Дыхательная гимнастика как важный этап логопедического занятия


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №13 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Дыхательная гимнастика
как важный этап логопедического занятия
Выполнила:
Учитель-логопед: Новикова
Наталья Николаевна

Усть-Катав

2014г.
Дыхательная гимнастика
как важный этап логопедического занятия
Когда вы совершенствуете дыхание,
вы совершенствуете свою судьбу.
Свами Вивекананда
Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Дыхание также является важной частью речи. К органам дыхания относятся:
грудная клетка;
легкие;
дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи).
Различают два вида дыхания:
• физиологическое (неречевое);
• речевое (фонационное).
Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюшной полости в живот, увеличивая тем самым объем грудной клетки, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется. Вместе с межреберными мышцами, которые поднимают и опускают грудную клетку, диафрагма поднимается кверху и сжимает легкие. Диафрагма участвует в дыхании, являясь главной движущей силой в его обеспечении.
Речевое (или фонационное) дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.
Различия между физиологическим и речевым дыханием представ-
лены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Речевое дыхание Физиологическое дыхание
Фазы Вдох – пауза – выдох Вдох – выдох – пауза
Продолжитель-
ность вдоха и
выдоха
Выдох намного длиннее вдоха
Время затраченное на вдох
и выдох, примерно одинаково
Количество дыхательных движений Число дыхательных движений
вдвое меньше, чем при обычном выдохе
Число дыхательных движений
вдвое больше, чем при речевом дыхании
Объем вдыхаемого и
выдыхаемого
воздуха
Значительно увеличивается
объем вдыхаемого
и выдыхаемого воздуха
Объем вдыхаемого и выдыхаемого
воздуха в три раза меньше,
чем при речевом дыхании
Длина вдоха Вдох более короткий и
более глубокий
Речевое дыхание Вдох длиннее, чем при речевом
дыхании, и менее глубокий
Физиологическое дыхание
Осуществление
контроля
Речевое дыхание – управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила
выдоха зависят от цели и условия
общения. Речь образуется
в фазе выдоха
Происходит непроизвольно,
рефлекторно, вне нашего сознания
Смена фаз дыхания
В смене фаз дыхания
ритмической последовательности
нет
Однообразно-ритмическая
Назначение Основа голосообразования,
формирования
речевых звуков
Осуществление газового обмена
Физиологи различают три способа дыхания:
• верхнее дыхание (ключичное);
• среднее дыхание (грудное и реберное, или межреберное);
• нижнее дыхание (брюшное, или глубокое, или диафрагмальное).
Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное, или его еще называют диафрагмально-реберное, дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются
неподвижными.
Многие дети пользуются верхнегрудным дыханием, часто совершают вдох с резким поднятием плеч, также не умеют рационально расходовать воздух в процессе речевого высказывания, добирают воздух почти перед каждым словом.
У детей без отклонений в развитии дыхательная функция формируется спонтанно. Речевое дыхание у таких детей также развивается по мере становления речевой функции.
В таблице 3.2 представлены показатели произнесения определенного количества слов на выдохе для каждого возраста.
Таблица 3.2
Возраст
ребенка
Количество слов
на выдохе в норме
Длительность занятия по формированию речевого дыхания
2–3 года 2–3 слова 2–3 минуты
3–4 года 3–5 слов 3–4 минуты
4–6 лет 4–6 слов 4–6 минут
6–7 лет 5–7 слов 5–7 минут
В норме речевое дыхание окончательно формируется у детей к
10-летнему возрасту.
Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности:
• дыхание поверхностное, верхнереберного типа;
• ритм дыхания неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке;
• объем легких существенно ниже возрастной нормы.
Соответственно, и речевое дыхание у таких детей развивается патологически.
В процессе речевого высказывания у них отмечаются:
• задержки дыхания;
• судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки;
• дополнительные вдохи.
