Практико-ориентированный проект на тему:«Дымковская игрушка как культурное наследие предков»

Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 22









Проект на тему:
«Дымковская игрушка как культурное наследие предков»















Выполнила: ученица 3 «Б» класса
Ренева Варвара
Руководитель:
Учитель начальных классов
Рыкованова Г.В.




Тюмень – 2016

Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Дымковский промысел. . .5 - 10
Глава 2. Изготовление свистульки в дымковском стиле 11 - 31
Заключение 32
Литература.33
Приложение 134
Приложение 2.35



Введение.
Актуальность темы исследования.
Каждая страна и народ, который в ней живет, имеет свою уникальную культуру, которая отличает ее от других. Важно беречь, сохранять и передавать культурное наследие наших предков. Одним из ярких примеров культурно-исторического наследия русского народа является промысел дымковской игрушки. Сама по себе дымковская игрушка приносит в нашу жизнь много радости и задора. Она позитивно влияет, как на взрослых людей, так и на детей.
Впервые я увидела, как делают дымковские игрушки у своей мамы. Это ее увлечение. Я часто просто сидела и наблюдала, как она это делает, а потом пробовала повторить сама. Особенно мне нравится делать лошадей. У меня даже сохранилась моя первая лошадь, которую я сделала сама, потом мы ее высушили и обожгли. Я спросила у мамы, почему она этим занимается, и она мне ответила, что этот промысел - это культурное наследие нашего народа. А еще мама рассказа мне о том, что это ее способ отдыхать, что работа с глиной и красками радует ее, снимает напряжение. Особенно мама любит делать свистульки, мне тоже нравится это занятие. Свистульки, они как дудочки, у них разное звучание, на них приятно играть это приносит много радости и поднимает настроение. Я тоже решила сделать свистульку своими руками, а в процессе этого отследить, как будет меняться мое настроение, и какие эмоции при этом я буду испытывать.

Объект исследования: дымковская игрушка /свистулька.
Предмет исследования: особенности дымковской игрушки и технология ее изготовления.
Гипотеза: действительно ли в процессе изготовления дымковской игрушки человек снимает напряжение и у него улучшается настроение.
Цель: проанализировать значение дымковской игрушки, как культурного наследия наших предков.
Задачи:
изучить историю возникновения, особенности дымковской игрушки как одного из народных промыслов;
изучить технологию изготовления дымковской игрушки
сделать свистульки из глины.
на основе метода самонаблюдения отследить свое настроение и эмоции в процессе изготовления свистульки.
Методы исследования.
Анализ информации из разных источников: книги, интернет, видеофильмы. Обобщение, классификация и структурирование полученного материала, выделение главного. После этого провели эксперимент, который заключался в изготовлении дымковской свистульки в домашних условиях. Использовали метод самонаблюдения для определения влияния процесса изготовления изделия на автора проекта.
Практическая значимость.
На основе своей работы я сделала книжку по изготовлению свистульки в дымковском стиле. Она будет интересна учителям, воспитателям и всем заинтересованным людям, которым нравится работать с глиной и дымковский промысел. Дымковские свистульки могут быть использованы учителями на уроках изобразительного искусства и музыки.
Во введении рассмотрена актуальность проекта, определены цели, задачи, гипотеза, объект и предмет исследования, практическая значимость проекта.
В первой главе рассмотрен теоретический материал о происхожении художественного промысла, его особенностях, технологии изготовления дымковской игрушки.
Во второй главе представлен материал по практической части проекта: изготовлению дымковской свистульки, самоанализ наблюдения за эмоциональным состоянием в ходе работы над игрушкой.
Заключение посвящено обобщению и выводам по проведенной работе.






