Текст выступления на тему Современные требования к ведению школьной документации. Нормативно-правовые документы (школьные библиотекари)


Современные требования к ведению школьной документации. Нормативно-правовые документы.
Библиотекарь: Максимова Э.В.
Цель: Ознакомить библиотекарей с основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими работу школьной библиотеки, с правилами ведения учетной и планово-отчетной документации библиотеки. Использование автоматизированных информационно-библиотечных систем в составлении отчетной документации. Номенклатура дел школьной библиотеки.
Форма представления: слайдовая презентация, работа с документами.
Текст:
Слайд № 1.
И образовательные учреждения, и библиотеки в своей работе преследуют единую цель: формирование общей культуры личности, ее интеграцию в национальную и мировую культуру, самоопределение и достижение социальной компетентности. Профессиональные интересы педагогов и библиотекарей школ пересекаются в одной плоскости, именуемой «ребенок». В педагогической сфере деятельности школьные библиотеки, не теряя своей самобытности, решают поставленные перед ними задачи: сохранение историко-культурного наследия, обеспечение доступа к информации, развитие медийной компетенции обучающихся, документальное обеспечение учебного процесса. Помимо этого одной из функций библиотек является - ведение учетной и планово-отчетной документации. Поэтому для библиотекаря знание и применение документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений и школьных библиотек обязательно.
Слайд № 2.
Современная школьная библиотека живет в многомерном информационно-правовом пространстве, которое можно представить как иерархическую систему, состоящую из нескольких уровней:
Документы международного уровня, ориентирующие и направляющие деятельность школьных библиотек. К этой группе относятся документы ООН, ЮНЕСКО, ИФЛА, международные соглашения и стандарты;
Законодательство РК, касающееся сохранения и использования культурного наследия, доступа всех категорий граждан к информации, организации рекламы;
Отраслевые республиканские законы;
Нормативные документы, подготовленные государственными органами управления и касающиеся деятельности школьных библиотек (в том числе ГОСТы)
Региональное законодательство, относящееся к деятельности школьных библиотек;
Территориальные нормативные и методические документы;
Документы, разработанные в образовательном учреждении и утвержденные его руководителем.
Слайд № 3 - 4.
Документы международного уровня:
«Конвенция о правах ребенка», (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.). В ст.28 предусматривается право ребенка на образование, в том числе право на доступ к информации и материалам.
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.).
Декларация и План действий “Мир, пригодный для жизни детей” (приняты резолюцией № S-27/2 специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 10.05.2002 г.). Пункт 14 гласит: «Мир, пригодный для жизни детей, - это такой мир, в котором все дети получают наилучшие возможные условия в начале жизни и имеют доступ к качественному базовому образованию...»
Доклад “Образование для всех: выполнение наших общих обязательств” (принят Всемирным форумом по образованию. Дакар. Сенегал, 26-28.04.2000 г.)
“Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период” (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14.12.1995 г.). В п.25 Программы указывается на то, что «следует подчеркнуть значение развития информационных навыков поиска информации, доступа к ней и ее использования...»
Международная программа ЮНЕСКО «Память мира»
(1996 г.). В рамках сотрудничества Казахстана с ЮНЕСКО ведется работа по подготовке казахстанских номинаций во Всемирный регистр документального наследия ЮНЕСКО «Память мира». Сегодня в данном регистре – рукописи Ходжи Ахмеда Ясави, архивные материалы о деятельности антиядерного движения «Невада-Семей» и Архивные фонды Аральского моря.
Международная программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (2000 г.) – единственная межправительственная программа, целиком направленная на продвижение всеобщего доступа к информации и знаниям в интересах развития.
Слайд № 5.
Школьному библиотекарю необходимо знать и о документах, непосредственно относящихся к библиотекам. В ряду этих документов:
Манифест о публичной библиотеке ИФЛА/ЮНЕСКО 1995 года. Данный манифест определяет школьную библиотеку «как часть более широкой библиотечно-информационной системы», что весьма важно для библиотек ряда стран, где школьную библиотеку склонны рассматривать лишь как вспомогательное подразделение школы.;
Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках: Место школьной библиотеки в обучении и образовании для всех (принят в 2000 году на 66-й Генеральной конференции ИФЛА; Манифест ИФЛА об Интернете 2002 года. Данный манифест говорит о необходимости «представления пользователям квалифицированной помощи в использовании выбранных ими информационных источниках и услугах».;
Руководство ИФЛА/ ЮНЕСКО для школьных библиотек 2002 года;
Рекомендации по библиотечному обслуживанию подростков и молодежи (ИФЛА – Секция библиотек, обслуживающих детей и подростков, 2003 г.).
Слайд № 6.Государственное законодательство в области организационной деятельности школьных библиотек.
Основные направления развития, а также функции и характер деятельности школьных библиотек определяются законодательством Республики Казахстан.
