Урок химии в 10 классе на тему Предельные и непредельные углеводороды В гостях у Шерлока Холмса и доктора Вастсона



МБОУ «АСОШ № 3» п. Центральный


Урок химии в 10-м классе


Тема: «ПРЕДЕЛЬНЫЕ И НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ»






Учитель: Васина М.А.






Центральный – 2014 г.



Цели урока:
Развивать познавательную активность, применяя нестандартные игровые формы.
Провести смотр знаний, сделав акцент на теории химического строения органических веществ, принципах пространственного строения, природе химических связей, решении задач по определению молекулярной формулы вещества, изомерии и гомологии, генетической взаимосвязи предельных и непредельных углеводородов.
Вырабатывать навыки, связанные с наблюдениями, логическим мышлением, а также делать выводы, объяснять ход эксперимента, выделять главное, сравнивать, научить обобщать, отстаивать свое мнение.
Прививать интерес к химии, познакомить с ее ролью в современном мире.
Развивать творческие возможности школьников, чувство прекрасного.
Воспитывать ответственность при подготовке и во время игры.

Оборудование и реактивы: для каждой команды – набор реактивов: вода, растворы индикаторов, спиртовка, пробирки, а также карточки и плакаты с заданиями, два письма в конвертах.

Оформление класса: кафедра изображает стол в кабинете Шерлока Холмса. На столе химическая посуда: пробирки цилиндры, колбы, бутыли, пузырьки; приборы для разделения веществ, собирания газов, перегонки веществ, а также аппарат Киппа; песочные часы, скрипка, лупа, микроскоп, образцы минералов горных пород, книги, тетради.

На доске записана тема и девиз урока.

Честь науке – ей дано уменье
Выводить нас из недоуменья.
М.Светлов






Ход урока
Тема урока

Учитель. Сегодня у нас необычный урок – детективный. Вести расследование будут две команды. Великий детектив Шерлок Холмс имел свою «химическую биографию». Он, как известно, был прекрасным химиком. Еще обучаясь в колледже, Холмс около двух месяцев занимался в Лондоне опытами по органической химии, работал в больничной химической лаборатории. Он обладал познаниями в области химии и был прекрасным экспериментатором.
Используя дедуктивный метод, он быстро и оригинально раскрывал запутанные и необычные преступления, большинство из которых требовали знания органической, неорганической и аналитической химии.

В расследовании преступлений участвуют две команды: команда Шерлока Холмса и его помощников и команда доктора Ватсона с помощниками. Каждое раскрытое «дело» оценивается баллами. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Все участники этой команды получают высокие отметки. Кроме того, оцениваются знания всех ребят, активно работавших на уроке.

II. Взломщики
Ученица. Помогите! Помогите! Я кладовщица. Сегодня ночью ко мне на склад залезли воры. Они взломали замок и похитили два мешка. Что было в мешках, я не знаю, их так много. Остались только две горки сыпучих веществ. А у меня скоро инвентаризация. Помогите мне установить, что это за вещества.

Команды с помощью качественных реакций устанавливают состав сыпучих веществ. Учитель оценивает выполнение задания. Высшая оценка – 4 балла.

III. Шпаргалка
Ученик. Ребята, я узнал, что здесь могут помочь. Я сегодня сдаю экзамены по химии в полицейской академии, но я не очень силен в химии. Случайно мне на глаза попалась шпаргалка, к сожалению, она помята и изорвана. Кое-что можно разобрать. Пожалуйста, восстановите запись как можно быстрее.

Учащиеся выполняют задания на карточках.

Карточка 1.

+ Cl2 – CH3Cl + HCl


Карточка 2.

С2Н6 – Н2 +


Учитель. Определите тип реакции и условия ее протекания.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Учитель оценивает ответы. Высшая оценка – 2 балла.



