Конспект урока на тему: «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: ХРАНЕНИЕ И ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ»
УРОК ИНФОРМАТИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: ХРАНЕНИЕ И ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ»
Канунникова Ксения Михайловна
Учитель информатики
Технологическая карта урока
Предмет: Информатика
Класс: 7 класс
Автор учебника: УМК Информатика: учебник для 7 класса /. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015
Тема урока: Информационные процессы: хранение и передача информации
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: организация усвоения материала по теме: «Информационные процессы: хранение и передача информации»; совершенствование умений пользоваться ЭОР, выделения и структурирования информации; представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; осознание ценности возможностей хранения, передачи и обработки информации человеком.
Предметные результаты: знание примеров передачи и хранения информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике.
Метапредметные результаты: основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.
Личностные результаты: владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; формирование целостного мировоззрения.
Цели нашего урока:
организация усвоения материала о средствах хранения и передачи информации;
совершенствование умений работать с информацией: выделение и структурирование;
осознание ценности возможностей хранения и передачи и информации человеком.
Оборудование: компьютеры с выходом в Интернет, проектор.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Возможные используемые инструменты
Мотивация к учебной деятельности
(1-2 мин)
Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Актуализация знаний, формулирование темы, постановка целей, пробное учебное действие
(3-5 мин)
Ставит проблемный вопрос (просит заполнить столбец «Знаю»)
Вспоминают известный материал, заполняют первый столбец, демонстрируют друг-другу результат
Толстый и тонкий вопрос
выявление места и причины затруднения
(5-7 мин)
Проводит параллель с уже известным материалом, и выдвигает проблему (просит заполнить столбец «Хочу узнать»)
Заполняют столбец «Хочу узнать», обсуждают результат в парах, выбирают наиболее интересные вопросы
Проблемный вопрос
Физ. минутка
Учитель проводит физ. минутку
Выполняют физ. минутку
Построение проекта выхода из затруднения
(10 мин)
Записывает выбранные школьникам вопросы на доске, просит учащихся самостоятельно ответить на них с помощью учебника и ЭОР.
Учащиеся работают с учебником и ЭОР, делают пометки возле тех вопросов, на которые удалось найти ответы.
Инсерт
первичное закрепление во внешней речи (1-2 мин)
Создаёт ситуацию успеха. Организует самостоятельную работу и работу в парах для самооценки.
Учитель просит ребят обменяться полученной информацией.
А так же предлагает рассказать, что особенно заинтересовало, удивило и что нового ребята узнали
В устной форме учащиеся обмениваются полученной информацией
Обсуждение
Корзина идей
самостоятельная работа с самопроверкой (3-4 мин)
Инсерт
включение в систему знаний и повторение
(5 минут)
рефлексия учебной деятельности на уроке
(5 мин)
Учитель предлагает вернуться к списку вопросов, и выяснить, на все ли вопросы найдены ответы, а также задать новые вопросы, которые возникли в процессе работы с информацией
Учащиеся пишут итоговый текст-резюме, начиная со слова: «Оказывается,».
«Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю», «Телеграмма», «Синквейн»
Домашнее задание (2 мин)
Учитель предлагает разноуровневые задания для работы дома
Записываю домашнее задание
Конспект урока информатики в 7 классе
\
Ход урока:
I. Стадия Вызова.
1. Ребята, на каждом уроке вам задают домашнее задание, по русскому языку, литературе, географии, математике и тд. И для того чтобы его качественно выполнить вам необходимо уметь выполнять различные действия с информацией. Что вы понимаете под словосочетанием «действия с информацией»? (собирать, обрабатывать) Как мы можем обобщить эти понятия? (информационные процессы)
На прошлом уроке мы говорили о таких информационных процессах как сбор (поиск) и обработка информации.
Как вы думаете, какие еще действия вам понадобятся для работы с информацией? (хранение и передача)
Молодцы ребята, а теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока? (информационные процессы: хранение и передача информации)
Замечательно, а сейчас давайте обозначим цели урока, ответив на следующие вопросы:
Мы должны:
Узнать___________________________
Понять___________________________
Научиться________________________
2. И так, выясним, что же такое процессы хранения и передачи информации, и для этого я прошу вас вспомнить все, что вам известно о хранении и передачи информации и заполнить 1 графу «Знаю» в таблице «Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)», которая расположена на бланках, лежащих у вас на столах. Так же прошу обратить ваше внимание на таблицу оценки и самооценки, к которой мы вернемся в конце занятия. Записываем в графу «Знаю», все что можем вспомнить о хранении и передачи информации, у вас 2 мин, приступаем.
Знаю
Хочу знать
Узнал
3. Ребята, а теперь в парах познакомьте друг друга с содержанием своих записей.
2-3 ученика по просьбе учителя сообщают известные им сведения о средствах хранения, передачи и обработки информации всему классу, остальные при необходимости вносят дополнения и уточнения.
Учитель фиксирует основные сведения на доске.