Глава 1. Дымковский промысел.
Дымковская игрушка – это один из самых старинных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятка (ныне территория города Кирова) в XV-XVI веках. Согласно одной из версий, своё имя слобода получила из-за дымов, клубившихся над печными трубами в домах ремесленников, проживавших в слободе. Именно по месту происхождения дымковской игрушки она получила свое название.
Появление дымковской игрушки связывают с праздником Свистопляски или «Свистунья».
Раньше глиняные игрушки в слободе Дымково изготовляли целыми семьями - копали и месили глину, толкли и растирали краскотерками комовой мел вручную. Лепили, сушили и обжигали игрушки с осени до весны. В четвертую субботу после Пасхи проходила ярмарка "Свистуньи-свистопляски". Ближе к началу ярмарки игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали золотистой поталью. А затем привозили товар в Вятку на праздник, радуя всех искусством и даря хорошее настроение.  В течение трех дней вятские жители веселились, гуляли и от мала до велика свистели в глиняные свистульки. Побывав на празднике, вятский писатель В.В.Лебедев вспоминал: «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что идешь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят..."  Старейшая мастерица дымковской игрушки Е.И.Пенкина вспоминала свое детство "...Все горожане шли на Свистунью с детьми - три дня ребята свистели в свистульки, дудки дома, на улице и получали всяких игрушек на целый год. Отец с матерью, бывало, тоже продает свои глиняные игрушки - сунет нам денег на сладости - конфеты, пряники, а пряники были особенные - привозили их из Архангельска - больше из черного теста с белым сахаром, фигурные... "  По сути, первыми дымковскими игрушками являются свистульки. Они изготавливались в разных формах: барашков, козлов, коней, оленей, уточек.
Традиция настолько полюбилась жителям слободы, что они стали делать игрушки постоянно, не приурочивая их к празднику. Постепенно сложились особые приемы лепки и росписи, что сделало местные игрушки узнаваемыми и востребованными. Праздник существовал до 1920-х годов, сейчас утрачен, но этот старинный промысел получил дальнейшее развитие и сохранился до наших дней.
Древние игрушки этого направления отличались одной общей деталью: они могли издавать шум: свист, грохот, треск и так далее. И отнюдь не потому, что наши древние предки любили пошуметь (хотя и это тоже). Так, считается, что злые духи очень не любят шум. Естественно, при наступлении весны, когда приходит пора сельхозработ, злые духи совершенно не нужны на полях и огородах. Тогда как за зиму на земле накопилось порядочно нечисти (зима вообще, как говорят, пора тёмных сил). И наши предки старались, как могли справиться с этими злыми духами. В частности, организуя праздники, где необходимо было очень громко шуметь, свистеть, стучать и так далее. Духи пугались шума и исчезали. Миссия была выполнена. С этим и было связано появление праздника Свистопляски или свистуньи. Дымковская игрушка это одна из разновидностей этих шумовых инструментов. Так, у вятичей (славянского племени из этих мест) была традиция уже упомянутого праздника «Свистопляска». И именно с этим было связано само появление этого праздника. То есть, изначальная особенность дымковской игрушки это способность издавать шум, свист. На сегодня «шумливость» это не обязательный атрибут дымковской игрушки. Но цвета и формы современных игрушек сохранены достаточно точно.
Дымковские мастерицы остро подмечали особенности одежды и на основе своих наблюдений создавали условные по форме образы. Со временем мода становилась более универсальной, утратив особенности народного стиля, и дымковская игрушка осталась уникальным отражением одежды минувших эпох. Постепенно забывался смысл отдельных деталей: золотое шитье на платьях, золото эполет и орденов становились непонятными пятнами, делавшими фигуру красочной и выразительной. Они даже переходили туда, где уже не имели никакого смысла на козлов, оленей, индюков, придавая им своеобразную наивную красоту, веселую и жизнерадостную. Постепенно эта декоративная сторона дымковской игрушки выступала все сильнее и, наконец, превратила ее в то, что мы имеем сейчас, чисто декоративную скульптуру.
