Открытый урок по обществознанию в 11 классе. Тема: «Чувство юмора как проявление духовного мира человека» урок анекдотов «Над чем смеёмся? Как смеёмся?»


Открытый урок по обществознанию в 11 классе
/учитель истории и обществознания Бессмертных Е.А./
Тема: «Чувство юмора как проявление духовного мира человека» /урок анекдотов «Над чем смеёмся? Как смеёмся?»
Цели: 1. Показать сущность и значение чувства юмора как проявления духовного мира человека
2. Развивать умение работать со схемами, выделять сущность представленных суждений, интегрировать обществоведческий и исторический материал
3. Воспитывать и способствовать развитию чувства юмора
Оборудование: схемы, презентация
Тип урока: урок-проблема
Ход урока
1. Организационный момент
В повседневной жизни в окружающих людях мы видим, прежде всего внешнюю сторону, и именно по ней формируем своё представление о новых знакомых: красивый это человек или невзрачный, улыбчивый или хмурый, добродушный или сердитый. Но по прошествии времени, после длительно общения внешность для нас не будет играть для нас определяющей роли. О близких людях говорят: «Главное в человеке – не внешность, а душа». Кто-то может не согласиться, возразить: «Главное- не внешность и не душа. Всё зависит от ума, мыслительных качеств. От дурака толку мало, а умный, пусть даже недобрый и некрасивый, всегда найдёт своё место в жизни». Но вряд ли с таким рассуждением можно безоговорочно согласиться. Всё – таки ум должен быть добрым, душевным, а силы своего ума стоит направлять на хорошие дела и поступки.
Возникает вопрос, что же является составляющими качествами ДУХОВНОСТИ личности?
1. Знания
2. Стремления
3. Вера
4. Чувства
Разговор об этих проявлениях займёт не один урок, сегодня же мы остановимся на чувстве юмора.
План урока
1. Что такое чувство юмора?
2. Есть ли оно у нас?
3. Анекдоты, как проявление
4. Исторические анекдоты
1. Чу́вство ю́мора — способность человека относиться к происходящему с легкостью, делать юмористические комментарии либо вести себя смешно в каких-то ситуациях. Под чувством юмора подразумевается комплекс перцептивных, когнитивных, эмоциональных, физиологических и поведенческих процессов.
Чувство юмора даётся человеку при рождении, но начинает проявляться и развивается в раннем детстве под влиянием окружающей среды, анекдотов и т. п. Отсутствие предпосылок для его развития приводит к формированию прямолинейного характера, человек с таким крайним типом личности может иметь проблемы в социальной адаптации.
Существуют исследования, в которых была предпринята попытка измерить чувство юмора у разных людей и связать его с другими характеристиками человека.
Оценки чувства юмора производятся с точки зрения различных научных дисциплин, таких как лингвистика, социология, психология, антропология. Существует порядка сотни теорий юмора. Многие теории утверждают, что назначение юмора в том, чтобы разряжать напряженность и стресс, а также в том, чтобы побуждать к поиску новых интерпретаций ситуаций. Согласно этим теориям, каждая шутка сопровождается нарастающим вниманием по мере ее изложения с последующей разрядкой, когда шутка высказана. Новые интерпретации возникают потому, что шутка показывает неожиданную ассоциацию несвязанных или даже конфликтующих обстоятельств. Некоторые теории утверждают, что юмор позволяет разрядиться агрессии. Однако во многих сообществах людей (солдаты на войне, милиция, уголовники, врачи) процветает особый юмор, иногда называемый чёрным.
Чувство юмора определяют как способность человека видеть смешное в рассказе, окружении или ситуации. Выделяют также способность шутить. Это тенденция человека делать юмористические комментарии либо вести себя смешно в каких-то ситуациях. Исследователи полагают, что юмор является физиологической защитной функцией.