В основе законодательства РК, касающегося проблем сохранения и использования культурного наследия, доступа всех категорий граждан к информации, организации рекламы, лежитКонституция РК, которая обеспечивает право граждан свободно получать информацию.
Важнейшее место в законодательной базе, касающейся библиотек, занимает Закон РК «О культуре»;
Закон РК «Об охране и использовании историко-культурного наследия», (июль 1992 г., с изменениями от 05.10.95);
Государственная программа «Культурное наследие» на 2004-2006 годы (от 13 января 2004 года №1277) сыграла неоценимую роль в возрождении, сохранении и пропаганде своей культуры.
Слайд № 7.
Современные библиотеки, в том числе и школьные, ориентируются в своей деятельности на расширенную законодательную базу, включающую Законы РК:
“Закон об образовании” от 27.07.2007 г.
«О правах ребёнка в Республике Казахстан»(8.08.2002 г.)
«О языках в Республике Казахстан»(11.07.1997 г., с измен.идоп.на 30.01.2014 г.)
«Об информатизации»(11.01.2007, с измен. и доп.на 13.01.2014 г.)
«О рекламе»(19.12.2003 г., с измен.и доп. 18.06.2014 г.)
«Об авторском праве и смежных правах» (10.06.1996 г., с измен.и доп. 24.12.2012 г.)
«Об утверждении Правил пожарной безопасности» (Постановление Правительства РК от 9 октября 2014 г. № 1077)
Трудовой кодекс Республики Казахстан (15.05.2007,с изм. и доп. по 29.09.2014 г.)
Слайд № 8-10.
Отраслевые нормативно-правовые акты РК, ориентирующие деятельность библиотек:
К нормативным документам, подготовленными государственными органами управления относятся различные программы развития образования.
Концепция развития образования РК до 2015 года (2004 г.)
Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 гг. от 7.12.2010 г.
Концепция воспитания в системе непрерывного образования РК от 2009 г.
Концепция государственной молодежной политики РК до 2020 года “Казахстан до 2020 года “Казахстан 2020: путь в будущее”(одобрена постановлением Правительства РК от 27.02.2013, № 191)
Концепция предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся (2006 г.)
Стратегия Гендерного равенства в РК на 2006-2016 гг.(29.11.2005 г.)
Постановление правительства РК от 11 июня 2012 г., № 778 «Квалифицированные требования, предъявляемые при лицензировании образовательной деятельности»
Постановление Правительства РК от 25 июня 2012 г., № 832 “Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы”
Приказ МОН РКот 7 августа 2013 года № 323«Об утверждении Правил проведения и условий аттестации гражданских служащих в сфере образования и науки, а также Правил проведения и условий аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих образовательные учебные программы дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования»
Стратегия “Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства”. Согласно стратегии одним из важных приоритетов образования является усиление воспитательной работы.
Слайд № 11.
Другая группа документов – государственные стандарты. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД) объединяет в себе общетехнические и организационно-методические стандарты, регламентирующие правила представления данных, описания документов, функционирования библиотечных фондов, оформления печатных и электронных изданий и многое другое. Стандарты системы СИБИД являются межгосударственными, то есть принимаются и используются в странах СНГ совместно (они имеют обозначение ГОСТ).
Основопологающим является ГОСТ 7.55-99 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу» (СИБИД).
С полными текстами некоторых ГОСТОв можно ознакомиться в Интернете на сайтеhttp//www.gsnti-norms.ru.
Слайд № 12.
Наряду с государственными стандартами важное значение имеют нормативные документы, подготовленные государственными органами управления РК и касающиеся деятельности школьных библиотек:
Организация работы школьных библиотек: инструктивно-методические рекомендации и учётные формы / Республиканская научно-педагогическая библиотека; Редактор А.А.Насырова; Составитель А.С.Аманова. – 2-ое изд., перераб. и доп. – Алматы:, 2012. –319 с.
Приказ Министерства образования и науки Республики Казахстан “О мерах по улучшению качества работы библиотек общеобразовательных школ Республики Казахстан” от 3 июля 2001 г. №522.
Приказ Министерства образования и науки Республики Казахстан “Инструкция о формировании фонда библиотеки государственной организации образования Республики Казахстан” от 18 июля 2003 г. №508.
Приказ Министерства образования и науки РК от 17.08.2000.№ 827 “Об утверждении документов о библиотечном деле для библиотек образования школ РК.
Ранее основным документом, которым руководствовались в вопросе обеспеченности учебниками школ, было Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 апреля 2003 года №173 «Об утверждении Правил обеспечения учебниками обучающихся и воспитанников организаций образования». В апреле 2012 года Постановлением Правительства Республики Казахстан данный документ признан, как утративший силу.
Слайд № 13.
Основные документы, регламентирующие работу библиотеки:
Примерное положение о библиотеке;
Примерные правила пользования библиотекой;
Примерные должностные инструкции;
Квалификационные требования;
Примерное положение о медиатеке;
Примерные правила пользования медиатекой.