Одна из особенностей дымковской игрушки – богатая цветовая гамма. Нарядная палитра делает изделия очень узнаваемыми. Преобладающие цвета – красный, синий, зелёный, жёлтый. Существуют определённые каноны для росписей. Каждый элемент узора несёт в себе конкретный смысл. Круги символизируют Солнце, волнистые линии – воду. Точки изображают человеческие следы. Перекрещенные прямые линии означают колодец. Эти символы очень древние. Летние краски посреди зимы Небезынтересно, что яркие, многоцветные фигурки помогают лечить такое явление, как цветовой голод. Природа в вятских землях достаточно суровая, в холодное время года пейзаж лишён обилия красок. Сейчас психологи подтверждают, что в таких условиях очень важно вносить в обстановку яркие цвета. Люди издавна чувствовали это – задолго до научных изысканий. Нарядные игрушки поднимали настроение посреди суровой зимы. Каждая из них была напоминанием о лете. Дымковская игрушка представляет собой небольшую глиняную статуэтку, раскрашенную яркими красками. Каждая игрушка уникальна, ее формы и стиль не имеют аналогов в мире. Дымковские игрушки делают исключительно вручную, и даже с развитием технических возможностей производство не было автоматизировано.
Отличительные черты дымковской игрушки:
специфические стилизованные формы
белый фон
яркая раскраска.
по-возможности способность издавать шум, свист.
Технология изготовления.
Прежде чем изделия предстанут перед зрителями во всём своём великолепии, мастерам необходимо проделать сложную, кропотливую работу.
Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком - рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили. Подготовленная глина после вымешивания и разминания для лепки не должна липнуть к рукам и инструменту, но в нее должен проникать палец. Глина по составу и свойствам может быть разной. Хорошей считается глина, имеющая среднюю жирность. Простой способ проверки качества глины – скачать жгутик и согнуть его в бублик, если глина трескается при этом, то в ней недостаточно воды или большое содержание песка. При небольшом количестве трещин глина пригодна к лепке. Храниться готовая глина всегда во влажном состоянии и чем дольше она вылеживается, тем лучше ее качество. В домашних условиях глина хранится, завернутая сначала в мокрую ткань, а затем в пакет. Сейчас мастерица не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде - полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм. Изготовление дымковской игрушки – это трудоемкий творческий процесс. Для этого используются следующие инструменты: стеки, зубочистка, кисти, емкость для воды, тряпка влажная и сухая, дощечки, водоэмульсионная краска, акриловые краски.
Лепка игрушки (рис.1) Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером. Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки.
Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковскую игрушку лепят по частям, которые тщательно соединяют между собой таким образом, что создается впечатление цельности. Детали игрушки между собой соединяют жидкой глиной, как клеем. Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Элементы, из которых делается все – это шарики, колбаски, капельки. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями.
(рис.1) (рис.2)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сушка и обжиг (рис.2)
Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе. В старые времена игрушку обжигали в русских печах. Ставили прямо на дрова, либо на железный противень. Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной - светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи. Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.
Обеливание (рис.3)