IV. Два красавца
Ученица. Уважаемые детективы, у меня к вам очень деликатное предложение. Дело в том, что я, кажется, влюбилась. Мне понравились два красавца, и я не могу сделать выбор. Оба очень симпатичные, но у меня о них очень скудные сведения. Я бы хотела узнать о каждом из них побольше:
- установите их личности;
- к какому классу относится каждый из них;
- какие у них связи;
- с кем дружат, общаются и при каких условиях;
- где работают, то есть находят применение.

Учитель. Вы получаете карточки с задачами на нахождение молекулярной формулы вещества по процентному содержанию химических элементов.





Карточка 3.


Определите молекулярную формулу вещества, если плотность паров его по водороду (при н. у.) равна 28, содержание углерода в нем составляет 85,7 %.



Карточка 4.


Определите молекулярную формулу углеводорода, содержащего 82,7% углерода, относительная плотность которого по азоту равна 2,07
(при н.у.).



Учащиеся решают задачи. Учитель проверяет решение. Высшая оценка – 5 баллов.

V. Чудовища
Ученица (вбегает запыхавшись). За мной гнались страшные существа. Я очень испугалась, еле убежала. Я шла спокойно по лесу, пела песенку, рвала цветочки. И вдруг из-за кустов – чудовища. Я таких ни разу не видела. Бросилась бежать со всех ног. Отдышавшись, я набросала их портреты. Скажите, кто они.
Учитель. Дайте название веществам по систематической номенклатуре. К какому классу эти соединения относятся?

Карточка 5.

Н3С

С СН3
Н2С
С С


Н3С СН3 СН3 СН3


Карточка 6.
СН3

Н3С СН3
Н3С С С
Н3С
Н

С С


Н Н


Учащиеся характеризуют вещества. Учитель оценивает ответы. Высшая оценка – 4 балла.
VI. Банкрот
Ученик. Все! Это конец! Я банкрот. Моя фирма! Мое детище! В фирму проникли два мошенника. Они занимались подделкой документов. С одних банковских счетов они снимали деньги, переводя их на другие.
Я спохватился слишком поздно! Но у меня есть улика – два документа, где они оставили следы.
Уважаемые детективы! Вы пользуетесь авторитетом, раскрываете все преступления. Умоляю вас, верните мне честное имя, выведите преступников на чистую воду. Назовите их.
Учитель. Осуществите цепочку превращений. Определите вещества А и В. Кто из них постоянно снимал со счетов деньги, а кто всегда принимал?

Карточка 7.

+ Cl2
А --------------------- В ---------------------- С2Н4
- HCl



Карточка 8.

+ Н2 + Cl2
С2Н4 ------------------ А ---------------------- В



Учащиеся восстанавливают цепочку. Учитель выставляет оценки. Высшая оценка – 3 балла.

VII. Драка
Шерлок Холмс (одной команды). К нам поступило сообщение, в котором говорится, что на одной из улиц под названием «Углеводородная» произошла драка.
На допросе свидетель показал, что всего было семь участников. Из них двое зачинщиков. По внешнему виду у них одинаковое строение тела, только рост разный. Потом подошли еще двое, чтобы разнять их, и в результате пострадали больше всех. Как выглядели пострадавшие?
Они одинаковые по росту, но внешне совершенно разные, непохожие. Трое в драке не принимали участие, они стояли и смотрели издали.
Учитель. Вам представят всех задержанных, каждый имеет номер. Вам необходимо назвать (указать номера) двух зачинщиков (у них похожее строение тела, но рост разный), двух пострадавших (одинаковый рост, внешне непохожие) и трех зрителей. Приведите необходимые пояснения с химической точки зрения.
Карточка 9.


1) Н3С – СН – СН3 2) Н3С – С = С – СН3
СН3

3) Н3С – С = СН – СН3 4) Н2С = С – СН = СН2
СН3 СН3

СН3
5) Н3С – СН2 – СН – СН3 6) Н2С = СН – С – СН2 – СН3
СН3 Сl

7) Н2С – СН – СН3

Н2С – СН2



Учащиеся выполняют задание. Учитель оценивает правильность ответов. Высшая оценка – 5 баллов.