Всем известно, что благодаря чувству юмора гораздо легче идти по жизненному пути, противостоять неприятностям, принимать решения и решать проблемы. Человек, обладающий хорошим чувством юмора, намного легче справляется с трудными ситуациями и переносит неудачи, оптимистично смотрит вперед и легко добивается поставленных целей. В любой ситуации, с юмором жить намного легче и приятней. Чувство юмора – позволяет легко получить дополнительный успех в общении. Люди, способные оценивать ситуацию и тактично пошутить, удивлять окружающих веселыми шутками и анекдотами, как правило, занимают особое положение в обществе, получают признание, уважение, авторитет и внимание.
2. А сейчас давайте проверим есть ли у вас чувство юмора?
На каждый вопрос отвечайте «Да» или «Нет»
1. Любите ли вы смеяться?2. Умеете ли вы с юмором выходить из неприятных ситуаций?3. Согласны ли вы с мнением, что брак – самая смешная вещь в мире?4. Смеетесь ли вы наедине с самим собой, когда читаете или смотрите по телевизору что-нибудь забавное?5. Если вы заметили, что вас обманывают, можете ли вы не показать вида?6. Рассказывают ли ваши родные, друзья веселые истории?7. Если находитесь в компании, хотите ли выглядеть самым остроумным, быть в центре внимания?8. Когда вы в плохом настроении, не раздражает ли вас смех окружающих?9. Из всех жанров вы предпочитаете комедию?10. Считаете ли вы себя человеком с чувством юмора?
Подсчитайте количество ответов, когда вы сказали «Да»:
Если ответили «Да» на 6 и более вопросов, то с чувством юмора у вас все в порядке, что помогает даже в самые трудные периоды жизни.
Если у вас 5 и менее ответов «Да», то вашему характеру не хватает легкости. Вам надо вырабатывать привычку чаще улыбаться и смеяться. Пытайтесь посмотреть на жизнь не слишком серьезно, и помните – с юмором легче преодолевать любые сложности!
3.Остановимся на анекдоте
Представьте себе:Маленькая комната, в которой стоит густой туман сигаретного дыма.Окно плотно закрыто, чтобы никакой звук не попадал в комнату.Из мебели в ней находится только маленький деревянный стол и стул.Кроме этого на полу валяется много-много бумаги... За столом сидит человек.На голове у него выдран большой клок волос (волосы лежат рядом, а их остатки торчат между пальцами его рук), лицо его измучено до ужаса, в его глазах пустота и никакого огонька. Иногда он что-то чёркает на бумаге, думает, а потом опять хватается за голову или за сигарету. Потом опять что-то пишет.Где-то раз в час он издаёт тихий вздох и откладывает бумагу в сторону или же разрывает её на мелкие кусочки. Потом курит и опять начинает писать.Он сочиняет анекдоты.
См. Интернет - анекдоты онлайн видео
Анекдо́т (фр. anecdote — краткий рассказ об интересном случае; от греч. τὸ ἀνέκδοτоν — не опубликовано, букв. «не изданное») — фольклорный жанр, короткая смешная история, обычно передаваемая из уст в уста. Чаще всего анекдоту свойственно неожиданное смысловое разрешение в самом конце, которое и рождает смех. Анекдот может быть несмешным. Это может быть игра слов, разные значения слов, современные ассоциации, требующие дополнительных знаний: социальных, литературных, исторических, географических и т. д. Анекдоты охватывают практически все сферы человеческой деятельности. Существуют анекдоты о семейной жизни, политике. В большинстве случаев авторы анекдотов неизвестны.
Анекдоты бывают разные, бывают наивные – такие анекдоты имеют простой, порой детский смысл. Бывают взрывные анекдоты, это особый вид очень смешных анекдотов, которые даже при первом знакомстве с человеком вызывают у него бурный приступ смеха. Даже тот, кто передает этот анекдот  10 раз своему другу, не может удержаться от смеха. Бывают анекдоты слегка идиотические.
1. - Ну и что вы решили по поводу Нового года?
- Мы решили - пусть наступает.
