Инновационная модель развития детской одарённости через применение театральных технологий
Коммунальное государственное казённое предприятие
«Детская школа искусств посёлка Усть-Таловка»
отдела образования акимата Шемонаихинского района».
Шемонаихинский район, п. Усть-Таловка, ул. Школьная, д. 29, кв. 3.
Телефон / факс: 8 (72332) 36905. Электронный адрес: dsi_ust@mail.ru
«Инновационные модели работы
с одаренными детьми посредством
применения театральных технологий
в условиях дополнительного образования».
Доклад на презентации педагогического проекта
Направление «Педагог дополнительного образования»
Плотникова Елена Николаевна, директор. Шемонаихинский район, п. Усть-Таловка, ул. Советская, д. 33, кв. 24.
Тел. 8 (72332) 36524, сот. 87059143123.
Е-mail: 23elena07@mail.ru
Алифанов Валентин Игоревич, преподаватель театральных дисциплин.
Шемонаихинский район, п. Усть-Таловка, ул. Комсомольская, д. 9, кв. 65.
Тел. 8 (72332) 36686, сот. 87779953715.
Е-mail: alifanovvalentin@mail.ru
2014 г.
Сегодня социальный заказ общества на выявление и развитие одаренных личностей в нашей стране требует дополнительных усилий со стороны родителей, педагогов, государства.
В настоящее время актуализировано обогащение современной педагогики театральными технологиями, позволяющими моделировать так называемую «режиссуру урока», о которой сегодня и пойдёт речь.
Ведущая идея проекта: создание условий на учебных занятиях, конкурсах и внеклассных мероприятиях для сознательного, активного участия одарённых учащихся в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, радость достижения поставленной цели.
Ведущая идея проекта:
Создание условий на учебных занятиях, конкурсах и внеклассных мероприятиях для сознательного, активного участия одарённых учащихся в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, радость достижения поставленной цели.
Основные задачи для достижения реализации ведущей идеи проекта:
Развивать у одарённых учащихся:
•стремление к получению новых знаний в области искусства;
•способность к самостоятельной познавательной деятельности;
• умение использовать полученные знания на практике;
•творческие способности и инициативу.
Направления применения театральных технологий в работе с одарёнными детьми в системе дополнительного образования:
•Составление индивидуального образовательного маршрута учащегося.
•Методическая разработка учебного занятия.
•Методическая разработка внеклассного мероприятия.
•Методическая разработка системы конкурсов, фестивалей, концертной деятельности для реализации творческого потенциала одарённых детей.
•Подготовка педагога к работе с одарёнными детьми.
Вашему вниманию представлена универсальная, инновационная модель работы с одарёнными детьми, основанная на применении театральных технологий. Давайте возьмём за начало работы, учебное занятие с предлагаемыми обстоятельствами, т. е. с некими заданными условиями.
Прежде всего «режиссура урока», предполагает действенный событийный ряд и чтобы более детально понять о чём идёт речь, мы вычленим из данной модели эти понятия и пристальнее рассмотрим их.
Итак, «Действие – единый психофизический процесс, направленный на достижение цели». Действуешь, двигаешься, значит существуешь. Формулу Константина Станиславского можно представить, как «Я действую в предлагаемых обстоятельствах”. Ключевые принципы которых:
действие – единый психофизический процесс, следовательно, действие – путь к чувству;
действие может совершаться только здесь и сейчас;
творчество ученика-артиста возможно только в предлагаемых обстоятельствах и только в сфере воображения, т. е. ключик, повернули, воображение ученика заработало и вперёд в познание. Этот ход насыщает первое, естественное стремление одарённого ребёнка, пришедшего учиться, сразу выразить себя в творчестве – наша задача, верно мотивировать его действие. Возникает естественный вопрос, каким образом? Нам на помощь приходит событие.
