацию о ребенке, но служить для выявления его одаренности и быть единственным критерием для ее определения они не могут.
1. Высокий уровень интеллектуального развития не рассматривается как основной признак одаренности. Признается, что выдающиеся достижения возможны и при среднем уровне развития интеллекта. Отмечается важная роль эмоционально-мотивационных факторов, творческих способностей, личностных особенностей, социальных условий и т.п.
2. Вместо традиционных тестов и чисто количественных оценок уровня развития способностей предлагается глубокий качественный анализ различных проявлений одаренности, ее отличительных особенностей, характерных для данного ребенка (т.е. изучается индивидуальный путь развития).
3. Выявление одаренности проводится не в узкой зоне, связанной с задачами школьного обучения, а в широком пространстве различных видов деятельности, в которых могут проявиться способности ребенка.
Отсюда можно выделить следующие критерии дифференциации видов одаренности. По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» дифференцируются пять основных видов деятельности (практическая, познавательная, художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная), которые обеспечиваются тремя главными психическими сферами (интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой). Каждая из этих сфер характеризуется разными уровнями психической организации.
2.Согласно критерию «проявления одаренности в различных видах деятельности» разделяют общую и специальную одаренность. Общая ("глобальная") одаренность проявляется в разных видах деятельности, обеспечивая их успешность, в то время как специальная одаренность обнаруживает себя в более узком диапазоне и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (например, только в математике и т.п.).
3. По критерию "степень сформированности одаренности" следует различать актуальную и потенциальную одаренность
Наличие актуальной одаренности означает, что достигнутый ребенком уровень психического развития уже сейчас позволяет ему добиваться высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с его сверстниками пли даже с взрослыми.
Потенциальная одаренность - это лишь своеобразное «обещание на будущее». Определенные психические возможности ребенка («хороший потенциал») позволяют опытному педагогу или психологу прогнозировать будущие высокие достижения в каком-либо виде деятельности. Для развития потенциальных возможностей требуются благоприятные условия и помощь со стороны взрослых, в противном случае потенциал останется не реализованным. Выявление потенциальной одаренности (особенно где ранних форм) представляет собой очень сложную задачу, поскольку речь идет еще о несформировавшейся системе способностей. Для ее решения необходимы новые методы выявления, обучения и развития одаренных детей
5. По форме проявления можно говорить о явной и скрытой одаренности.
Заметить явную одаренность нетрудно, поскольку она сама " бросается в глаза". Высокие достижения ребенка, как правило, в этих случаях очевидны для окружающих. Он может демонстрировать их даже в неблагоприятных условиях. Скрытую форму одаренности сложно выявить даже опытному специалисту в области психологической диагностики способностей. Ее проявления в деятельности ребенка нетипичны, слабо выражены, замаскированы. Вследствие этого резко увеличивается число ошибочных заключений об одаренности ребенка, а, следовательно, и ошибочных прогнозов относительно его дальнейшей судьбы. В "гадком утенке" трудно разглядеть будущего "прекрасного лебедя".
Многие исследователи отмечают, что значительное число выдающихся людей в детстве не демонстрировали «типичных признаков одаренности».
Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений и (или) потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах:
· интеллектуальной;
· академических достижений;
· творческого или продуктивного мышления;
· общения и лидерства;
· художественной деятельности;
· психомоторной;
· Интеллектуальная сфера. Ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет выраженную и разностороннюю любознательность, часто с головой уходит в то или иное занятие, охотно и легко учится, выделяется умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому приложению знаний, знает многое, о чем его сверстники и не подозревают, проявляет исключительные способности к решению задач. Дети с одаренностью этого типа быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знания.
· Академические достижения. Академическая одаренность проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более избирательной нежели интеллектуальная. Эти дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения - в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко.
· Творческое или продуктивное мышление. Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу, демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим, неконформен); изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен по разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость); способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; он склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх. · Общение и лидерство. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми; генерирует идеи и решения задач; в общении со сверстниками проявляет инициативу; принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста; другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью; относится к сверстникам и к старшим как к равным, сопротивляясь неискренним, искусственным или покровительственным отношениям; явно принимается большинством людей, которые его знают.
· Художественная деятельность. К сфере художественной деятельности здесь относятся изобразительное искусство и музыка. Изобразительное искусство: ребенок проявляет очень большой интерес к визуальной информации; в мельчайших деталях запоминает увиденное; проводит много времени за лепкой или рисованием; весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; оригинально использует средства художественной выразительности; экспериментирует с использованием традиционных материалов; осознанно строит композицию картин или рисунков; его произведения включают множество деталей; его работы отличает отменная композиция, конструкция и свет; работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности. Музыка: ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; отличается повышенным любопытством ко всем звучащим объектам; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмичные куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает; определяет какая из двух нот выше или ниже; быстро запоминает названия нот, интервалов, аккордов; рано и свободно начинает читать ноты с листа; воспроизводит нотный текст осмысленно и выразительно; вырабатывает индивидуализированное, тонкое и дифференцированное восприятие музыкального тона; выделяется очень быстрым и прочным запоминанием музыки.
· Психомоторная сфера. Ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит движение (бег, прыжки, лазание); обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений; прекрасно владеет телом при маневрировании; для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков. · Практическая одаренность. В последние годы наметилась тенденция к выделению еще одного вида одаренности - практической. Такой ребенок вполне может иметь репутацию весьма среднего ученика. Основной его особенностью может считаться знание своих сильных и слабых сторон и способность использовать это знание. Он вырабатывает способы компенсации своих слабостей, обращаясь во внешний мир, - привлекает, например, других людей чтобы выполнить то, что сам сделать хорошо не в состоянии.
Таковы выделяемые исследователями виды одаренных детей.
Таким образом, выявление способных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация способностей посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора способных детей, необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск таких детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).
При выявлении способных детей необходимо дифференцировать:
а) актуальный уровень развития способностей, достигнутый на данном возрастном этапе;
в) особенности конкретных проявлений способностей, связанные с попытками их реализации в различных видах деятельности;
с) потенциальные возможности ребенка к развитию.