2.-  Мама, у меня завтра контрольная!
-  Не волнуйся, сынок - сейчас все повторим. Столица Германии?
-  Берлин.
-  Столица Франции?
-  Берлин. Мам, давай что-нибудь посложнее.
-  Столица Польши?
-  Берлин.
-  Какой ты у меня умный, Адольф!
3. Пришел  Иван-царевич во французский ресторан, а там: лягушки  жаре-ные, лягушки вареные, лягушки под соусом...
-  Вот они с ними как... А я-то, дурак, женился!
4. Встреча  выпускников школы. Учительница:
-  Ну как же ты живешь, Вовочка? Я помню, как ты ни на  один вопрос не мог толком ответить, все говорил, не  знаю да не знаю.
-  А я и сейчас то же самое говорю. Но потом добавляю:  "Выяснить и доложить".
5. - Дима, кем ты хочешь стать, когда вырастешь? - Ученым-орнитологом.
- Это тот, кто изучает птиц?
- Ага. Я хочу скрестить голубя с попугаем.
- Зачем?
- А если вдруг голубь заблудится, чтобы мог спросить дорогу домой.
В современном русском городском анекдоте используется относительно постоянный набор возможных персонажей (40–50 персонажей). Это представители некоторых народов и этнических категорий (русский, американец, француз, англичанин, немец, болгарин, китаец, негр; грузин, чукча, еврей, украинец), герои фильмов (Чапаев; Петька; Анка; Штирлиц, Мюллер, Шерлок Холмс, Ватсон, Чебурашка, крокодил Гена и др.), а также такие герои, как муж, жена, любовник, начальник, секретарша, профессор, аспирант(ка), студент(ы), Вовочка, учительница, милиционер(ы), прохожий и т.п. Персонажами современного анекдота могут быть также исторические лица – политические деятели, их жены и любовницы (Ленин, Крупская и Инесса Арманд; Дзержинский, Сталин, Берия, Брежнев, Хрущев, Клинтон и Моника Левински), но поскольку современные анекдоты, в отличие от литературных анекдотов прошлых веков, не претендуют на достоверность, речевые характеристики, черты характера, привычки политиков – персонажей анекдотов лишь отчасти коррелируют с определенными чертами характера и особенностями речи соответствующих исторических деятелей. Набор персонажей анекдотов меняется с течением времени. Давно уже не рассказываются анекдоты о майоре Пронине (персонаж анекдотов, популярных в 1960-е годы), а в настоящее время перестали рассказываться анекдоты об Авдотье Никитичне и Веронике Маврикиевне (эти анекдоты были чрезвычайно популярны в 1980-е годы). С другой стороны, постоянно появляются новые персонажи анекдотов, например, в 1990-е годы появились анекдоты о новых русских.
Независимо от того, имеет анекдот монологическую или диалогическую структуру, действуют ли в нем какие-то персонажи или нет, анекдот всегда имеет двучастную структуру: завязка, рассказ о каком-либо событии или происшествии, диалог персонажей, а затем неожиданная развязка, создающая «соль» анекдота, его пуанту.
С точки зрения получения комического эффекта, существует два основных типа анекдотов: анекдоты, в которых обыгрывается нелепость какой-то ситуации, несоответствие наших представлений о мире поведению персонажей (так называемые «референциальные» анекдоты) и анекдоты, в которых обыгрывается то или иное языковое явление (так называемые «лингвистические» анекдоты) – многозначность, омонимия, стилистическая дифференциация лексики и др., ср. серию лингвистических анекдотов о Штирлице (Штирлиц наклонился над картой СССР. Его неудержимо рвало на Родину;
Штирлиц открыл окно. Дуло. Штирлиц закрыл окно, дуло исчезло). Вообще, по целому ряду признаков анекдоты оказываются ближе произведениям народного театра, нежели повествовательным фольклорным или литературным жанрам, с которыми анекдот исторически связан (имеются в виду притчи, сказки, новеллы, фаблио и фацеции). Хорошо рассказать анекдот – значит не просто осуществить повествование о некотором забавном эпизоде, но представить этот эпизод «в лицах». Рассказывание анекдота – это не повествование, а представление, производимое единственным актером.
