Использование современных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы и русского языка
Использование современных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы и русского языка
Эффективность использования образовательных технологий зависит от многих объективных и субъективных факторов. Важнейшими из этих факторов являются состояние здоровья учащихся и их психологические особенности. Поэтому образовательные технологии прежде всего должны быть здоровьесберегающими:
Учитывать индивидуальные особенности;
Стремиться добиваться оптимальных результатов при минимальных затратах времени и сил учащихся;
Обеспечивать психологический комфорт.
Выбор образовательных технологий учитель делает в зависимости от того, какие цели поставлены перед ним. Цель современного урока- формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя.
Одной из наиболее часто используемых является игровая технология.
Игровые технологии я использую в основном в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне как учителю русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 5 часов (как и в 6-ом классе) русского языка в неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и орфограмм. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.
Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.
Использовать игровые технологии можно не только в 5-6-ых классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети.
Цель моей работы обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.
Задачи:
1. Раскрыть особенности педагогических игр;
2. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий;
3. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе;
Гипотеза: Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.
Технология опыта.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
· В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
· Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
· В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);· Как технологии внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Педагогические игры имеют следующую классификацию:
I По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;
II По характеру педагогического процесса:
1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2. познавательные, воспитательные, развивающие;
3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
4.коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;
III По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;
IV По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.
Игровые формы на уроке русского языка:
Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм,
Лексико-фразеологические игры,
Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.
Микроисследования. Задания этого типа рассчитаны на высокий уровень развития и подготовки школьников. Наиболее типичны: а) развернутый ответ на вопрос проблемного характера или обычно сформулированный вопрос; б) сочинение на лингвистическую тему (в серьезной и занимательной форме).
Лексико-фразеологические игры проводятся во время изучения таких учебных тем, как «Синонимы», «Омонимы», «Антонимы», «Фразеологические обороты» в 6 классе. Можно предложить игру «Собери фразеологизм».
Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.Акростих
Задача: к данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы.
К О С М О С План обобщающего урока-игры по литературе в 5 классе «Мир природы в лирике русских поэтов»
Жеребьёвка, представление.
Разминка.
Сочинить стихи из предложенной рифмы.
Составить название литературных произведений из заданных букв.
Узнать стихотворение, указать автора по окончанию стихотворных строк или четверостишию
Восстановите строки стихотворения.
После изучения темы по литературе в 5 классе «Пословицы и поговорки» можно провести игру «Собери пословицы». На одной карточке первая часть пословицы, на другой- вторая часть пословицы. Группа делится на команды. Чья команда соберет больше пословиц, та команда и выиграет.
Любое изучение произведения мы сопровождаем всегда просмотром иллюстраций к ним. Можно предложить ребятам задания творческого характера: 1) продлите жизнь сказочного героя (после известного всем финала); 2) придумать свое название известной сказке; 3) озвучить мысли, чувства, мечты персонажей известных сказок.
Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.