На основании всех вышеперечисленных документов составляется внутренняя нормативно-регламентирующая документация школьной библиотеки, которую можно разбить на три группы:
Локальная (основная регламентирующая внутрибиблиотечная документация);
Документы учета и контроля по основному фонду библиотеки;
Документы учета и контроля по учебному фонду библиотеки.
Слайд № 14.
Локальная (основная внутрибиблиотечная) документация:
Устав общеобразовательной школы и правила внутреннего распорядка.
Положение о школьной библиотеке.
Правила пользования библиотекой.
Должностные инструкции работников библиотеки.
Паспорт библиотеки.
График работы библиотеки.
Годовые отчеты библиотеки за предыдущий год (текстовой и статистический).
Годовой и месячный планы работы.
Инструкция по технике безопасности в ШБ.
Инструкция по пожарной безопасности в ШБ.
Все документы этой группы утверждаются директором школы.
Слайд № 15-16.
Документы учета и контроля по основному фонду:
Инвентарные книги.
Книга суммарного учета.
Накладные и акты на прием книг и др. документов.
Папка актов движения фонда (списание, передача и т.д.).
Тетрадь учета книг, принятых взамен утерянных.
Акты о проведении инвентаризации и проверок фонда.
Дневник работы школьной библиотеки.
Тетрадь учета подарочных изданий.
Тетрадь учета изданий, не подлежащих записи в инвентарную книгу (брошюрный фонд).
Журнал учета нетрадиционных носителей информации.
Читательские формуляры.
Журнал учета библиографических справок и справок ИРИ и ДОР.
Журнал учета использования компьютерных ресурсов.
Слайд № 17.
Документы учета и контроля по учебному фонду:
Книга суммарного учета учебного фонда.
Копии накладных по доставке учебников.
Папка актов движения учебного фонда (списание, передача и т.д.).
Тетрадь учета фонда учебников временного хранения.
Журнал учета фонда учебников временного хранения.
Журнал регистрации учетных карточек учебников. Учетная картотека учебников.
Копии бланков-заказов учебников
Тетрадь учета замены учебников.
Документы по учету выдачи учебников (карточки, список учащихся).
Статистический отчет об обеспеченности учебной литературой учащихся по предметам
Слайд № 18-19.
Особо хочется обратить внимание на формы учета библиотечного фонда учебников. Согласно «Инструкции фонда библиотеки государственной организации образования РК» учет учебников осуществляется групповым способом и ведется в «Книге суммарного учета учебников», а также на каталожных (учетных) карточках размером 75 мм х 125 мм).Карточки с библиографическим описанием изданий учебников расставляются в учетную картотеку по классам, а внутри классов – по алфавиту фамилий авторов или заглавий. Количество выданных учебников отмечается на оборотной стороне учетных карточек. Для контроля за сохранностью учетных карточек они регистрируются в «Журнале регистраций учетных карточек библиотечного фонда учебников организаций образования». Порядковый номер при записи в «Журнал регистрации учетных карточек» присваивается и карточке. И на все экземпляры учебников, записанных в данной карточке, присваивается этот номер с пометкой в скобках порядкового номера экземпляра,151 (1), 151 (2), 151 (3) и т.д.
Слайд № 20.
Наличие компьютера в библиотеке дает нам возможность изготовления и распечатки необходимых нормативных документов, а также использовать информационные системы в работе школьных библиотек. На сегодняшний день для библиотекарей созданы две программы – ИРБИС и MARG-SQL.
ИРБИС - Интегрированная Развивающаяся Библиотечная Информационная Система.
Авторы и дилеры ИРБИС представляют свое детище как современную, удобную систему, совместимую с другими корпоративными библиотечными системами. Система ИРБИС позволяет облегчить, традиционную рутинную работу библиотекарей: автоматизировать основные библиотечные процессы. ИРБИС включает все типовые библиотечные технологии: комплектование, систематизация, каталогизация, читательский поиск, книговыдача и администрирование.
Основой автоматизации библиотек общеобразовательных учреждений является автоматизированная информационно-библиотечная система (АИБС) «MARG-SQL-версия для школьных библиотек», которая предоставляет библиотекам следующие возможности:
- формировать электронный каталог книг, учебников и других информационных источников, находящихся в школьной библиотеке.
- получить доступ к удаленным базам данных.
- вести информацию о структуре школы и количестве учащихся в каждом классе для автоматического определения обеспеченности учебниками.
- автоматизировать процесс учета выдачи книг.
- вести автоматизированный учет должников школьной библиотеки по классам.
- формировать заказ учебников с использованием базы данных рекомендованных учебников и учебных пособий.
- подобрать необходимую для урока литературу, воспользовавшись электронным каталогом и списком ключевых слов, соответствующих школьной тематике.
В учреждениях образования должен быть сформирован полный пакет нормативных документов, регламентирующих деятельность школьных библиотек.