Особняком стоят абсурдные анекдоты, фактически не имеющие смысловой нагрузки (также известные как панковские анекдоты). Такие анекдоты хороши, когда надо продемонстрировать собеседнику его алогичность, непоследовательность и разрывы в логических цепочках.
*Летели два крокодила. Один красный, другой, наоборот, в Африку.*Один другого спрашивает:— Сколько стоит килограмм жареных гвоздей?Другой отвечает:— Зачем мне холодильник, когда я некурящий?!
*Шёл медведь по лесу.Видит — машина горит.Сел в неё и сгорел.
*Шёл ежик, забыл, как дышать, и — умер…[8]Потом вспомнил и пошёл дальше.
*В доме девять этажей, на каждом этаже 4 окна, в каждом окне по 2 кошки, у каждой кошки 7 котят. Сколько лет бабушке-консьержке, если хлеб стоит 10 крон?
В том числе, состоящие всего из двух слов.
Колобок повесился.
Взятка кондуктору.
Негр загорает.
Буратино утонул.
4. Истори́ческий анекдо́т — короткая поучительная история из жизни. История обязательно должна происходить с реальными людьми, в реально существующих местах, и базироваться на реальной жизни. Исторический анекдот не является разновидностью анекдота (подобно тому как морской ёж не является разновидностью ежа). Исторический анекдот не обязательно является смешным и, в любом случае, юмор не является самоцелью.
Примеры исторических анекдотов
1.Однажды философ Аристипп, который нажил состояние, восхваляя царя, увидел, как Диоген промывает чечевицу, и сказал: «Если бы ты прославлял царя, тебе не пришлось бы питаться чечевицей!» На что Диоген возразил: «Если бы ты научился питаться чечевицей, то тебе не пришлось бы прославлять царя!»
2.Один старый адмирал был представлен Екатерине II после морского боя, который он блестяще выиграл. Екатерина попросила его рассказать о подробностях этой баталии. Адмирал начал рассказ, но, по мере того как увлекался и распалялся все более, стал пересказывать свои команды и обращения к матросам, перемежая их такой бранью, что все слушавшие его рассказ оцепенели от страха, не зная, как отнесётся к этому Екатерина. И вдруг по выражению лиц придворных адмирал понял, что он наделал, и, встав на колени перед императрицей, стал просить у неё прощения. Екатерина спокойно и ласково проговорила: «Продолжайте, пожалуйста, дальше ваш весьма интересный рассказ, я этих морских названий и слов все равно не понимаю».
3.На очной ставке декабристов Пестеля и Волконского присутствовал граф Голенищев-Кутузов. В один из моментов граф не удержался и сказал: «Удивляюсь, господа, как вы могли решиться на такое ужасное дело, как цареубийство?» Пестель тут же ответил: «Удивляюсь удивлению именно Вашего превосходительства, Вы должны знать лучше нас, что это был бы не первый случай». Граф (бывший, как известно, одним из убийц императора Павла) побледнел и позеленел, а Пестель повернулся к остальным членам комиссии и добавил: «Случалось, что у нас в России за это жаловали Андреевские ленты!»
4.Во время Крымской войны стали открываться факты жутких хищений при снабжении армии боеприпасами, обмундированием и продовольствием. Возмущенный император Николай I как-то в разговоре с наследником престола (будущим царём Александром II) заметил: «Сашка! Мне кажется, что во всей России не воруем только ты да я».
5. 2 марта 1801 года. Зимний. Утро. По дворцу бежит только что проснувшийся Александр Павлович и кричит: «Папа! Папа! Ты где, папа?!» потом останавливается, задумывается… «Ах да», — вспомнил новый император и пошел в свои покои.
5. Подведение итогов
Рефлексия