Характеристика речевого дыхания у дошкольников с речевыми
нарушениями:
• малый объем легких;
• слабая дыхательная мускулатура;
• слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышной речи (часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных);
• неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха ( в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом; нередко из-за этого он не договаривает конец слова или фразы); • неумелое распределение дыхания по словам (ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой — (вдох) — дем гулять);
• торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием»;
• слабый выдох или неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя, которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков.
Следовательно, логопеду необходимо проводить работу по формированию речевого дыхания у детей с ограниченными речевыми возможностями. Это могут быть как одно-два упражнения на логопедическом занятии, так и целые комплексы дыхательной гимнастики.
В тех случаях, когда речевое дыхание ребенка нарушено незначительно, достаточно одного-двух упражнений дыхательной гимнастики, которые выполняются обычно перед артикуляционной гимнастикой.
Упражнения направлены, в основном, на выработку направленной воздушной струи, необходимой для произнесения большинства звуков русского языка.
Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики:
• Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке.
• Занятия проводить до еды.
• Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.
• Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
• Выдох должен быть длительным, плавным.
• Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
• В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота.
• Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.
• Достаточно трех-пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции! Наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам:
побледнение лица, жалобы на головокружение, отказ от занятий.
• Дозировать количество и темп проведения упражнений.
• После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2–3 секунды.
Виды пособий для дыхательной гимнастики:
• Всевозможные вертушки (в том числе мельница для воды и песка).
• Легкие мячики из пенопласта, пластмассы, дерева и металла.
• Игры «Dusyma».
• Компьютерные игры.
Дыхательные игровые упражнения.
Футбол.
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: два кубика или карандаша, ватный шарик или легкий маленький мячик. Ход игры. Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша – размещаются на столе для занятий.
Вариант № 1. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками. Необходимо следить, чтобы ребенок при выполнении упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь,
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.
С.Я. Маршак
Вариант № 2. Через несколько занятий усложните упражнение: пусть ребенок дует на шарик, положив распластанный язык на нижнюю губу
3. Воздушная струя должна проходить посередине языка. Под воздействием воздушной струи посередине языка образуется желобок. Упражнение хорошо подготавливает артикуляционный аппарат к вызыванию свистящих звуков.
Внимание! Не рекомендуется выполнять этот вариант упражнения при межзубном сигматизме. При этом виде речевого нарушения желательно подбирать упражнения, при которых язык находится в пределах ротовой полости. В случаях, когда все же необходимо сформировать ложбинку посередине языка (межзубнобоковой сигматизм), рекомендуется не задерживаться долго на втором варианте
1 На сайте www.dusyma.de представлен каталог игр.
2 Компьютерная игра «Игры для Тигры» содержит модуль «Дыхание», состоящий из игр «Одуванчики», «Кораблики», «Ветерок», «Воздушный змей». Для этих упражнений понадобится микрофон.
3 Такой вариант упражнения можно использовать и в других играх из раздела «Игры для дыхательной гимнастики».
упражнения. После достижения результата (воздушная струя посередине языка) рекомендуется возвращаться к первому варианту упражнения.
Подуем на султанчики.
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: бумажные султанчики (метелочки). Можно использовать готовые султанчики или самостоятельно изготовить пособие. Для этого необходимо взять тонкий листок бумаги или фольги (5х10 см) и нарезать 10–12 узких полосок. Полоски привязываются к палочке или карандашу. Упражнение может выполняться как стоя, так и сидя. Ребенку предлагают подуть на получившийся султанчик. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выполнении упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Ветряная мельница.
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: для этой игры необходима игрушка – мельница из песочного набора или вертушка.
Ход игры. Мельницу размещают на столе для занятий. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает его действия стихотворным текстом:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч!
А.С. Пушкин
Необходимо следить, чтобы ребенок при выполнении упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Снегопад
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: рыхлые ватные комочки.
Ход игры. Упражнение выполняется стоя. Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он сдует ее.
Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выполнении упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись как снежок.
А.Л. Барто
Листопад
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: разноцветные листья из цветной бумаги (осенью можно использовать настоящие листья деревьев).
Ход игры. Вырежьте из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья: дубовые, кленовые, березовые. Предложите ребенку устроить листопад, сдувая листочки аналогично снежинкам с ладони.
Листопад, листопад,
Листья кружатся, летят!
Разноцветные, резные,
Словно кистью расписные…
А.Рябинка
Бабочка
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активи- зация губных мышц. Оборудование: бумажные бабочки.
Ход игры. Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку. Закрепите бабочек на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с малышом русскую народную поговорку:
Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки –
На березовой ветке!
(Русская народная поговорка)
Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела». Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выполнении упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Кораблик.
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: бумажный кораблик.
Ход игры. Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните малышу, что для того чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно, щеки не надувать. Заканчивая игру, произнесите вместе с ребенком:
Ветер, ветерок,
Натяни парусок!
Кораблик гони
До Волги-реки!
(Русская народная поговорка)
Живые предметы.
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: карандаш или деревянная катушка.
Ход игры. Возьмите любой карандаш или деревянную катушку от использованных ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность (например, поверхность стола). Предложите ребенку плавно подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи. Необходимо следить, чтобы ребенок при выполнении упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Шторм в стакане.
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Оборудование: соломинка для коктейля и стакан с водой.
Ход игры. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Вдох делается через нос и слегка приоткрытые в улыбке губы. Вы- дох совершается через трубочку для коктейля, конец которой опущен в наполовину заполненный водой стакан. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
В море волны, как русалки
Все играют в догонялки.
Шумно брызгают хвостами,
Серебрятся волосами.
С.Птица
Чей пароход лучше гудит?
Цель: развитие сильного ротового выдоха; формирование направлен- ной воздушной струи посередине языка; активизация губных мышц.
Оборудование: чистые стеклянные пузырьки (высота пузырька около 7 см, диаметр горлышка 1–1,5 см).
Ход игры. Взрослый один пузырек берет себе, а другой дает ребенку. Взрослый показывает, как можно погудеть в пузырек. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырек в это время касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований.
Снова в плаванье выходят
Пароход и пароходик,
И спешит за пароходом
Пароходик полным ходом,
А устанет – Пароход
На буксир его берет. (Автор неизвестен)
Бегущий лыжник
Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажная фигурка лыжника.
Ход игры. Лыжи можно вырезать из не очень плотной бумаги (длина лыж, сложенных вместе – 7,5 см, ширина 2,5 см). Передняя часть лыж (1,5 см) загибается. Посередине карандашом проводится черта, которая как бы отделяет одну лыжу от другой. В центре лыж приклеивается силуэт человека, которого можно вырезать из такой же бумаги (высота 5,5 см), предварительно ему придается соответствующее положение (полусогнутое: согнуть лист с силуэтом человека в двух местах). Когда фигурка будет готова, ее размещают на столе для занятий. Взрослый предлагает ребенку подуть на нее. Во время выполнения упражнения ребенком логопед читает стихотворение:
На лыжах еду с горки,
От радости кричу.
Тряхнуло на пригорке,
И я лечу, лечу.
А. Толстоброва
Необходимо следить, чтобы при выполнении упражнения ребенок не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Фокус
Цель: выработка сильной направленной воздушной струи. Оборудование: небольшой кусочек ваты.
Ход игры. На кончик носа ребенка логопед кладет маленький кусочек ватки. Затем предлагает ребенку высунуть изо рта язык, придать ему форму «чашечки» и подуть на кончик носа так, чтобы ватка подлетела высоко вверх (воздушная струя при этом направляется вверх). Во время выполнения упражнения ребенком логопед читает стихо- творение:
Кто из шляпы достает
Зайца всем на удивление?
Это фокусник дает
В цирке представление.
С. Чертков