(рис.3)

После печи заготовка получается коричнево-красной. Для побелки в старину использовали раствор мела на молоке - окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея. Обеливание - это характерная черта Дымковской игрушки. Сейчас обеливание производят с помощью белой водоэмульсионной краской с добавлением мела.
Роспись игрушки.
Финальная часть процесса - роспись. Сначала расскажем о старинном традиционном способе росписи: Сухие краски растирались с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Цветовая гамма была небогатая, только основные тона. Использовались составы от сажи до фуксина и хрома. Эти краски как будто отдавали заготовке часть своего цвета и звучали приглушено. В XX веке использовали гуашь, также разведенную на яйце. Сейчас используют яркие акриловые краски - очень стойкие. Кисти используют преимущественно мягкие, разного размера. Тонкие кисти позволяют мастерице привносить в сюжет мелкие детали - это не всегда хорошо, так как приводит к перенасыщению сюжета.
Игрушки расписываются простым геометрическим орнаментом - это круги, зигзаги, полосы, клетка, точки, так же их отличает яркость и насыщенность цветов. Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали - смеси цинка и меди. Они блестят и придают вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке.
Глава 2. Изготовление свистульки в дымковском стиле.
Этапы работы:
Заготовка глины.

Глину для свистулек берем на стройке, причем заготавливали мы ее, тогда, когда она в мокром состоянии (после дождя или когда выпал и растаял снег). Дома ее складываем в плотный пакет и плотно завязываем, чтобы глина не высыхала.
Для того чтобы приготовить глину, выложим небольшую ее часть в таз и промешаем ее.









Выкладываем промешанные кусочки глины на влажную ткань.





Затем заворачивает глину сначала в мокрую ткань, а затем в пакет. Пакет плотно завязываем, чтобы туда не поступал воздух. В таком состоянии глина может очень долго храниться и не высыхать.

Изготовление «камеры» для свистульки.
Из глины делаем шарик, затем из шарика пальцем формируем чашу. Толщина стенок у чаши около 5 мм.
1. 2. 3. 4. 5. 6.
Затем стенки чаши вытягиваем и сужаем, для того, чтобы все концы чаши соединить вместе. Соединяем концы чаши.

Отрезаем лишнее. Получилась заготовка.

Заглаживаем заготовку влажной тряпочкой, так, чтобы она была гладкой.

Изготовление «аппарата» для свиста.
Приготовим все необходимое для работы. Нам понадобится чашка с водой, трубочка, стеки, зубочистка и влажная тряпочка.


Трубочку нужно смочить и стряхнуть. Затем трубочкой протыкаем заготовку под углом 45 градусов.






Затем протыкаем стекой с другой стороны и убираем влажной зубочисткой лишнюю глину внутри свистульки.

Чтобы свистулька хорошо звучала, убираем лишнюю глину внутри ее.





Чтобы свистулька пела, как дудочка, делаем отверстия по бокам заготовки. Отверстия в заготовке делаются в направлении узкого конца свистульки.





4.Лепка лошади.
Сначала сделаем для лошади ноги. Для этого скатаем два шарика диаметром 1 см, затем слегка, надавливая на один край шарика, и катая его по столу, получим два заостренных конуса.


Примеряем, полученные ноги к заготовке.

Обводим вокруг ног острой стекой, на заготовке получилось два кружка.

Рисуем клетку внутри кружка и на внутреней стороне ног.

Готовим жидкую глину, это будет «клей» для скрепления деталей. Наносим жидкую глину на нарисованную клеточку на ногах и заготовке.



Теперь прикрепляем ноги к туловищу.

Убираем лишнюю глину и соединяем ноги с туловищем так, чтобы они казались единым целым с туловищем-заготовкой. Для этого можно использовать влажную хлопковую тряпочку или это можно сделать пальцами. Для этого руки нужно намочить, вытереть полотенцем и сразу же соединять детали.


Теперь сделаем шею для лошади. Для этого скатаем шар, затем ладошкой слегка покатаем этот шар по столу. Второй вариант можно между ладошек покатать шар.



Получилась фигура, похожая на конус без острой вершины.

Так же как крепили ноги к туловищу, крепим и шею. А именно - примеряем деталь, обводим тонкой стекой, чтобы было понятно, где она будет крепиться.

Чертим сетку на туловище и на шее.
Накладываем жидкой глины на клеточки.

Соединяем детали и убираем лишнюю глину.

Затираем стык, где деталь соединяется с заготовкой.

Теперь сделаем голову для лошади. Из шара делаем овал. Затем примеряем его и аналогичным образом, как все детали до этого прикрепляем к шее.


Получилась вот такая заготовка. Из нее можно сделать лошадь, козу, барана, оленя.




Для того чтобы сделать лошадку к заготовке нужно прикрепить уши и гриву.






Для того чтобы сделать козу нужно прикрепить уши и рога.