«Событие – это сочиненная и выстроенная педагогом на основе фактов-раздражителей и режиссёрско-педагогического хода урока, так называемая «экстремальная ситуация», - другими словами некий конфликт, где две стороны вступают в борьбу за знание.
По модели занятия это:
Завязка урока – процесс организации педагогом борьбы участников за основной предмет познания. Важно организовать завязку так, чтобы все участники образовательного процесса в эту борьбу с неизбежностью. Предметом борьбы на уроке является знание, борьба же разворачивается «за основной предмет познания».
Кульминация урока –уточнение знаний и навыков, полученных в результате состоявшихся совместных открытий - предполагает абсолютную новизну.
Развязка – образовательное приращение, завоевание «основного предмета познания».
Этого чуда не произойдёт, если мизансцена на нас не сработает. Так заставьте и её быть действующей.
«Каждая возникающая ситуация пространственно как-то размещена, то есть занимает какую-то мизансцену... Обычная для школы мизансцена, когда класс сидит в затылок друг к другу, а учитель стоит напротив, – это мизансцена разъединения и конфронтации.
Однообразие мизансцен является для живых людей противоестественным, почему мы не учитываем этого в школе? Ведь в реальной жизни мы постоянно меняем свое положение в пространстве в зависимости от того, что и как мы собираемся делать. Для продуктивности нашей деятельности нам это просто необходимо. А в классе мы почему-то совершенно разные действия (читать, рассматривать, сопоставлять, спорить, искать и т.д.) должны выполнять неподвижно, располагаясь в одних и тех же местах.
Необходимо научить детей тонко ощущать пространство и темпоритмические структуры, чтобы они могли сами выбирать оптимальную мизансцену для того или иного вида работы, не создавая при этом хаоса, таким образом мы вернулись в начало нашего доклада, создание занятий в радость, приносящих пользу, не превращённых в игру, но носящих игровой характер. Именно он создает модель понимания, направленную на самоопределение человека в мире.
«Исходный смысл игры — переживание полноты бытия, практика раздвигания горизонтов бытия, порождение новых миров. Игра — это новый проект бытия. В игре человек всегда больше себя самого. Именно игра «сидит» ядром, порождающим механизмом в образовании человека. Образование — та деятельность, которая порождает новое общество, а игра — тот механизм, который запускает процесс развития в самом образовании», таким образом мы объяснили ещё одну грань нашей инновационной модели.
Предлагаю обобщить. Из выше раскрытых элементов складывается, метод действенного анализа, когда ученик с одной стороны, реальнго задаёт себе вопросы: что делаю? Зачем? Как? А педагог с другой стороны постоянно задаёт себе один и тот же вопрос: ради чего? Это и есть ваша сверхзадача занятия, т. е. сквозное действие пронизывающее всё, от завязки до самой развязки урока.
«Сверхзадача» - это компас урока, т. е. «ради чего?». Каждый педагог должен воспитать в себе чувство «ради чего?» - чтобы оно стало его профессиональным навыком. Понятия «сверхзадача» и «сквозное действие», являются основополагающими принципами организации урока по законам театрального искусства. Магическое «если бы…» или предлагаемые обстоятельства урока – это сконструированные педагогом творческие стимулы, на основе организации учебного, творческого, жизненного материала, исходя из темы урока, в классе должна возникнуть потребность в реализации той или иной познавательной задачи.
Сегодня на примере организации учебного занятия, мы рассмотрели как работает данная модель, хотя могли взять и такие её аспекты, как: индивидуальный образовательный маршрут, внеклассное мероприятие, конкурсное мероприятие, концертная программа и обучение самих педагогов, по которым активно ведётся работа в нашей школе, но это уже темы других докладов.
Наш педагогический опыт доказывает, что применение театральных технологий в преподавании любого направления, в условиях дополнительного образования, в общеобразовательной школе, способно эффективно влиять на учебно-воспитательный процесс, самое важное отвечает актуальным потребностям в образовании одарённых детей.