Формирование связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
Солт_стік JазаKстан облысы
МаCжан Жaмабаев ауданы
Колос орталау мектебі
Северо-Казахстанская область
район Магжана Жумабаева
Колосовская неполная средняя школа
Тема:
«Формирование связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила: Мысько Т.А.
2016 год
Речь не возникает сама по себе. Она является составной частью общения, которое сочетается с какой – то другой деятельностью: практической, игровой, познавательной, творческой, поэтому необходимо позаботиться о создании определенной ситуации общения, о возникновении у детей потребности вступить в нее, о появлении у них мотива речи.
В работе с детьми целесообразно использовать следующие типы речевых ситуаций:
1. Ситуации, рассчитанные на появление потребности поделиться с воспитателем своими наблюдениями, впечатлениями, словесными находками.
2. Педагогические ситуации, связанные с необходимостью донести до ребенка знания, научить чему – нибудь.
3. Ситуации, связанные с проведением элементарного поиска.
4. Ситуации, рождающие желание передать видение окружающего, свое восприятие мира.
Развивать речь - значит формировать определенные речевые умения:
Умение ориентироваться в ситуации общения, т.е. определять, кому, зачем, о чем буду говорить;
Умение планировать высказывание, т.е. осознавать, как буду говорить (кратко или подробно, эмоционально или по-деловому), в какой последовательности излагать мысли;
Умение воплощать свой замысел в жизнь, т.е. говорить строго на тему, развивая мысль, используя различные средства выразительности;
Умение осуществлять контроль за речью.
Всеми названными умениями дети начинают овладевать в старшем дошкольном возрасте. Для эффективности этой деятельности необходимо пройти несколько этапов.
Накопление речевого опыта;
Создание устных высказываний по образцу;
Самостоятельное выполнение творческих заданий.
Придумывание дает толчок творческому воображению и самостоятельной мысли. Ребенок становится автором, он выбирает содержание рассказа и его форму
Связная речь – последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения. Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.
Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной жизни. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации.
Цель моей работы - повысить уровень развития связной монологической речи детей, создать в группе соответствующее старшему дошкольному возрасту речевое окружение. Успешное овладение монологической речью подразумевает целенаправленное обучение, формирование определенных навыков построения связных текстов.
В последнее время наши дети сталкиваются с такой проблемой как пересказ. Я остановилась на проблемах развития речевых навыков в художественной литературе. Для определения уровня развития речевых навыков провела диагностику. Качественно-количественный анализ данных позволяет сделать вывод о том, что у большинства детей возникают трудности при пересказе произведения: им сложно осуществить смысловую переработку текста, выделить основную мысль автора, не все достаточно полно владеют лексическими и синтаксическими средствами.
Сделав выводы, я поставила перед собой следующие задачи:
Изучить теоретическую и методическую литературу по данной теме.
Методически грамотно проводить занятия по развитию связной монологической речи .
Вызывать у детей чувство удовлетворения от процесса обучения.
Расширять и обогащать словарный запас детей, способствовать формированию грамматического строя речи и звуковой культуры в контексте развития связной речи.
Всеобъемлюще использовать игру как фактор речевого развития.
Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдением, беседами, чтением и т.д. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного. Пользоваться своими знаниями, выражать их словами. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все делает игры важным средством сознания направленности ребенка, который начинает складываться в дошкольном детстве.
Пересказ это связное изложение прослушанного ребенком художественного произведения.
Ребенку дается образец (рассказ), который необходимо воспроизвести своими словами. Прежде чем пересказать текст, нужно глубоко осмыслить, продумать и прочувствовать его содержание, идею. При этом ребенок не только запоминает его отдельные эпизоды, но впитывает мысли, устанавливает логические связи между ними. Художественный текст выводит ребенка за пределы непосредственно видимого, знакомит с окружающим миром явлениями, человеческими отношениями, расширяет кругозор детей.
Пересказывая художественное произведение, ребенок не только вновь переживает те эмоции, которые были вызваны первичным восприятием, но и стремится выразить с помощью слов и интонации свое отношение к прочитанному.
При пересказе развивается умение слушать и понимать литературный текст как произведение искусства, обогащается речь детей, совершенствуется ее структура, развиваются выразительные качества речи ясность произношения. Однако эти возможности будут реализовываться только в том случае, если пересказу систематически обучать.
Существуют разные виды пересказа: подробный, близко к тексту; выборочный; сжатый; творческий.
Пересказ во всех возрастных группах имеют общую структуру
1. Вводная часть. Ее цель подготовить детей к восприятию произведения повысить интерес к занятию. Понимание текста во многом определяется наличием у детей соответствующего опыта. Поэтому перед чтением важно напомнить дошкольникам аналогичные впечатления из личного опыта. Подготовить детей к восприятию произведения помогает так же рассматривание иллюстраций и картин.
Длительность вводной части занятия, и ее содержание зависят от характера и сложности произведения, от возраста детей, их жизненного опыта.
2. Первичное чтение художественного произведения без установки на запоминание для целостного восприятия произведения. Очень важно выразительно прочитать текст, интонационно выделяя диалог действующих лиц, помогая детям определить свое отношение к событиям рассказа (сказки), к героям.
3. Беседа по содержанию прочитанного произведения. Беседа помогает ребенку увидеть те внутренние связи, которые он сам не в силах еще вскрыть и осознать. Задавая дошкольникам, вопросы по поводу прочитанного, педагог помогает им не только вспомнить, но и осмыслить материал, проанализировать более или менее скрытые связи и отношения что самостоятельно дети сделать еще не в силах. Беседа закрепляет целостное восприятие литературного произведения в единстве содержания и художественной формы.
4. Повторное чтение произведения с установкой на запоминание.
5. Пересказ произведения детьми.
В зависимости от уровня умений детей, от того, читается ли новое или известное им произведение, от степени трудности его содержания построение занятий может меняться. В частности, может отсутствовать вводная беседа, если рассказ (сказка) детям уже известен или содержание понятно.
Анализируя детские пересказы, необходимо опираться на следующие требования к ним:
- осмысленность, т е. полное понимание текста;
- полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
- последовательность;
- использование словаря и оборотов авторского текста, удачная замена отдельных слов синонимами;
- правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения:
рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;
лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;
использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т. д., способствующих пониманию содержания рассказа;
наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.
Согласно проделанной работе к концу года дети могут:
значительно увеличить свой словарь,
активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый), разнообразные свойства и качества предметов.
подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений,
активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).