Для того чтобы сделать барана нужно добавить рога и уши.








Для того чтобы сделать оленя нужно прикрепить уши и рога.






Из заготовки я буду делать лошадь, а значит, мне нужно сделать уши и гриву. Для ушей катаем два шарика диаметром 7 мм. Между пальцами катаем шарик глины и формируем ухо.




Примеряем уши на голову лошади и очерчиваем их палочкой.





Чертим решетку в тех местах, где детали будут соединяться, накладываем на решетку жидкую глину.





Прикрепляем уши к голове, убираем лишнюю глину, затираем стыки между ушами и головой лошади.


Для того чтобы сделать гриву катаем длинную, тонкую колбаску. Чтобы глина при этом не трескалась нужно протирать влажной тряпочкой стол и руки






Для того чтобы сделать гриву находим середину на готовой тонкой колбаске, аккуратно перегибаем, держим за верх и перекручиваем два конца между собой.






Прикрепляем гриву к лошади.






Притираем гриву к лошади.






Влажной тряпочкой заглаживаем свистульку, чтобы поверхность была ровной. Свистулька-лошадка слеплена. Теперь ее надо правильно высушить. Я свою лошадку сушила на камине, на кирпичах. В первые два дня сушки важно, чтобы игрушка из глины стояла и на нее не падало жаркое солнце, нельзя ставить у батареи, у печки, обогревательных приборов. Это необходимо, чтобы на игрушке не появились трещины. Моя игрушка сохла около недели, потом я ее обожгла в духовке, 3 часа на самой большой температуре. Я видела, как мама обжигает игрушки в большом количестве в бане, а раз моя игрушка была в единнственном экземпляре, то я ее обжигала в духовом шкафу.





Роспись свистульки.
Сначала я покрыла лошадку водоэмульсионной белой краской на три раза. Затем раскрасила черным цветом ноги, мордочку и гриву


Для раскраски лошадки я использовала акриловые краски. Сначала я выкрасила в черный цвет ножки, после того, как они высохли, я раскрасила мордочку и гриву.
Сначала я нарисовала большие красные кружочки в шахматном порядке.

Затем, акриловой краской «охра» я нарисовала кружочки поменьше. Этим же цветом я покрасила ушки.

Добавила черные точки на больших красных кружочках, нарисовала мордочку. Лошадка готова.





Результаты самонаблюдения.
По ходу работы я наблюдала за собой, за своими эмоциями, настроением. Свои результаты я занесла в таблицу.
Ход работы
Мои самонаблюдения.

Подготовка глины, промешивание.
Глина мне понравилась, мне приятно было давить кулаками, сжимать ее и пропускать сквозь пальцы. Спокойствие, удовольствие от работы. Ни о чем не думала. Просто делала.

Изготовление чаши для свистульки.
Любопытство, интерес, азарт от работы, удовлетворение. Если появлялись трещинки на чаще я расстраивалась , хотелось поскорее их убрать. Ни о чем не думала, просто делала.

Изготовление аппарата для свиста.
Любопытство. Желание, чтобы получилось. Опасение, что не получится. Расстроилась, когда свистулька засвистела не сразу. Радость, когда получилась. Я была вовлечена в работу. Мне было интересно. Очень понравилось свистеть. Особенно громко свистеть с музыкой. Это восторг.

Изготовление и крепление к свистульке дополнительных деталей (ноги, шея, голова, уши, грива)
Очень понравилось собирать лошадку, как конструктор. Рисовать сетку, мазать жидкой глиной и крепить детали, мне было приятно. Этот процесс меня захватывал. Удовлетворение, спокойствие, радость. Любопытно было, какая лошадка получится.

Покраска белой краской
Это было приятно.

Раскраска акриловыми красками.
Мне очень понравилось раскрашивать игрушку. Я тревожилась, что получится неровно. Радость, удовольствие, удовлетворение, азарт. Удивление , как у меня получились кружочки.