VIII. Тайнопись
Ученица. Подождите, подождите. Кажется я вовремя. Письма Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону. Меня попросили передать, а от кого – неизвестно.
Учитель. Эти письма написаны симпатическими чернилами – раствором серной кислоты. Для прочтения письма вам необходимо нагреть письма над пламенем спиртовки, соблюдая правила техники безопасности, и прочитать то, что там написано.

Карточка 10 Карточка 11


СnH2n+2


СnH2n

Учитель оценивает работы. Высшая оценка – 2 балла.

«Ты - мне, я - тебе»
Команды задают по очереди друг другу вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Суеверные люди объясняют появление «блуждающих огоньков» на болоте проделками лешего, ведьмы и другой нечистой силы. А вы как считаете? (При гниении растительных остатков на дне болот в анаэробных условиях под влиянием микроорганизмов образуется болотный газ – метан, который способен самовоспламеняться на воздухе, порождая «блуждающие огоньки».)
Школьный учебник по органической химии утверждает: «Метан – газ без цвета и запаха» Почему же тогда при слабой утечке природного газа в квартире ощущается неприятный запах? ( В газ, который поступает в сеть потребителей, добавляют ничтожное количество серосодержащих органических веществ из группы меркаптанов, обладающих неприятным запахом. Газ, содержащий всего 1/460000000 мг метилмеркаптана, уже имеет неприятный запах. Запах – сигнализатор, который позволяет обнаружить даже слабую утечку газа.)
В одном пособии по химии предложена цепь, состоящая из следующих звеньев: парафин – растворимость в воде – электрическая проводимость – упаковочный материал. Какая логическая связь существует между звеньями этой цепи? (Парафин имеет молекулярную кристаллическую решетку, которая обуславливает его относительную плотность, нерастворимость в воде, отсутствие электрической проводимости. Бумага, пропитанная жидким парафином, становится влагонепроницаемой и используется как упаковочный материал.)
Какая связь между парафином и спичками? (При производстве спичек соломку около головок пропитывают расплавленным парафином. Высокая теплотворная способность, легкая воспламеняемость парафина обеспечивает эффективный переход пламени от головки к соломке, возгорание соломки, яркость пламени. При горении парафина не образуется копоть, дым и вредные вещества.)
Картофель, собранный хозяйкой на дачном участке, был помещен в подвал на зимнее хранение. Чтобы клубни картофеля лучше хранились, она положила в закром несколько зрелых яблок. Какова роль яблок в сохранности клубней картофеля? (Газ этилен, выделяемый зрелыми плодами яблонь, вызывает торможение ростовых процессов. Клубни картофеля дольше сохраняются и не прорастают.)
Почему нельзя делать птичьи домики из пластмассы? (Пластмассовые домики крайне опасны для птиц, так как пластмасса в отличие от дерева не способна впитывать влагу и через мельчайшие поры выпускать ее наружу. Поэтому водяные пары, выделяемые при дыхании, поглощаются подстилкой и не покидают домик. В домике образуется повышенная влажность, которая губительна для жизнедеятельности птиц и приводит их к гибели.)
Турист, отправляясь в поход, налил горячий чай во фляжку из пластмассы. Фляжка имела маркировку: «Для холодной воды». Правильно ли поступил турист? Почему? (Нет, неправильно. Фляжка с маркировкой «Для холодной воды» изготовляется из полиэтиленовой пластмассы низкого давления. В качестве катализатора при получении пластмассы используются соединения хрома и титана. Тепло, выделяемое чаем, вызывает переход части ионов хрома и титана из пластмассы в жидкость.)
Какие реакции лежали в основе принципа действия карбидных фонарей, применявшихся для освещения в XIX веке? (В фонарь, наполненный карбидом кальция, по каплям поступала вода, а получившийся ацетилен поступал в горелку и использовался для освещения.)

Х. Итоги урока
В конце урока команды посчитывают набранные ими баллы, учитель объявляет выигравшую команду, подводит итоги урока, выставляет оценки всем участвующим.
В гостях у Шерлока ХолмсаTimes New Romanи доктора ВатсонаTimes New Roman15