4. А теперь, я предлагаю вам заполнить вторую колонку таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)»,, а для этого сформулировать вопросы о средствах хранения и передачи информации, на которые вы не знаете ответов.
В качестве опоры, я предлагаю список вопросительных слов:
что, какие, как, сколько, где, почему, когда (толстые вопросы)? У вас 3 минуты, приступайте!
5. Ребята, а теперь обсудите в парах составленные вами вопросы и выберите наиболее интересные и наиболее важные для понимания данной темы. После чего озвучьте их.
Учитель их также записывает на доске.
Вопросы, заданные учениками:
Как сохранить информацию?
Какие средства хранения информации существуют?
Как передается информация?
6. Физ. минутка (1-2 мин)
II. Стадия Содержания.
1. Найти ответы на поставленные вопросы, можно по-разному.
Какие источники и способы поиска информации вы знаете?
Учащиеся перечисляют источники и способы поиска: можно обратиться к учебнику, к какой-либо поисковой системе Интернета.
Молодцы ребята, и мы воспользуемся некоторыми из них, обратимся к учебнику и интернету, а для этого мы разделимся на две группы:
1я группа должна ознакомиться с информацией на странице 18-19 учебника, п 1.2.4, а после воспользовавшись «Приложением 1», которое находится на рабочих стола компьютеров, обратиться к ЭОР
2я группа знакомиться с информацией на странице 19-20 учебника, п 1.2.5, а после также воспользовавшись «Приложением 1», которое находится на рабочих стола компьютеров, обратиться к ЭОР.
Ваша задача, по ходу работы с учебником и ЭОР делать пометки в учебнике карандашом, и заполнить 3 графу таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)», а также составить новые вопросы, на которые можно найти ответы в учебнике и ЭОР. У вас 10 мин, начинаем!
Сильному учащемуся класса, предлагается выполнить индивидуальное задание с помощью ЭОР, а слабому учащемуся выполнить задание на карточке.
2. Учащиеся знакомятся с содержанием учебника по данной теме, садятся за компьютеры и обращаются к ЭОР, по ссылке из «Приложения 1» переходят на ЭОР, изучают материал.
3. Учащиеся обращаются к списку вопросов и выделяют пометками те из них, на которые были найдены ответы затем формулируют и записывают новые вопросы, информацию по которым также можно найти при изучении информации.
4. Хорошо, ребята, а теперь давайте обменяемся полученной вами информацией! Озвучьте, что вы записали в 3 графу таблицы, один представитель от группы зачитывает, а параллельная группа фиксирует информацию у себя в 3й графе таблицы.
Расскажите о том, что вам уже было известно.
Что нового узнали, изучив информацию в учебнике и с помощью ЭОР?
Что в этой информации привлекло ваше внимание, что запомнилось?
III. Стадия Рефлексии.
1. Ребята, давайте вспомним на какую цель мы работали. У нас все получилось?
Возьмите в руки свои бланки и в таблицу оценки и самооценки поставьте отметку за урок в графу самооценка, затем обменяйтесь бланками с соседом по парте и поставьте отметку соседу, как вы его оцениваете за работу на уроке. Третью графу заполню я после урока и выведу среднее значение, эта оценка и пойдет в журнал.
2. А теперь я предлагаю вам написать телеграмму, которая начинается со слова «Оказывается». Кратко написать самое важное, что вы уяснили с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться)
Это один из приемов применяемый на стадии рефлексии.
Учащиеся пишут итоговый текст-резюме, начиная со слова: «Оказывается, ». Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять что я думаю»
3. Давайте послушаем, что написали некоторые из вас (2-3 человека)
4. А теперь я предлагаю вам записать домашнее задание:
1. стр. 22, № 8, решить задачу – оценка 3;
2. построить схему «Информационные процессы» - оценка 4;
3. Нарисовать рисунок, изучив материал п. 1.2.6, и используя ЭОР, ссылка на стр 20 – оценка 5.
«Приложение 1» к плану-конспекту урока
Информационные процессы
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Чтобы перейти по ссылке, наведите на нее курсор, нажмите клавишу Ctrl и щелкните, на открывшемся ЭОР нажмите кнопку «Посмотреть ресурс»
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Хранение информации. Память
И-тип
анимация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2
Помехи при передаче информации
И-тип
анимация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3
Вопрос 1 - Тема "Информационные процессы"
К-тип
тест
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение 2.
Определите источник и приемник передачи информации (односторонний или двусторонний).
Ситуация
Источник
Приемник
Школьник читает текст в учебнике
Мальчик просыпается от звонка будильника
Вывешен знак, запрещающий проезд по улице
Регулировщик управляет потоками машин и пешеходов
Приложение 3.
Список использованных документов и источников информации
Программа:
Босова Л.Л., А.Ю. Босова А.Ю.. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Учебники:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Методические пособия:
Бородин М.Н.. Информатика. УМК для основной школы 5-9 классы. 7-9 классы. Методическое пособие. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013 г.
Электронные пособия:
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих цифровых образовательных ресурсов:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс».
Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) из Единой коллекции ЦОР.
Компьютерные презентации.
15