Что понравилось больше всего делать
Раскрашивать, собирать свистульку, как конструктор, крепить детали. Понравилось свистеть в свою свистульку.

Когда было труднее всего
Сложнее всего было делать аппарат для свиста. Это мне меньше всего понравилось делать.


Заключение.
Не случайно дымковская игрушка сохранилась до наших времен. Прошло уже 400 лет с момента ее появления, а ее до сих пор любят и не только в нашей стране, но и в других странах тоже. Если эта игрушка живет, значит она нужна людям. Мне удалось сделать свистульку в домашних условиях. Я могу сказать, что эта работа принесла мне много радости, азарта и интересных открытий. Меня удивило, как эта работа вовлекает, погружает в само делание. Я думаю, что когда люди что-то просто делают приятное для себя, при этом не о чем не думают, то они отдыхают, у них улучшается настроение, они отдыхают. Я это испытала. Моя гипотеза подтвердилась. Я думаю, что секрет дымковской игрушки заключается еще и в том, что она сама по себе яркая. Яркие цвета будят в людях эмоции. Что же люди находят в этой игрушке? Я нашла в ней много радости, удовлетворения, азарта, другими словами – позитивных эмоций. Я сейчас говорю о себе. А тема следующего моего исследования может быть посвящена тому, как люди реагируют на дымковскую игрушку, изменяется ли их настроение, улучшается ли самочувствие. Могу предположить, что дымковские свистульки оказывают положительное влияние на человека, ведь не случайно в Древней Руси почти у каждого ребенка в кармане хранилась игрушка-свистулька.












Список литературы:
«Чудо глиняное, дымковское»,А.Н.Менчикова,Издательство»О-Краткое»,Киров,2015,с.23-26
Дымковская игрушка, А.В.Киселева,Киров(Вятка),ООО «Форекс»,2007,с.9-12,34-38
«Дымковские глиняные расписные»,Издательство «Художник РСФСР»,Л..1965,с.4 -8
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://interesko.info/dymkovskaya-igrushka-osnovy-izgotovleniya/






















Приложение 1. Элементы дымковской росписи.



















Приложение 2. Образцы дымковской игрушки.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 143415




Лепка Дымковской игрушкиРисунок 118Лепка Дымковской игрушкиРисунок 3Рисунок 14Рисунок 16Рисунок 17Рисунок 21Рисунок 22Рисунок 24Рисунок 26Рисунок 33Рисунок 30Рисунок 31Рисунок 32Рисунок 2D:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\проект звенящая глина\фото проекта изгшотовление лошади\WP_20160110_079.jpgРисунок 4D:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\проект звенящая глина\фото проекта изгшотовление лошади\WP_20160110_085.jpgРисунок 8D:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\проект звенящая глина\фото проекта изгшотовление лошади\WP_20160110_099.jpgРисунок 12D:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\проект звенящая глина\фото проекта изгшотовление лошади\WP_20160110_120.jpgРисунок 14D:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\проект звенящая глина\фото проекта изгшотовление лошади\WP_20160110_126.jpgРисунок 19D:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\проект звенящая глина\фото проекта изгшотовление лошади\WP_20160110_133.jpgРисунок 24D:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\проект звенящая глина\фото проекта изгшотовление лошади\WP_20160110_140.jpgРисунок 25D:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\проект звенящая глина\фото проекта изгшотовление лошади\WP_20160110_141.jpgРисунок 33D:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\проект звенящая глина\фото проекта изгшотовление лошади\WP_20160110_159.jpgРисунок 39D:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\проект звенящая глина\фото проекта изгшотовление лошади\WP_20160110_173.jpgРисунок 77D:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\проект звенящая глина\Фото игзотовление\WP_20160214_022.jpgРисунок 82D:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\проект звенящая глина\Фото игзотовление\WP_20160310_012.jpgРисунок 38Рисунок 40Рисунок 4215